М.А.Булгаков«Собачьесердце».ЭкспериментпрофессораПреображенского.
Повесть«Собачьесердце»раскрываетпередчитателемтайныеструны,потаенныеуголкисуществованиямосквичейвначале20-хгодовXX-говека.Булгаковдоказывает,чтопреобразованиеобщественностроястраны–этонасилиенадприродойжизниисамойэволюцией.Дляэтогоонприводитисториюотом,какизсобакисделаличеловека.Такаяметафоранемогланепрочитатьсяинестатьосознаннойкаксовременниками,такинами,потомками.
ДокторБорментальназываетпрофессораПреображенского,чейскальпель«вызвалкжизниновуючеловеческуюединицу»,творцом.Этословоимеетнетолькоконкретно-бытовое,ноиобщекультурноезначение.
Преображенскийпосягнулнарольсоздателя,Господа.Онпренебрегзаконамиэволюциии«создал»человека,проведячудовищныйэксперимент.Все,чтопроисходиловэтотпериодвРоссии,воспринималосьБулгаковымименнокакэксперимент,грандиозныйпомасштабамиболеечемопасный.Вповестиавторвыражаетсвоеотношениекэтойситуации.
Профессор,безусловно,светилонауки.Оннасамомделесделалуникальнуюоперацию,пересадивпсучеловеческийгипофиз,темсамым«очеловечив»его.СамПреображенский,оцениваяплодысвоегоопыта,считаетегонеудачным.Нонеснаучной,асобщечеловеческойинравственнойточекзрения,таккакбылинарушеныестественныезаконыжизни.Песстановитсячеловеком,ноегопоступкиопределяютгены,полученныеотпьяницыихамаКлимаЧугункина.Шариковсталвоплощениемвсехстрашныхчертрусского«пролетариата».
Шариковсталопасностью,угрозойдлякультуры,несятообщественноеявление,котороеноситзловещееназвание«разруха».НоПреображенскийпонялэтопослетого,когдаужесталослишкомпоздно…
Профессорпризнаётсвоюошибкуивсе«возвращаетнаместа».Шариковаудалосьвернутьвестественное,четвероногое,состояние.
То,чтослучилосьсШариком,былонеожиданностьюдлявсехи,впервуюочередь,дляпрофессора.Оннезнал,какуправлятьновоявленнымсуществом,каксделатьегохотябыбезопаснымдляокружающих.
АналогияБулгаковапрозрачна.Дворянеидругиеобразованныелюдихотелипроизвестиреволюцию–экспериментнадпролетариатом.Оегопоследствияхонинедумали.Поэтому,когдаполучившийсямонстрсталнеуправляемым,впервуюочередьотнегопострадалиегожесоздатели.
Лирикакакродлитературы.
Ли́рика–родлитературы,воспроизводящийсубъективноеличноечувство(отношениекчему-либо)илинастроениеавтора.ПословарюОжегова,лиризмозначаетчувствительностьвпереживаниях,внастроениях,мягкостьитонкостьэмоциональногоначала.Влирикувходят:стихотворение,романс,послание,элегия.Истокилирикилежатвумениипевцапередатьнастроение,эмоциювокалом,интонацией,словомирифмой.
ЛирическоенастроениевдохновляетрусскихпоэтовначалаXIXвека–В.А.Жуковского,К.Ф.Рылеева,А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова.
Лиризмпроникаетвовсеродыпоэзии,дажевповествовательныепоэмы.«ПесньоКолоколе»,«Цыганы«,«Кавказскийпленник«носятлирическийотпечаток.Формалирикистановитсясвободнойиподчиняетсятольковнутреннимэстетическо-психологическимзаконам.Лирическиепьесыромантическогопериодаисовременнойлирикиназываютсяпростостихотворениямиичащевсегонеподходятнипододнуизтрадиционныхформ.
Специальноразрабатываласьромантикамибаллада,сюжетыкоторойберутсяилиизсредневековья,илиизсовременногонародногобыта.
Русскаябалладаначаласьспереводной,как,например,уЖуковского,нопозднееприобреланациональныйхарактер,например,уПушкина,уТолстого.Таковединственныйопределённыйвидромантическойлирики;остальнаялирикаромантиковлучшевсегоможетбытьподразделенаповнутреннемусодержанию–настихотворения,посвящённыеизображениючувства,восприятияилиидей.Перваягруппавключаетвсебянаиболеесубъективныепьесы,напримерлюбовные.
Кстихотворениям,отвечающимвосприятию,принадлежатпреждевсегоописанияприроды.Стихотворенияописательногохарактерачастосовпадаютсизображающимиличноенастроениепоэта,ночастоограничиваютсячистоописательнымицелями.
Последнийотделлирическойпоэзии,идейный,воспроизводиткакую-либофилософскую,политическуюилисоциальнуюмысль.Вромантическийпериодевропейскаялирикадостигласвоеговысшегосовершенства;носкоронасменуромантизмупришлореалистическоенаправление,исэтоговременипоэзияперестаётбытьпопреимуществулирической.Напервыйпланвыступаютболееобъективныевидыпоэтическоготворчества:роман,повестьипр.
БИЛЕТ№8