СловоополкуИгореве»–призывкединениюрусскойземли.
БИЛЕТ№1
Жанрыдревнерусскойлитературы
Древнерусскаялитератураначалаформироватьсяпослепринятияхристианстваинапервыхпорахдолжнабылазнакомитьсисториейрелигиииспособствоватьеераспространению.Немаловажнойнаэтомэтапебылаидругаяеефункция–воспитыватьчитателейвдухехристианскихзаповедей.
Существуетмнение,чтолитератураДревнейРусивышлаизвизантийскойиболгарской.Этоутверждениеотчастиправомерно,таккаксистемажанровувсехэтихнародовнасамомделеимеетопределенноесходство.
Вчислопервичныхжанровдревнерусскойлитературывходилижитие,поучение,слово,повесть,летописныйрассказилисказание,погоднаязапись,церковнаялегенда.Наибольшуюизвестностьполучилипервыечетыре.
Житие–произведение,содержащеерассказожизнисвятых.Оновоспринималоськакобразецнравственности,которомуследуетподражать,истроилосьпоопределеннымканонам.Классическоежитиесодержалоисториюрождения(обычновымоленныйребенок)иблагочестивойжизни,описаниечудес,связанныхсгероем,прославлениесвятого.Однимизизвестнейшихпроизведенийэтогожанрастало«ЖитиесвятыхГлебаиБориса».
Кжанрамдревнерусскойлитературыотносятсяипоучения,содержавшиеправилаповедениячеловеканезависимоотегоположения.Ониимелимощноевоспитательноевоздействиеначитателяикасалисьразличныхсфержизни.СамоеизвестноепоучениесоставленоВладимиромМономахомиадресованоотрокам.
Древнерусскоекрасноречиевполноймерепроявилосьвтакомжанре,какслово.Ономоглоиметьразнуюнаправленность.Примерторжественногопроизведения–«СловооЗаконеиБлагодати»митрополитаИллариона,написанноевначале11векавсвязисостроительствомвКиевевоенныхукреплений.
Вершинойжеэтогожанрасталопроизведениеопоходерусскогокнязяпротивполовцев.
Существуютиобъединяющиежанрыдревнерусскойлитературы,названныетакиз-засмешенияосновныхжанровводномпроизведении.
Летописькакжанрдревнерусскойлитературыначалаформироватьсяпредположительноужевконце10века.Вначале12веканаосновеимевшихсязаписеймонахНестор,жившийвКиево-Печерскоммонастыре,составил«Повестьвременныхлет».Еесобытияохватываютбольшойпериод:отпроисхожденияславянскихплемендосовременности.
Жанрдревнерусскойлитературыповестьосновывалсянапереводахвизантийскихифольклорныхпроизведенийиявляетсясамымизученнымнасегодняшнийдень.Повестиделилисьна:
· воинские–вцентреисторическаяличностьиважнаябитва(«ПовестьобитвенарекеКалке»);
· сатирические–обобщественнозначимыхпроблемах,частоносилихарактерпародий(«ПовестьоШемякиномсуде»);
· бытовые–(«ПовестьоГоре-Злосчастии»).
Вершинойстала«ПовестьоПетреиФевронииМуромских»,которуюназываютгимномверностиилюбви.
ПопулярныбылинаРусиихожения(илихождения),повествовавшиесначалаопутешествияхпаломниковвсвятуюземлю(«ХожениеИгуменаДаниила»),апозже,всвязисразвитиемторговли,опоездкахкупцов.Этобылрассказотом,чтобылоувиденособственнымиглазами.
Созданнаяк17векусистема,включавшаяразнообразныежанрыдревнерусскойлитературы,ознаменовалапереходклитературеновоговремени.
БИЛЕТ№2
БИЛЕТ№3
БИЛЕТ№4
А.С.Пушкин.Мотивылирики.
ЛирикаПушкина–«явлениечрезвычайное»,говорилГоголь,и,восхищаясьмногогранностьюеготворчества,добавлял:«Чтожбылопредметомегопоэзии?Всесталоеепредметом,иничтовособенности».
Действительно,пушкинскоетворчествомногомерноимногообразно,настолько,чтоможновыделитьдостаточномногоосновныхтемимотивовегопроизведений.
