Реализмкаклитературноенаправление.
Реализмвлитературе–этонаправление,основнойособенностьюкоторогоявляетсяправдивоеизображениедействительностииеетипичныхчертбезкаких-либоискаженийипреувеличений.ДанноелитературноетечениезародилосьвXIXстолетии,аегоприверженцырезковыступалипротивизощренныхформпоэзииииспользованиявпроизведенияхразличныхмистическихпонятий.
РеализмвлитературеXIXвекаможноотличитьпочеткимпризнакам.Основнымизнихявляетсяхудожественноеизображениедействительностивзнакомыхдляобывателяобразах,скоторымионрегулярносталкиваетсявреальнойжизни.Реальностьвпроизведенияхрассматриваетсявкачествесредствапознаниячеловекомокружающегомираисамогосебя.Вроманахиповестяхреалистовискусствоостаетсяжизнеутверждающим,дажееслидлясюжетахарактерентрагическийконфликт.Ещеоднимпризнакомданногожанраявляетсястремлениелитератороврассматриватьокружающуюдействительностьвееразвитии,причемкаждыйписательпытаетсяобнаружитьпоявлениеновыхпсихологических,общественныхисоциальныхотношений.
Реализмвлитературе,пришедшийнасменуромантизму,обладаетпризнакамиискусства,ищущегоистинуинаходящегоее,стремящегосяпреобразоватьдействительность.Литературныеперсонаживпроизведенияхписателей-реалистовсовершалиоткрытияпоследолгихраздумийимечтаний,послеанализасубъективныхмироощущений.
Реализмвлитературелишенюмораисарказма,аобразыперсонажейуженеявляютсяидеаломсамогописателяиневоплощаютегозаветныемечты.ИзпроизведенийXIX-гостолетияпрактическиисчезаетгерой,вобразекоторогопросматриваютсяпредставленияавтора.ТакаяситуацияособеннояркопрослеживаетсявпроизведенияхГоголяиЧехова.ОднаконаиболееявственноданноелитературноенаправлениепроявляетсявработахТолстогоиДостоевского,описывающихмиртаким,какимониеговидят.Этовыражалосьивобразеперсонажейсосвоимидостоинствамиислабостями,описаниидушевныхтерзанийлитературныхгероев,напоминаниечитателямосуровойдействительности.Реализмвлитературезатрагивалисудьбыпредставителейрусскогодворянства,очемможносудитьпоработамИ.А.Гончарова.Так,характерыгероеввегопроизведенияхостаютсяпротиворечивыми.
БИЛЕТ№7
М.Ю.Лермонтов.Мотивылирики.
ВпроизведенияхМихаилаЮрьевичаЛермонтовачитательможетуслышатьисповедьэтоговеликогочеловека,потомучтовсестихотворенияявляютсяличнымиисториями,которыедовелосьпережитьпоэту,внихскрываетсяегодушаичувства.
ОсновныемотивылирикиМ.Ю.Лермонтова–этоодиночествоитоска,потомучтоеготалантрасцвелвовремяразгромадворянскойреволюции,когдановоепоколениеборцовещенеуспелопоявиться.Поэтвсегдаверилвсилусвоегонарода,иэтопомогалоемужитьитворить.
ОсновныетемылирикиЛермонтова–этоненавистьксамодержавиюипрезрениекмолодомупоколению.Писательпрезиралсвоихсовременниковзаузостьмышления,инертность.Дажесамыеумные,образованныеиталантливыепредставителитойэпохинезнали,вкакоеруслонаправитьсвоиумения,поэтомумногиеизнихстали«лишнимилюдьми»,безразличнымиковсему,чтотворитсяунихпередглазами.МихаилЮрьевичдажеустроилгражданскийсамосуднадсвоимисовременникамивстихотворении«Дума».
ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяненавистногоцарскогорежима.Свойпервыйпротестпоэтвыразилвстихотворении«Смертьпоэта»,вкоторомонпризываеткотмщеньюзагибельвеликогописателя,всмертикоторогообвиняетсуществующийрежим.
ВомногомосновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяинеобъятнойотчизныписателя.Стихотворения«Бородино»,«Родина»раскрываютистинноеотношениепоэтаксвоейстранеинароду.МихаилЮрьевичлюбитРоссиюособеннойлюбовью,искреннейичистой.
Поэтсособымтрепетомотноситсякприроде,ноещебольшеонвосхищаетсяпростымикрестьянами,привидеэтихтружениковегосердценачинаетрадостнобиться,наполняетсявесельемилюбовью.
ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтоватакжекасаютсяпредназначенияпоэта,егомиссиивобществе.Ониполностьюраскрываютсявстихотворениях«Пророк»и«Поэт».Авторсравниваетпоэтаскинжалом,темсамымутверждая,чтословамогутбытьсерьезныморужием.Нобедавтом,чтовXIXвекеэтотсамыйкинжалпревратилсявзолотуюигрушкудлязабав.
ВстихахЛермонтованикогданеслышалосьотчаяния,оннепокорялсясудьбе.Писателюприсущтихий,грустныйзовуставшегоборотьсячеловека,новсежевбольшинствепроизведенийчувствуетсямятежныйдух.