И.А.Гончаров«Обломов».Проблематикаромана.ОбразОбломова.
Гончаровназвалроман«романом-монографией».Онимелввидусвойзамыселнаписатьисториюжизниодногочеловека,представитьглубокоепсихологическоеисследованиеоднойбиографии.
Впервойчастиромананеподвижностьжизни,дрема,замкнутоесуществование–этонетолькопризнаксуществованияИльиИльича,этосутьжизнивОбломовке.Онаотъединенаотвсегомира.Этажизньпо-своемуполнаигармонична.ЭтивпечатлениядетстваявляютсядляОбломоваидеалом,свысотыкоторогоонсудитжизнь.Поэтомуоннепринимает«петербургскуюжизнь»,егонепривлекаетникарьера,нижеланиеразбогатеть.ПосетителиОбломоваолицетворяюттрижизненныхпути,которыемогбыпройтиОбломов:статьизбалованнымпижоном,какВолков;начальникомотдела,какСудьбинский;писателем,какПенкин.Обломовуходитвсозерцательноебездействие,желаясохранить«своечеловеческоедостоинствоисвойпокой».
Втораяитретьячастиромана–этоиспытаниедружбыилюбви.Действиестановитсядинамичным.ГлавнымантагонистомОбломовавыступаетегодругАндрейШтольц.ОбразШтольцаважендляпониманияавторскогозамыслаидляболееглубокогопониманияглавногогероя.ГончаровнамеревалсяпоказатьШтольцакакдеятеля,подготавливающегопрогрессивныепеременывРоссии.ВотличиеотОбломоваШтольц–этоэнергичный,деятельныйчеловек,вегоречахипоступкахчувствуетсяуверенность.Онпостоянновдвиженииивэтомвидитсчастье.ОднаковШтольцевсе-такиумпреобладаетнадсердцем,онподчиняетконтролюдажесамыетонкиечувства.ПортретШтольцаконтрастенпортретуОбломова.ИменноегоавторнаделилпониманиемнравственнойсутиОбломова,иименноонрассказалвсюисториюжизниИльиИльича.ИвконцероманаШтольцнаходитуспокоениевсемейномблагополучии,онприходитктому,счегоначалиначемостановилсяОбломов.Это«отражение»образовдругвдругеможнорассмотретькакпроцесссоединениякрайностей.
Проблема,поднятаяГончаровым,–отражениевОбломоверусскогонациональногохарактера.Крепостнойукладжизнисформировалихобоих(ЗахариОбломов),лишилуваженияктруду,воспиталбездельеипраздность.ГлавноевжизниОбломова–футлярностьилень.
Обломовщина–бичизлоРоссии.Материаломдляпроизведенияпослужиларусскаяжизнь,которуюписательнаблюдалссамогодетства.
М.И.Цветаева.Мотивылирики.
ВсевличностиипоэзииЦветаевой(длянееэтонерасторжимоеединство)выходилозарамкитрадиционныхпредставлений.Вэтомбылаисила,исамобытностьееслова.Сострастнойубежденностьюонаутверждалапровозглашенныйеюещевраннейюностижизненныйпринцип:бытьтолькосамойсобой,нивчемнезависетьниотвремени,ниотсреды,иименноэтотпринципобернулсявдальнейшемпротиворечиямивтрагическойсудьбе.
ЧерезвсюжизньпронеслаМ.ЦветаевасвоюлюбовькМоскве,отчемудому.Онавобралавсебямятежнуюнатуруматери.Самыепроникновенныестрокивеепрозе–оПугачеве,австихах–оРодине.Еепоэзиявошлавкультурныйобиход,сделаласьнеотъемлемойчастьюдуховнойжизни.
СтихибылидляМ.Цветаевойпочтиединственнымсредствомсамовыражения.СлаванакрылаЦветаевуподобношквалу.ЕслиАннуАхматовусравнивалисСапфо,тоЦветаевабылаНикойСамофракийской.Новместестем,спервыхжееешаговвлитературеначаласьитрагедияодиночестваинепризнанности.Ужев1912годувыходитеесборникстихов«Волшебныйфонарь».Характернообращениекчитателю,которымоткрывалсяэтотсборник.Здесьмывидимзарисовкисемейногобыта,очеркимилыхлицмамы,сестры,знакомых,естьпейзажиМосквыиТарусы:
В1913-1915годыЦветаевасоздаетсвои«Юношескиестихи»,которыеникогданеиздавались.Сейчасбольшинствопроизведенийнапечатано,ностихирассыпаныпоразличнымсборникам.Необходимосказать,что«Юношескиестихи»полныжизнелюбияикрепкогонравственногоздоровья.
Пониманиереволюции1917годабылосложным.Кровь,проливаемаявгражданскойвойне,отталкивалаЦветаеву.Этобылкрикдушипоэтессы.
ЦветаевапереезжаетвБерлин,гдеонанаписалаоколотридцатистихотворений.ВоФранциионапишетсвою«ПоэмуЛестницы»–одноизсамыхострых,антибуржуазныхпроизведений,вершинаэпическоготворчествапоэтессывпарижскийпериод.В1939годуЦветаевавозвращаетсявРоссию,таккаконахорошознала,чтонайдеттолькоздесьистинныхпочитателейееогромноготаланта.Нонародинеееожидалинищетаинепечатание,арестованыеедочьАриаднаимужСергейЭфрон.
Подлиннымноваторствомпоэтическойречиявилосьестественноевоплощениевсловемятущегосяввечномпоискеистиныбеспокойногодухаэтойзеленоглазойгордячки,«чернорабочейибелоручки».
ПоэзияМариныЦветаевойобрелачитателя–огромного,какокеан:народногочитателя,какогоприжизниейтакнехватало,носпустявремя.
3.Стихотворныйразмер(двухсложныйразмерстиха).
Отхарактерастопызависятстихотворныеразмеры.Какопределятьхарактерстопы,подскажетскандирование,записьстихаввидесхемыиопределениетого,какоеместозанимаетударныйслогвкаждомповторяющемсяэлементестихотворения.
Двусложныестопысостоятиздвухслогов(тоестьэлементповторяетсякаждыедваслога).
Еслипервыйслогповторяющегосяэлементаударный,авторой–безударный,тоэтохорей.Достаточноповторитьнесколькоразлюбоехореическоеслово(лето,осень),чтобыпочувствоватьзвучаниехорея.Хорейоченьраспространенвпоэзиииизвестенчитателямкакпопроизведениямсовременныхавторов,такипотворчествуклассиков.Хореическиестихиоченьхарактерныдляпоэзии,адресованнойдетям.
Еслиударнымвстопеявляетсявторойслог,тоэтоямб.Ямбическиестихинеменеепопулярны.
Чтобы«услышать»звучаниеямба,достаточноповторятьлюбоеямбическоеслово(весна,жара).
Ямбобычноассоциируетсясозвучаниемпушкинского«ЕвгенияОнегина».
БИЛЕТ№14