«Свобода»дляПушкина–понятиеосновополагающее,иэтатемакраснойнитьюпроходитчерезвсееготворчество,каксоциальный,политическийинравственныйидеалпушкинскойпоэзии:здесьвыделяетсянесколькоболееконкретныхмотивов.
Мотивполитическойсвободы,идеи,близкиевзглядамдекабристов:служениеобщественнымидеалам,осуждениетирании,угнетения(«КЧаадаеву»,«Деревня»).
Мотивличнойсвободызвучитвстихотворениях«Узник»,«Птичка»,гдеромантическийпризывбегстваизмира–«темницы»ижеланиедатьосвобождение«хотьодномутворенью»усиливаетсяобразамиптиц,олицетворяющимиприродноестремлениекволе.
Встихотворении«Яваслюбил:любовьеще,бытьможет...»яркопроявляетсяещеодинмотивсвободы–уважениеличностидругогочеловека.
Рабствокакпротивопоставлениясвободевыводитсявстихотворении-притче«Анчар».
Свободатворческойличности–важнейшиймотивтемыподнимаетсявстихотворениях«Поэту»
Свободукаквсеобъемлющеепонятие,какосновужизничеловекапоэтрассматриваетвстихотворениях«Пора,мойдруг,пора...»,«Покойиволя».
Впроизведениях«Кавказ»,«Осень»отраженмотивлюбвикроднойприродекаквыражениелюбвикРодине.
Мотивслуженияобщественнымидеаламкакпроявлениегражданскойпозиции–встихотворениях«КЧаадаеву»,«Кинжал».
Встихотворениях«КлеветникамРоссии»,«Япамятниксебевоздвигнерукотворный...»Пушкинприводитсвоиполитическиеидеалы,любовькотечествуиготовностьслужитьему.
Темадружбы:стихотворениявчестьлицейскихгодовщин(19октября),посланияктоварищам-лицеистам:«19октября»,«И.И.Пущину»иобращенныекдекабристам,смногимиизкоторыхПушкинбылвдружескихотношениях,–«Арион»ипослание«КЧаадаеву».
Темалюбвинашласвоевоплощениевстихотворениях«Хранименя,мойталисман...»,«К***»,«Яваслюбил:любовьеще,бытьможет…»
ТеманазначенияпоэтаиегопоэзиинаравнестемойсвободойглавенствуетвтворчествеПушкина:высокоепредназначениепоэзиислышитсявстихотворениях«Поэт»,«Пророк».
То,чтопоэтявляетсявысшимсудьейдлясвоихпроизведений–важныймотивтемыпредназначенияпоэтаиегопоэзии.Пушкинрассуждаетосвободепоэтическоготворчества,осложныхвзаимоотношенияхпоэтасвластью,снародом,счернью:«Поэтитолпа»,«Эхо».
ФилософскаялирикаПушкина:«Анчар»,«Бесы»–размышленияпоэтанадобщефилософскимипроблемами.
МотивсмертивлирикеПушкина-это«пирвовремячумы»:всегдаодновременнокто-нибудьпирует,икто-нибудьумирает,цепьжизнь-смертьнепрерывна:«Этачернаятелегаимеетправовсюдуразъезжать».Инаодномизэтихпразднеств,окаймленныхчернойсмертью,Пушкиннаднеюсмеется,дерзновеннославитЦарствиечумыираскрываетглубиныобезумевшегосердца:
ПоэтическиестрокиПушкинавсегдапредполагаютбесконечноемножествоосмыслений.Перечитывая,каждыйразпо-новомупонимаешьихсодержание.
ВсяпоэзияПушкинаявляетсяоправданиемБога,творца,оправданиемдобра.Иэтоееназначениесказываетсяивсамойформе,всамихзвукахегостихотворений.Нетолькоопределенныесюжетыиобщийстройегопесен,ноисамионикакпесни,дажеотдельныетонаих,ласкающиесердце,ужепримиряютсприродойижизнью.Пушкин«виделивнимал»всюокружающуюжизнь.Егопроизведенияименнопоэтомутакблизкимногимчитателям.Онсмог«жить,чтобмыслитьистрадать»,и,читаяегостроки,мымыслимистрадаемвместесПушкиным.
