Особенности и значение римской литературы
Римская литература является новым этапом в развитии античной литературы.
И древнегреческая и римская литературы создавались и развивались в условиях античной рабовладельческой формации. Рим в основных чертах прошел тот же путь развития, что и Древняя Греция; это путь от родовой общины к рабовладельческому городу-государству, а затем к образованию огромной империи. Однотипность развития обусловила и определенную общность в идеологической жизни Греции и Рима. Греческая культура оказала большое влияние на римскую в области религии, философии, искусства и литературы. К тому же литература в Риме начала развиваться значительно позднее греческой – в середине III века до н. э., в тот период античности, который является временем упадка для Греции (период эллинизма). Эта последовательность во времени также римской литературе широкие возможности использования достижений предшествовавшей греческой. Римляне заимствовали у греков многие литературные жанры, различные поэтические формы, стихотворные размеры, сюжеты, драматические приемы. Однако это обстоятельство не лишило римскую литературу самобытности и художественной ценности. Характер римской литературы складывался и развивался в связи с национальными особенностями и римскими культурными традициями, в конкретной исторической ситуации, при своеобразных условиях общественной жизни римской республики, а затем и империи. При заимствовании греческие образцы подвергались обработке и усваивали оригинальные римские черты.
Римская литература не всегда и не полностью воспринимала элементы, характерные для перерабатываемых греческих жанров. Значительное число произведений римской литературы, отдельные жанры и многие художественные приемы возникли у римлян вне связи с греческими источниками. Всесторонний анализ памятников римской литературы привел многих исследователей к признанию оригинальности художественного творчества древних римлян. Характерной особенностью римской литературы признается ее практическая направленность, что нашло отражение в повышенном интересе к красноречию и историографии, к сатирической поэзии и эпиграмме. На протяжении всего периода существования римской литературы для нее свойственно постоянное внимание к нравственной проблематике и дидактике.
Римская литература сыграла большую роль в развитии западноевропейских литератур. Ведь единственным источником знакомства европейского Запада с античной культурой на протяжении длительного периода времени (вплоть до XVII в.) были сохранившиеся памятники древнеримской, а не древнегреческой литературы. Такое положение объясняется в первую очередь тем, что культура западноевропейских стран является непосредственной преемницей поздней римской культуры; кроме того, латинский язык был официальным языком католической церкви, он серьезно изучался и был понятен всем образованным людям того времени, тогда как греческий язык был полностью забыт на Западе до эпохи Возрождения. Только с эпохи Возрождения начинается «вторичное» освоение греческого языка в связи с открываемыми вновь для человечества памятниками древнегреческой литературы. Непосредственное же влияние римской литературы на литературу Возрождения и классицизма было гораздо большим, чем влияние греческой литературы. Этому положению способствовала и созвучность эстетических запросов западноевропейской культуры позднего средневековья с эстетикой римского культурного наследия.
Римская мифология и римская литература
Исключительно важное значение для понимания римской литературы имеет знакомство с античной мифологией, пронизывающей тексты литературных памятников античности. В значительной степени римская литература пользовалась греческой мифологией, воспринимаемой в соответствии со своими потребностями. Но и римская мифология, имеющая свою специфику, связанную с отечественными культами (имеются в виду латины – жители древнего Лация), а также с религиозными представлениями соседних италийских племен (умбров, осков, сабинов и др.), оказывала воздействие на идейное и художественное формирование римской литературы.
Исконно римские верования были значительно примитивнее греческих: римляне обожествляли явления природы, человеческие чувства и разные предметы. У каждого человека был дух-покровитель (гений), каждый дом имел свою богиню домашнего очага – Весту. В римской религии и литературе, как и в других италийских культурах, сохранились пережитки тотемизма – веры в родственную связь между группой людей и каким-либо видом животных, растений, предметом или явлением. Так, разные божества имели посвященных им животных: Юнона – гусей, Фавн – волков, Марс – волков и быков.
О римской религии подобно рассказывается в статье «Боги Рима». Здесь мы ограничимся лишь перечислением главных её персонажей, которые сильнее прочих связаны с римской литературой. Одним из древних римских богов был Янус: сначала его почитали как бога света и солнца, открывающего небесные ворота для приходящего дня, считали его и божеством двери. Наконец, его признали богом всякого начала. В Риме было несколько храмов, посвященных Янусу. Самый знаменитый находился на форуме. Известно, что в мирное время ворота этого храма были закрыты, а при объявлении войны открывались. Януса признавали еще и как бога времени; празднование нового года с I века до н. э. слилось с празднеством в честь бога Януса, а январь и сейчас сохраняет свое название в честь этого божества.
В римском Пантеоне были и другие божества италийского происхождения: Юпитер, почитавшийся в качестве бога неба, Марс и Квирин – покровители римской мощи. Эти божества часто отождествлялись и смешивались, но Марс признавался покровителем войны, а Квирина иногда называли «Марсом мира», или «Спокойным Марсом».
