Б.Л.Пастернак.Стихиосокровенномвромане«ДокторЖиваго».
РоманБ.Л.Пастернака«ДокторЖиваго»сталмеждународнымсобытием.Пораспространенностиимировомуэхуонопередилмногиебестселлеры.Впроизведениевошлистихи,написанныеПастернакомвовремяработынадним.Невсеонисоздавалисьспециальнодляромана,новсеимелиснимвнутреннююсвязь.
СтихиявляютсясвидетельствомЮрияЖивагооеговремени.Вроманеонивыделенывотдельнуючасть.Этачасть–цельнаякнига,имеющаясобственную композицию.ОнаоткрываетсястихотворениемоГамлете,которыйсимволизируетраздумьянадхарактеромсобственнойэпохи.
Вроманвключеныстихотворения,имевшиеавтобиографическуюоснову.Так,например,некоторые стихотворениябылипосвященыАннеИвинской.ВтожевремяэтистихотворенияпередавалихарактеротношенийЮрияЖивагоиЛары:Ивинскаяслужилаоднимизпрототиповгероини.
«Зимняяночь»–названиеодногоизпервыхстихотворений,вкоторомначалосьисследованиетемы любви.Онапредставляетсягероюкак«удар». Водноименномстихотворении,написанномчерез33года,образысвета,мглы,включенывконтекстконкретнойситуации.«Свечагореланастоле»вкомнатевлюбленных,озаряякартинуихвстречи.ЭтотжеобразуПастернакастановитсяцентроммироздания.Пламя,теряющеесявметели,постепеннопритягиваетксебевсесущееназемлеинанебе.Каждоеобразноеуточнениеознаменованорефреном,заканчивающим1,3,6и8строфы.
Стихотворение«Гамлет»можносчитатьключевымдляромана.Пониманиетого,какпостроеностихотворение,возможно,дастчитателюключкпониманиювсегоромана.Самоназвание,какизаданнаявнемситуациянеизбежностипредначертанного,говоритотом,чтоэто–внутренниймонологГамлета,героятрагедииУ.Шекспира«Гамлет».Стихотворение–монологактера,играющегорольГамлета.
СтихотворениенаписаноЮриемЖиваго–центральнымгероемромана,ибылопереписаноидоработаноимзанесколькоднейдосмерти.Темсамымпроблематикастихотворениявключаетсявидейнуюструктуру«ДоктораЖиваго».
Ноесливспомнить,чтовдействительностистихотворениепринадлежитперуБ.Пастернака,тотемсамымпрояснитсяособенностьбиографизмаромана.То,какимобразом,припочтиполномотсутствиивнешнихсовпадений,соотносятсяжизненныепутиавторароманаиегоглавногогероя.
Сатиракакжанрлитературы.
Сатира–видкомического,отличающийсяотдругихвидов(юмора,иронии)резкостьюобличения.Сатираприсвоемзарожденииявляласьопределеннымлирическимжанром.Онапредставляласобойстихотворение,частозначительноепообъему,содержаниекоторогозаключаловсебенасмешкунадопределеннымилицамиилисобытиями.
Какжанр,сатиравозниклавримскойлитературе.Самоеслово«сатира»происходитотлатинскогоназваниямифическихсуществ,насмешливыхполубогов-полуживотных–сатиров.Филологическионосвязаноисословомsatura,означавшимвпростонародьиблюдомешанины,чтоуказывалонасмешениеразличныхразмеров(сатурническийстих,нарядусгреческимиразмерами)инаприсутствиесамыхразнообразныхописанийвсевозможныхфактовиявленийвотличиеотдругихлирическихжанров,которыеимелистрогоограниченнуюиопределеннуюобластьизображения.
Сатираестьпроизведениепоэтическое,лирическоестихотворениеболееилименеезначительногообъёма,вкотороммынаходимболееилименееотрицательноеилирезкоосуждающееинегодующееизображениесвойствикачествотдельныхтипическихлицилиболееилименееобширнойгруппылициявлений.
Отсатирыпоопределенноличномусодержаниюнападенийиобличенийвпроизведенииследуетотличатьпамфлетипасквиль;последнийхарактеризуетсяболеевсегоморальнойнечистотойпобужденийавторавегонападениииобличенияхпротивтогоилидругоголица,тогдакакпамфлет–иногдатолькопублицистическоевыступление,номожетбытьихудожественнойсатиройпротивопределенноголица,стоящейнавсейвысотеответственногосвободногослова.Всвязисэтимморальнымиобщественнымсодержаниемсатирынаходитсяихудожественнаяеёценностьвзависимостиотсоответствиямеждуеёлирическимподъемомивысотоюидеаласатирика,соднойстороны,имеждузначительностьюобличаемогоявления–сдругой.
Лирическаясубъективнаяокраскавотношенииктипамиявлениямобычнолишаетсатируобъективнохудожественногозначенияизачастуюпридаетеймимолетныйхарактер.
БИЛЕТ№19