БИЛЕТ№5
Критическийреализм
Крити́ческийреализм–вмарксистскомлитературоведенииобозначениехудожественногометода,предшествующегосоциалистическомуреализму.Рассматриваетсякаклитературноенаправление,сложившеесявкапиталистическомобществеXIXвека.Онотличаетсяповышеннымвниманиемкотображениюреальнойжизнинаосновееекритическоговосприятия,правдивоеизображениеповседневнойжизнилюдей,преждевсегообездоленныхистрадающих;обратившеесякзлободневнымсовременнымсюжетам.
Принятосчитать,чтокритическийреализмвскрываетобусловленностьобстоятельствжизничеловекаиегопсихологиисоциальнойсредой(романыОноредеБальзака,ДжорджЭлиот).ВсоветскоевремявобоснованиекритическогореализмавРоссиипривлекалиматериалистическуюэстетикуВ.Г.Белинского,Н.Г.Чернышевского,Н.А.Добролюбова.
МаксимГорькийпризнавалпоследнеговеликогопредставителякритическогореализмавА.П.Чехове.СсамогоГорького,поофициальнымсоветскимпредставлениям,начиналсяотсчётновогохудожественногометода–социалистическогореализма.
БИЛЕТ№6
БИЛЕТ№7
М.Ю.Лермонтов.Мотивылирики.
ВпроизведенияхМихаилаЮрьевичаЛермонтовачитательможетуслышатьисповедьэтоговеликогочеловека,потомучтовсестихотворенияявляютсяличнымиисториями,которыедовелосьпережитьпоэту,внихскрываетсяегодушаичувства.
ОсновныемотивылирикиМ.Ю.Лермонтова–этоодиночествоитоска,потомучтоеготалантрасцвелвовремяразгромадворянскойреволюции,когдановоепоколениеборцовещенеуспелопоявиться.Поэтвсегдаверилвсилусвоегонарода,иэтопомогалоемужитьитворить.
ОсновныетемылирикиЛермонтова–этоненавистьксамодержавиюипрезрениекмолодомупоколению.Писательпрезиралсвоихсовременниковзаузостьмышления,инертность.Дажесамыеумные,образованныеиталантливыепредставителитойэпохинезнали,вкакоеруслонаправитьсвоиумения,поэтомумногиеизнихстали«лишнимилюдьми»,безразличнымиковсему,чтотворитсяунихпередглазами.МихаилЮрьевичдажеустроилгражданскийсамосуднадсвоимисовременникамивстихотворении«Дума».
ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяненавистногоцарскогорежима.Свойпервыйпротестпоэтвыразилвстихотворении«Смертьпоэта»,вкоторомонпризываеткотмщеньюзагибельвеликогописателя,всмертикоторогообвиняетсуществующийрежим.
ВомногомосновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяинеобъятнойотчизныписателя.Стихотворения«Бородино»,«Родина»раскрываютистинноеотношениепоэтаксвоейстранеинароду.МихаилЮрьевичлюбитРоссиюособеннойлюбовью,искреннейичистой.
Поэтсособымтрепетомотноситсякприроде,ноещебольшеонвосхищаетсяпростымикрестьянами,привидеэтихтружениковегосердценачинаетрадостнобиться,наполняетсявесельемилюбовью.
ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтоватакжекасаютсяпредназначенияпоэта,егомиссиивобществе.Ониполностьюраскрываютсявстихотворениях«Пророк»и«Поэт».Авторсравниваетпоэтаскинжалом,темсамымутверждая,чтословамогутбытьсерьезныморужием.Нобедавтом,чтовXIXвекеэтотсамыйкинжалпревратилсявзолотуюигрушкудлязабав.
ВстихахЛермонтованикогданеслышалосьотчаяния,оннепокорялсясудьбе.Писателюприсущтихий,грустныйзовуставшегоборотьсячеловека,новсежевбольшинствепроизведенийчувствуетсямятежныйдух.
Лирикакакродлитературы.
Ли́рика–родлитературы,воспроизводящийсубъективноеличноечувство(отношениекчему-либо)илинастроениеавтора.ПословарюОжегова,лиризмозначаетчувствительностьвпереживаниях,внастроениях,мягкостьитонкостьэмоциональногоначала.Влирикувходят:стихотворение,романс,послание,элегия.Истокилирикилежатвумениипевцапередатьнастроение,эмоциювокалом,интонацией,словомирифмой.
