Средствопоэтическойвыразительности.Сравнение.
Сравнение–этотроп,основукоторогосоставляетуподоблениенекоторогоявленияилипредметадругомунаосновеопределенногообщегопризнака.Цель,которуюпреследуетэтосредствовыразительности,-выявитьвданномобъектеважные,новыедлясубъектавысказыванияразличныесвойства.
Выделяютвсравнении:сравниваемыйобъект(которыйназываетсяобъектомсравнения),предмет(средствосравнения),скоторымпроисходитданноесопоставление,атакжеобщийпризнак(сравнительный,по-другому–«основаниесравнения»).Однойизотличительныхчертэтоготропаявляетсяупоминаниеиотом,иодругомсравниваемомпредмете,общийпризнакжеприэтомуказываетсявовсенеобязательно.Следуетотличатьсравнениеотметафоры.
Данныйтропхарактерендляустногонародноготворчества.
Имеютсяразличныевидысравнений.Этоипостроенныеввидесравнительногооборота,которыйобразованспомощьюсоюзов.Имеютсятакжебессоюзныесравнения,которыепредставляютсобойпредложения,имеющиесоставноеименноесказуемое.Образованныеспомощьюсуществительного,употребленноговтворительномпадеже.Естьиотрицающие.
Сравнениекакприемиспользуетсяшироковхудожественнойречи.Спомощьюнеговыявляютсяпараллели,соответствия,сходствамеждулюдьми,ихжизньюиприроднымиявлениями.Сравнение,такимобразом,какбызакрепляетразличныеассоциации,которыевозникаютуписателя.Нередкоэтоттроппредставляетсобойцелыйассоциативныйряд,которыйнужендлятого,чтобыпоявилсяобраз.
Внароднойпоэзиииспользуютсяширокоустойчивыесравнения,которыепредставляютсобойсравнениясопоройнатрадицию,применяемыевопределенныхситуациях.Ониявляютсянеиндивидуальными,авзятымииззапасанародногопевцаилисказителя.Этообразнаямодель,котораялегковоспроизводитсявнеобходимойситуации.Конечно,ипоэты,которыеопираютсянафольклор,всвоемтворчествеиспользуютподобныеустойчивыесравнения.
БИЛЕТ№18
1.М.А.Салтыков-Щедрин.Сказкидля«детейизрядноговозраста»(напримерепроизведения «Премудрый пескарь»).
В «Сказкахдлядетейизрядноговозраста»Салтыков-Щедринпоказывает,насколькодуховноскуднойипорочнойоказываетсячеловеческаяжизнь,утратившаявысшеепредназначение.Используятакиеприемысозданиякомическогоэффекта,какаллегорию(иносказание),гиперболу(преувеличение)игротеск(сильноепреувеличение,выводящееизображаемоевсферуфантастики),писательподнимаетнетолькоконкретно-историческиепроблемыпоследнихдвухдесятилетийдевятнадцатоговека,ноиобщечеловеческие,вневременные–проблемынравственноговыбора,смыслажизни,предназначениячеловека.
Всказке«Премудрый пескарь»валлегорическихобразахпескаряищукиотражаютсятрусливый,соглашательскийхарактеррусскоголиберализмаконцаXIXвекаисамодержавие,неспособноеизменитьсвою«хищную»природу.Скрываясьвсюжизньотщук,пескарь,посути,позволялимтемсамымделатьвсё,чтоонихотят.
Центральнойвсказкестановитсяпроблемасмыслажизни:оправданналижизнь,единственнаяцелькоторой–думаосебе?Страх,появившийсяещедорожденияпескаря,былпереданемуврассказахотца,однакоеслипескарь-отецвсеже«помаленькудаполегоньку»жил,тосуществование«премудрогопескаря»ужетрудноназватьжизнью–этоскореестрах,растянутыйболеечемнастолет.Цельжизнипескаря–«надотакпрожить,чтобниктонезаметил»,апотомупервое,чтоонделает,-придумываетособуюнору,«чтобемузабратьсявнеебыломожно,аникомудругому–невлезть».Образнорыстановитсясимволическим,отражаяабсолютнуюзамкнутость,бегствоотмираибезотчетныйстрахпередним.
Итогбесцветной,бессмысленнойжизни«премудрогопескаря»-пустотаиполноеодиночество.Всесодержаниеегоблёклогосуществованияуместилосьводнитолькоотрицательныечастицы:«неженился,детейнеимел»,«нидрузейунего,ниродных»,«неест,непьет,никогоневидит,нискемхлеба-солиневодит».Единственныйглагол,неимеющийотрицательнойчастицы,-«дрожал»:«Онжилидрожал-толькоивсего».Незадолгодосмертивнезапнопробуждаетсявпескарегорькоеосознаниебессмысленностипрожитойжизни:словнокто-тоневидимыйнапомнилемуосуществованиивечныхценностей,окоторыхпескарьвсвоемдрожаниизабыл,-иемуоказалосьнечемоправдаться.