И.С.Тургенев«Запискиохотника».Обличительныйпафоссборника.
Вотличиеотписателейреволюционно-демократическогонаправленияИ.С.Тургеневникогданеотличалсятакимикрайнимивзглядами.Дворянинилиберал,Тургеневвсегдавыражалболееумеренныепозициипоотношениюкобщественно-политическимвопросам.Многиепроблемыинтересовалиеговпервуюочередьсточкизрениянравственной,итакаяпозициянеменееважнаизначимадляписателя.Циклрассказов«Запискиохотника»объединенобщимгероем–рассказчиком,страстнымохотником.
Такоепостроениедаетвозможностьавторупоказатьмножествогероев,случайныхзнакомых,встреченныхрассказчиком.Иврезультатеэтихвстречвпредставлениичитателяскладываетсяобобщенныйсобирательныйобразрусскогонарода,вызывающийсочувствиесвоейнелегкойдолей.Образыкрестьяноставляютвпамятичитателяяркоевпечатление.
Хорь–прагматикирационалист,зажиточныйхозяин,отецбольшогосемейства.Онневыкупаетсяизкрепостнойневоли,отговариваясьнехваткойденег,новдействительностиегоустраиваетегонезависимоеположениевотдалении.Калиныч,напротив,совершеннобескорыстная,поэтическаянатура,любящаяприроду.Онмногоезнает,лечит,разводитпчели,будучипреданнымсвоемуБарину,готовухаживатьзаним,какзаребенком.
Несмотрянастольполярныеихразличия,ХорьиКалиныч–верныедрузья,относящиесядругкдругустрогательнойзаботой.Такжеяркииталантливыврассказахидругиекрестьяне.ИзвестенсвоейнеподкупностьюичестностьюБирюк,которомунечуждоисострадание.Вмирепоэзии,народныхсуеверийживутмальчики,героирассказа«Бежинлуг».Онивсеравные–уверенныйвсебеФедя,смелыйирешительныйПавлуша,трусливыйИлюша.Апевцы–героиодноименногорассказа–обладаюттакимнезауряднымталантомисполнителейнароднойпесни,что,слушаяих,можноипуститьсявплясовую,иплакатьискреннимислезами.ОднаконарядусобразамикрестьянТургеневрисуетипомещиков.
ГосподинПолутыкин,хозяинХоряиКалиныча,мечтаетвыгодножениться,обладаетвесьмаповерхностнымлитературнымвкусоминеобладаетчувствомюмора.Автороправдываетнеобъективностьрассказчика,длякоторогогосподинПолутыкинеслиохотник,то,«следовательно,отличныйчеловек«.Ноизавторскойхарактеристикивидно,чтоэтодовольнозауряднаяличность.Таковыжегероирассказа«Двапомещика»–генералХвалынский,считающийсявыгоднымженихом,иМардарийАполлонычСтегунов,тожехолостяк,живущий«настарыйлад».ВячеславИлларионовичХвалынский–щеголь,любитпроизводитьэффектиоченьявноразличает,свысшимилинизшимпоположениючеловекомемуприходитсяобщаться.
«ПередлицамивысшимиХвалынскийбольшейчастьюбезмолвствует»,анизшихпопроступрезирает,однаколюбитигратьснимивкарты.Такоечинопочитаниеилакействонеявляютсявдворянскойсредечем-товыдающимся,поэтомуироническаяавторскаяоценкадостаточнонейтральна.МардарийАполлонычтожеобычен,таких,какон,«ещёдовольномного»наРуси:онгостеприименилюбезендочрезвычайности,нопоотношениюксвоимкрепостнымсуровискуп.Ниоднойизсвоихпривилегийоннепоступится,емуненужнынововведениявхозяйстве.
Абаринизрассказа«Бурмистр»,образованныйпомещикАркадийПавлычПеночкин,неповышаяголоса,держитвстрахесвоихдворовых,отдаваяприказание«распорядиться»насчетпровинившегося.Крестьянеидуткнемузазащитойотжестокогобурмистра,просяпомощи,ноненаходятпонимания.АркадийПавлычцеликомнасторонебурмистра.