ЛирическоенастроениевдохновляетрусскихпоэтовначалаXIXвека–В.А.Жуковского,К.Ф.Рылеева,А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова.
Лиризмпроникаетвовсеродыпоэзии,дажевповествовательныепоэмы.«ПесньоКолоколе»,«Цыганы«,«Кавказскийпленник«носятлирическийотпечаток.Формалирикистановитсясвободнойиподчиняетсятольковнутреннимэстетическо-психологическимзаконам.Лирическиепьесыромантическогопериодаисовременнойлирикиназываютсяпростостихотворениямиичащевсегонеподходятнипододнуизтрадиционныхформ.
Специальноразрабатываласьромантикамибаллада,сюжетыкоторойберутсяилиизсредневековья,илиизсовременногонародногобыта.
Русскаябалладаначаласьспереводной,как,например,уЖуковского,нопозднееприобреланациональныйхарактер,например,уПушкина,уТолстого.Таковединственныйопределённыйвидромантическойлирики;остальнаялирикаромантиковлучшевсегоможетбытьподразделенаповнутреннемусодержанию–настихотворения,посвящённыеизображениючувства,восприятияилиидей.Перваягруппавключаетвсебянаиболеесубъективныепьесы,напримерлюбовные.
Кстихотворениям,отвечающимвосприятию,принадлежатпреждевсегоописанияприроды.Стихотворенияописательногохарактерачастосовпадаютсизображающимиличноенастроениепоэта,ночастоограничиваютсячистоописательнымицелями.
Последнийотделлирическойпоэзии,идейный,воспроизводиткакую-либофилософскую,политическуюилисоциальнуюмысль.Вромантическийпериодевропейскаялирикадостигласвоеговысшегосовершенства;носкоронасменуромантизмупришлореалистическоенаправление,исэтоговременипоэзияперестаётбытьпопреимуществулирической.Напервыйпланвыступаютболееобъективныевидыпоэтическоготворчества:роман,повестьипр.
БИЛЕТ№8
Романкакжанрлитературы.
Рома́н–литературныйжанр,чащепрозаический,зародившийсявсредниевекауроманскихнародовкакрассказнанародномязыкеинынепревратившийсявсамыйраспространенныйвидлитературы,изображающийжизньчеловекасеёволнующимистрастями(напервомпланелюбовь),борьбой,социальнымипротиворечиямиистремлениямикидеалу.Будучиразвернутымповествованиеможизнииразвитииличностиглавногогероя(героев)вкризисный,нестандартныйпериодегожизни,отличаетсяотповестиобъёмом,сложностьюсодержанияиболееширокимзахватомописываемыхявлений.
Таккаксуществуетмножестворазнообразныхпроизведенийэтогожанра,былапринятаихклассификациявзависимостиотнекоторыхспецифическихособенностей.Кнаиболеераспространеннымформамроманаотносятследующие.
Авантюрныйроман.Внемсюжетзакручиваетсявокругприключенийгероев,которыепопадаютвразличныеспецифическиеситуации.
Историческийроман.Кэтойжекатегорииотносятсявсемизвестныеэпопеи.Втакихпроизведенияхавтор,какправило,обращаетсяккакой-либоконкретнойэпохеистремитсяизобразитьсудьбутогоилииногоклассалюдей.
Психологическийроман.Внемнапервыйпланвыходятразмышленияипереживанияглавногогероя(который,какправило,один).Действеннаялиниясюжетаможетприэтомпрактическиотсутствовать.
Сатирическийроман.Каквидноизназвания,вэтойформероманавысмеиваютсяразличныеобщественныеявления.
Реалистическийроман.Произведенияэтойразновидностинаправленынаобъективноеотображениеокружающейдействительности.
Фантастическийроман.Сюдажеотносятсяпроизведениявжанре«фэнтези».Вроманахэтойформыавторсоздаетсобственныймир,вкоторомпроисходитдействие.Этоможетбытькакая-либопараллельнаяреальностьилидалекоемеханизированноебудущее.
Публицистическийроман.Представляетсобойпроизведениепублицистики,созданноеприпомощихудожественныхсредствиснабженноесюжетом.