Древнейшим и очень часто упоминаемым в римской литературе богом был Сатурн, которого первоначально почитали этруски, но с течением времени он получил повсеместное признание на италийской почве. У подножия Капитолийского холма находилось святилище Сатурна. Римляне считали его божеством посевов. Сатурну приписывали введение в Италии земледелия и виноградарства. С именем этого божества у римских писателей связано представление о «золотом веке». В его честь устраивались празднества – Сатурналии, когда рабы считались свободными, а хозяева им прислуживали. Во время Сатурналий царило необузданное веселье, приостанавливались общественные дела, делались подарки.
Значительную роль играл в римской религии культ богов – покровителей домашнего очага: Пенатов, Ларов, Гениев. Большой популярностью пользовалась богиня Веста, которой поклонялись как хранительнице города или очага. В центре Рима ей был посвящен храм, шесть весталок (жриц Весты) должны были сохранять в храме вечный огонь, угасание которого, по мнению римлян, грозило большим несчастьем государству. Надзор за культом Весты осуществлялся верховным жрецом.
Встречаются в римской литературе рассказы или упоминания также о других культах и богах италийского и этрусского происхождения. Римский пантеон не был ограничен и все время пополнялся. Однако мифология в Риме не имела того огромного значения, которое принадлежало ей в Греции. Совершенно естественно, что по мере углубления контакта Рима с Грецией, по мере проникновения в Рим греческой культуры в Риме начинают укореняться представления греческой мифологии. И наряду с исконными примитивными верованиями в сюжетах римской литературы появляются культы очеловеченных богов. Греческие боги и герои адаптируются на римской почве, их культы освящаются греческими и римскими обрядами, для них создаются храмы, они значительно полнее представлены и в памятниках римской литературы. Следует, однако, заметить, что усвоение греческой мифологии в Риме не простой механический акт, а сложный процесс восприятия богатейшего мировоззренческого и художественного материала. Колоссальное эстетическое богатство, созревшее на основе осмысления явлений мира с помощью эмоциональных и логических ассоциаций, подвергается радикальной переработке. Римская литература наполняет образы греческих богов и героев новым содержанием, и если для большинства греческих писателей архаической и классической эпохи имена Зевса, Афины и других – имена реально существующих богов, а истина, заключенная в мифе, для них священна, то у многих римских писателей (таких, как Лукреций, Овидий, Сенека) греческие боги (с римскими именами) фигурируют, скорее всего, чисто символически, как литературные образы, и мифологическая легенда воспринимается ими как красивый вымысел.
Римские поэты обращаются к греческому мифологическому богатству для осуществления своего идейно-художественного замысла. Часто в римской литературе используются малоизвестные варианты мифов, часто вымысел и фантазия римских авторов изменяет или дополняет бытовавшие у греков предания, иногда мифологический материал утрачивает связь с религией (Гораций, Овидий), реже используется для выражения определенных религиозно-философских воззрений (Вергилий). Примечательно, что при введении греческих культов римляне или сохраняли за греческими богами их имена (например, Аполлон), или отождествляли их с определенными римскими божествами, наделяя греческого бога (или богиню) именем того божества, с культом которого сливался воспринимаемый культ. Так, греческий Гефест слился в римской литературе с богом огня Вулканом. Гера была отождествлена с исконно италийской богиней Юноной, считавшейся гением-хранителем женщин, греческая богиня красоты Афродита – с Венерой, латинской богиней плодородия и растительности, покровительницей супружеской верности.
С течением времени главные греческие боги прочно укореняются на римской почве под следующими именами: Юпитер (Зевс), Юнона (Гера), Нептун (Посейдон), Плутон (Аид), Церера (Деметра), Веста (Гестия), Минерва (Афина), Венера (Афродита), Купидон или Амур (Эрот), Вулкан (Гефест), Марс (Арес), Аполлон или Феб, Диана (Артемида), Меркурий (Гермес), Прозерпина (Персефона), Вакх или Либер (Дионис, Вакх), Фавн (отождествляется то с Паном, то с Сатиром), Парки (Мойры).
Юпитер, верховный правитель Олимпа, «Отец богов и людей», был почитаем римлянами не меньше, чем Зевс греками. Римская литература видели в Юпитере многодержавного владыку, исполненного величайшей мудрости и справедливости. В самом Риме ему было посвящено много храмов. Великолепнейшим был храм Юпитера Капитолийского (стоявший на Капитолийском холме). В нем находилась знаменитая статуя Юпитера из золота и слоновой кости. Весьма популярным был и культ богини Венеры, особенно в эпоху ранней империи, так как римские императоры династии Юлиев считали своим прародителем Энея, сына богини Венеры.
Вместе с греческими культами в Риме интенсивно распространяется и греческая мифология, которую римская литература активно популяризирует. Для неё миф оказывается благодатнейшим материалом при создании писательских шедевров, переживших многие века и продолжающих оказывать еще и сейчас сильное эстетическое воздействие на читателей. Вместе с тем в римской литературе, как уже отмечалось выше, на первый план выступает не чисто религиозная сторона мифологических преданий, как было в архаический и классический периоды греческой литературы, а художественно-эстетическая трактовка мифологических образов и сказаний в соответствии с замыслом автора.