Оннезамечает,чтобурмистрпотихонькузабралвсвоирукивсебарскиевладения,распоряжаясьими«каксвоимдобром»,нарушаявсезаконыиотдаваяврекрутынеугодных.Ещеболееабсурднаситуацияврассказе«Льгов»:крестьянинСучокповолебарынипоставлен«господскимрыболовом»вреке,гденетрыбы.Упавслошадинаохоте,зашиблошадь,азаэтобылвыпоротиотданвМоскву,вученьексапожнику.Икогдарассказчик,слушаяэто,изумляется,какоежеученьевдвадцатьслишкомлет,ответСучкапоражает:«Сталобыть,ничего,можно,колибаринприказал».Такомупомещичьемусамодурствунетграниц.
Тургеневнеговорит,чтокрепостноеправо–зло,онлишьобъективнопоказываетнравственноепревосходствокрестьяннадсвоимихозяевами.Причемкрепостноеправоразвращаетикрестьян,такжевоспитываявнихрабскуюпокорностьитерпение.Крепостноеправонеможетнеуродоватьличностьнравственно,лишаяеевнутреннейсвободы.
Автор,непризываякреволюции,безгромкихсловилозунговпоказываетнам,какнеобходимо,поегомнению,что-тосделать,чтобылегчежилосьталантливомуищедромудушойрусскомународу.
А.А.Блок.Мотивылирикипоэта.
Всеявленияокружающегомираивсесобытияистории,всепреданиявеков,народноегоре,мечтыобудущем–все,чтостановилосьтемойпереживанийипищейраздумий,Блокпереводилнаязыклирикиивоспринималкаклирику.Россиябыладлянего«лирическойвеличиной»,ионабыластольогромной,чтонесразувместиласьврамкитворчества.
Крайнесущественното,чтобольшаяпатриотическаятема,темаРодиныиеесудеб,входитвлирикуБлокаодновременностемойреволюции,захватывающейпоэтадосамыхпотаенныхглубинегодушиипородившейстройсовершенноновыхчувств,переживаний,стремлений,возникавшихсловнопригрозовыхразрядах,вихослепительномсвете,–итемаРодиныстановитсявтворчествеБлокаосновнойиглавнейшей.
Казалосьбы,всеоднообразно,привычно,издавназнакомовэтих«мокрыхдолах»,новнихпоэтувиделнечтоновое,неожиданное.Переднимвозникаютнастоящиелеса,поля,косогоры,егоманитпропадающийвдалипуть.
Чувством,опаляющимсердцепоэтаиеготворчество,неизменнопримешивающимсяккаждоймысли,ккаждомупереживанию,становится,помимолюбвикРодине,илюбовькматери.Матери,вподвигесынакоторойвидитсясияниесамогосолнца,ипустьэтотподвигстоитсынувсейжизни
Еголирикасталасильнееегосамого.Этояснеевсеговыраженовегостихахолюбви.Сколькобыоннитвердил,чтоженщины,которыхмылюбим,картонные,онвопрекисвоейволевиделвнихизвезды,чувствовалвнихнездешниедали,и–сколькобысамнисмеялсянадэтим–каждаяженщинавеголюбовныхстихахсочеталасьдлянегособлаками,закатами.
Самалюбовьсобираетвглазахпоэтачертыидеальные,небесные,ивсвоейвозлюбленнойонвидитнеобычнуюземнуюдевушку,аипостасьбожества.ВстихахоПрекраснойДамепоэтвоспеваетееинаделяетвсемиатрибутамибожественности–такими,какбессмертие,безграничность,всемогущество,непостижимаядляземногочеловекапремудрость.
ДажекогдалирикаБлокаговорила,казалосьбы,всеготолькоочастном,интимном,личном,ибовнейсквозьличное,неповторимоепрорываетсявеликое,мировое.«Единствосмиром»–этотмотив,общийдлявсейлирикиБлока.Поэтисследовалмногиеобластичеловеческихотношенийипереживаний,насебеиспытывалвесьциклчувств,страстей,стремлений–всеэтосоставляетсодержаниетого«романавстихах»,какимиявляетсялирикаБлока,взятаявцелом.