Этотжанрнеотделимотвремени,вкотороежилисоздавалегоавтор.Итогдастановитсяпонятно,чтороман-этохудожественноеотражениедействительности.
БИЛЕТ№9
БИЛЕТ№10
А.А.Блок.Мотивылирикипоэта.
Всеявленияокружающегомираивсесобытияистории,всепреданиявеков,народноегоре,мечтыобудущем–все,чтостановилосьтемойпереживанийипищейраздумий,Блокпереводилнаязыклирикиивоспринималкаклирику.Россиябыладлянего«лирическойвеличиной»,ионабыластольогромной,чтонесразувместиласьврамкитворчества.
Крайнесущественното,чтобольшаяпатриотическаятема,темаРодиныиеесудеб,входитвлирикуБлокаодновременностемойреволюции,захватывающейпоэтадосамыхпотаенныхглубинегодушиипородившейстройсовершенноновыхчувств,переживаний,стремлений,возникавшихсловнопригрозовыхразрядах,вихослепительномсвете,–итемаРодиныстановитсявтворчествеБлокаосновнойиглавнейшей.
Казалосьбы,всеоднообразно,привычно,издавназнакомовэтих«мокрыхдолах»,новнихпоэтувиделнечтоновое,неожиданное.Переднимвозникаютнастоящиелеса,поля,косогоры,егоманитпропадающийвдалипуть.
Чувством,опаляющимсердцепоэтаиеготворчество,неизменнопримешивающимсяккаждоймысли,ккаждомупереживанию,становится,помимолюбвикРодине,илюбовькматери.Матери,вподвигесынакоторойвидитсясияниесамогосолнца,ипустьэтотподвигстоитсынувсейжизни
Еголирикасталасильнееегосамого.Этояснеевсеговыраженовегостихахолюбви.Сколькобыоннитвердил,чтоженщины,которыхмылюбим,картонные,онвопрекисвоейволевиделвнихизвезды,чувствовалвнихнездешниедали,и–сколькобысамнисмеялсянадэтим–каждаяженщинавеголюбовныхстихахсочеталасьдлянегособлаками,закатами.
Самалюбовьсобираетвглазахпоэтачертыидеальные,небесные,ивсвоейвозлюбленнойонвидитнеобычнуюземнуюдевушку,аипостасьбожества.ВстихахоПрекраснойДамепоэтвоспеваетееинаделяетвсемиатрибутамибожественности–такими,какбессмертие,безграничность,всемогущество,непостижимаядляземногочеловекапремудрость.
ДажекогдалирикаБлокаговорила,казалосьбы,всеготолькоочастном,интимном,личном,ибовнейсквозьличное,неповторимоепрорываетсявеликое,мировое.«Единствосмиром»–этотмотив,общийдлявсейлирикиБлока.Поэтисследовалмногиеобластичеловеческихотношенийипереживаний,насебеиспытывалвесьциклчувств,страстей,стремлений–всеэтосоставляетсодержаниетого«романавстихах»,какимиявляетсялирикаБлока,взятаявцелом.
БИЛЕТ№11
1.А.Н.Островский.Нравственныепроблемывпьесе(напримерепроизведения«Гроза»).
В1859году,наканунеобщественногоподъема,которыйприведетв61годукотменекрепостногоправа,появиласьпьесасназванием«Гроза».Подобнотому,каксимволичноназваниепьесы,многограннаиеенравственнаяпроблематика,вцентрекоторой–проблемывнешнейивнутреннейсвободы,любвиисчастья,проблеманравственноговыбораиответственностинего.
Проблемавнешнейивнутреннейсвободыстановитсявпьесеоднойизцентральных.Лишьодномучеловекудановыделятьсянафонеунижающихиунижаемых–Катерине.Ужепервоепоявлениеоткрываетвнейнеробкуюневесткустрогойсвекрови,ачеловека,имеющегодостоинствоиощущающегосебяличностью.Катерина–одухотворенная,светлая,мечтательнаянатура,она,какниктовпьесе,умеетчувствоватьпрекрасное.Дажееерелигиозность–этотакжепроявлениедуховности.МотивсветастановитсяоднимизцентральныхвхарактеристикеКатерины.Ееречьнапевна,образна,напоминаетрусскиенародныепесни.ОтличаетКатеринувнутренняясвобода,страстностьнатуры.Неволякабановскогодомагнететее,душит.ОнанечувствуетсчастьявдомеКабановых.
СобразомКатеринысвязанаиещеоднанравственнаяпроблемапьесы–правочеловеканалюбовьисчастье.ПорывКатериныкБорису–этопорывкрадости,безкоторойнеможетжитьчеловек,порывксчастью,которогоонабылалишенавдомеКабанихи.КакнипыталасьКатеринаборотьсясосвоейлюбовью,борьбаизначальнобылаобречена.ВлюбвиКатерины,каквгрозе,былочто-тостихийное,сильное,ноитрагическиобреченное,неслучайносвойрассказолюбвионаначинаетсловами:«Яумрускоро».УжевэтомпервомразговоресВарваройпоявляетсяобразпропасти,обрыва.
Наиболеедраматичноезвучаниеприобретаетназваниепьесы,когдамычувствуем,какназревает«гроза»вдушеКатерины.Центральнойнравственнойпроблемнойпьесыможноназватьпроблемунравственноговыбора.СтолкновениедолгаичувстваразрушилогармониювдушеКатерины,скоторойонажила.БезсогласияссобойКатеринанеможетжить,онаникогданесмоглабы,подобноВарваре,довольствоватьсяворовской,потаённойлюбовью.СознаниесвоейгреховноститяготитКатерину.Героинянеможетжитьвмиреразлада–этимобъясняетсяеегибель.Онасамасделалавыбор–исамазанегоплатит,необвиняяникого.
БИЛЕТ№12
Содержаниеиидеяхудожественногопроизведения.
Содержание–этосмыслпроизведения,воплощенныйвособой,образнойформе.Изучениеразличныхсторонсодержанияведетотповерхностных,неглубокихсужденийоматериале,избранномписателем,кверномупониманиюидей,настроений,мировосприятияписателя,выраженныхвпроизведении.
Всодержаниилитературногопроизведенияразличаютсятристороны:тема(тематика,тоестьсовокупностьтем),проблема(проблематика,тоестьсовокупностьпроблем)иавторскаяпозиция.
Форма–этоспособобнаружениясодержаниялитературныхпроизведений.Содержаниепроизведениявсегдакаким-тообразомоформлено,внеформывсеэлементысодержаниянемогутсуществовать.
Идея(греч.Idea,понятие,представление)–основнаямысльхудожественногопроизведения,предложенныйавторомспособрешенияпоставленныхимпроблем.Совокупностьидей,системуавторскихмыслейомиреичеловеке,воплощеннуювхудожественныхобразахназываютидейнымсодержаниемхудожественногопроизведения.
БИЛЕТ№13
М.И.Цветаева.Мотивылирики.
ВсевличностиипоэзииЦветаевой(длянееэтонерасторжимоеединство)выходилозарамкитрадиционныхпредставлений.Вэтомбылаисила,исамобытностьееслова.Сострастнойубежденностьюонаутверждалапровозглашенныйеюещевраннейюностижизненныйпринцип:бытьтолькосамойсобой,нивчемнезависетьниотвремени,ниотсреды,иименноэтотпринципобернулсявдальнейшемпротиворечиямивтрагическойсудьбе.
ЧерезвсюжизньпронеслаМ.ЦветаевасвоюлюбовькМоскве,отчемудому.Онавобралавсебямятежнуюнатуруматери.Самыепроникновенныестрокивеепрозе–оПугачеве,австихах–оРодине.Еепоэзиявошлавкультурныйобиход,сделаласьнеотъемлемойчастьюдуховнойжизни.
СтихибылидляМ.Цветаевойпочтиединственнымсредствомсамовыражения.СлаванакрылаЦветаевуподобношквалу.ЕслиАннуАхматовусравнивалисСапфо,тоЦветаевабылаНикойСамофракийской.Новместестем,спервыхжееешаговвлитературеначаласьитрагедияодиночестваинепризнанности.Ужев1912годувыходитеесборникстихов«Волшебныйфонарь».Характернообращениекчитателю,которымоткрывалсяэтотсборник.Здесьмывидимзарисовкисемейногобыта,очеркимилыхлицмамы,сестры,знакомых,естьпейзажиМосквыиТарусы:
В1913-1915годыЦветаевасоздаетсвои«Юношескиестихи»,которыеникогданеиздавались.Сейчасбольшинствопроизведенийнапечатано,ностихирассыпаныпоразличнымсборникам.Необходимосказать,что«Юношескиестихи»полныжизнелюбияикрепкогонравственногоздоровья.
Пониманиереволюции1917годабылосложным.Кровь,проливаемаявгражданскойвойне,отталкивалаЦветаеву.Этобылкрикдушипоэтессы.
ЦветаевапереезжаетвБерлин,гдеонанаписалаоколотридцатистихотворений.ВоФранциионапишетсвою«ПоэмуЛестницы»–одноизсамыхострых,антибуржуазныхпроизведений,вершинаэпическоготворчествапоэтессывпарижскийпериод.В1939годуЦветаевавозвращаетсявРоссию,таккаконахорошознала,чтонайдеттолькоздесьистинныхпочитателейееогромноготаланта.Нонародинеееожидалинищетаинепечатание,арестованыеедочьАриаднаимужСергейЭфрон.
Подлиннымноваторствомпоэтическойречиявилосьестественноевоплощениевсловемятущегосяввечномпоискеистиныбеспокойногодухаэтойзеленоглазойгордячки,«чернорабочейибелоручки».
ПоэзияМариныЦветаевойобрелачитателя–огромного,какокеан:народногочитателя,какогоприжизниейтакнехватало,носпустявремя.
3.Стихотворныйразмер(двухсложныйразмерстиха).
Отхарактерастопызависятстихотворныеразмеры.Какопределятьхарактерстопы,подскажетскандирование,записьстихаввидесхемыиопределениетого,какоеместозанимаетударныйслогвкаждомповторяющемсяэлементестихотворения.
Двусложныестопысостоятиздвухслогов(тоестьэлементповторяетсякаждыедваслога).
Еслипервыйслогповторяющегосяэлементаударный,авторой–безударный,тоэтохорей.Достаточноповторитьнесколькоразлюбоехореическоеслово(лето,осень),чтобыпочувствоватьзвучаниехорея.Хорейоченьраспространенвпоэзиииизвестенчитателямкакпопроизведениямсовременныхавторов,такипотворчествуклассиков.Хореическиестихиоченьхарактерныдляпоэзии,адресованнойдетям.
Еслиударнымвстопеявляетсявторойслог,тоэтоямб.Ямбическиестихинеменеепопулярны.
Чтобы«услышать»звучаниеямба,достаточноповторятьлюбоеямбическоеслово(весна,жара).
Ямбобычноассоциируетсясозвучаниемпушкинского«ЕвгенияОнегина».
БИЛЕТ№14
БИЛЕТ№15
БИЛЕТ№16
1.Н.С.Лесков.Изображениерусскогонациональногохарактера(напримерепроизведения«Очарованныйстранник»).
ВсвоихпроизведенияхН.С.Лесковраскрываетдушурусскогочеловека,пытаетсявыявитьврусскомхарактеретолькоемусвойственныечертыиособенности.ОднимизтакихсталИванФлягин.Впортретегерояугадываютсяфольклорныеипреждевсегобылинныечерты.ЛесковсопоставляетИванасИльейМуромцем.
ИванФлягинпрожилнелегкуюжизнь.Емувыпалонемалостраданий,ноонпостоянностремитсянайтисебя,понятьжизньилюдей.Онвсевремяпутешествует,имотивдорогиещебольшеподкрепляетавторскуюмысльотом,чтогеройнаходитсявпостоянномпоиске,вдвижении.Изкаждогоэтапажизнигеройвыноситопыт.Жизньегоначинаетсяспреступления.Вазартебыстройездыонпонеосторожностигубитмонаха.ИхотяИванФлягинещеоченьмолодинеочень-тораздумываетнадсвоимпреступлением,монахвсевремяявляетсяемувосне,будоражаегодушу.Итотначинаетпонимать,чтокогда-нибудьемупридетсяискупитьэтотгрех.
ОднимизважныхмоментоввжизниФлягинасталовоспитаниедевочки,откоторойуехаламать.Мывидим,чтослужбавнянькахпомогаетгероюраскрытьегощедруюдушу,егоогромнуюдоброту.Когдажеемуприходитсявыбиратьмеждудолгомимилосердием(отдаватьилинеотдаватьдевочкуприехавшейзанейматери),онпоступаетсядолгом.
Иванпопадаетвпленктатарам.Здесьонначинаетлюбитьсвоюродину,иемуоткрываетсясвойственнаярусскомутоскапородимойземле.
Флягиннеможетстатьсвоимсредитатар,потомучтоегодушаэтогонепринимает.Иванвсемсердцемтоскуетпорусскимпросторам.
Когдажегероюстановитсяневмоготу,онуходиткуда-нибудьподальшеимолится.Онбросаетсвоихтатарскихженидетейнепотому,чточерствсердцем,апотомучтотужизньвпленуонневоспринимаетвсерьез.Онадлянегочужая,азначит,чужоевсето,чтоснейсвязано.Онсбегает.
НоинаРусинетгероюпокоя.Онвсенеможетпоканайтисвоеместовжизни.Иванбросаетсявбеспробудноепьянство,однакослучайспасаетего,ионнавсегдаизлечиваетсяотпагубнойпривычки.ОнвстречаетцыганкуГрушу.Грушанаделенанеобыкновеннойкрасотойиталантомпеть.СилачувствкнейФлягинанастолькоглубока,чтоонживетотныненедлясебя.Любовьизменяетего.Онсновасовершаетпреступление–толкаетГрушувреку.Нотеперьужеонделаетэтодлятогочтобыспастидушуженщины.Иначеонагрозитрукинасебяналожить,асамоубийц,какизвестно,церковьнепрощает.
ИопятьИванвпути.Чтобыискупитьсвойгрех,онидетвсолдаты,меняясьжребиемснезнакомымчеловеком,пожалевегородителей-стариков.Однаждыемуприходитсясовершитьподвиг.Послеэтогоонрассказываеткомандирувсюправдуосебе.Онсамсудитсебя,осознавсебя«великимгрешником».Онрастетдуховно,потомучтонесетответственностьзасвоипоступкипередБогомилюдьми.
ЖизньФлягинаудивительна:внейестькакая-тотайна,загадка.Так,например,виденияичудесасопровождаютгероянапротяжениивсейегожизни,Лесковподчеркиваетэтимнепредсказуемыйхарактеррусскойжизни.
Религиозно-мифологическиеэлементывповестиподнимаютеенадповседневностьюивыводятнауровеньбиблейскоготолкованиясудьбычеловека.НапримереисторииИванаФлягинаавторпоказываетпутьчеловека,смыслкоторогосостоитвобретениидуши.ГеройЛесковапоследовательнопроходитстадии:грешник–скиталец–странник–праведник.Иванначинаетснеразличениядобраизла.Ондаженечувствуетвинызагибельмонаха,ажалеяголубков,нежалееткошку,отсекаяунеехвост.Нозатемпроисходитпробуждениедушигероя.Причемважныммоментомявляетсято,чтопомогаютемувэтомГрушинакрасота,еепениеилюбовькней,Такимобразом,черезлюбовьикрасотугеройидеткпониманиюдобра.ИменновлюбвикГрушеИванФлягинперестаетжитьдлясебя.Убиваяцыганку,онберетеегрехнасвоюдушу.
ВконцеповестиИванстановитсямонахом.Ноивмонастыреоннеуспокаивается.Онпродолжаетдуховнорасти.
Слово«очарованный»вотношениикгероюЛесковаможнопониматьпо-разному.Онживетзагадочнойжизнью,вкоторойнаходитсяместовидениям,страннымсобытиям,ангелам-хранителямидажеколдовству.Крометого,подочарованностьюможнопониматьитотпериод«снадуши»,вкоторомнекотороевремяпребываетгерой.
Вповести«Очарованныйстранник»Лесковсоздалобразрусского«очарованногобогатыря»,которыйтипизируетвсебечертынациональногохарактера:бесстрашие,чувствособственногодостоинства,артистизмнатуры.Ноглавнаясутьэтогорусскогочеловека–житьдлядругих,отдаваявсегосебясвоемународу.
2.ТемаВеликойОтечественнойВойнывпоэзииXXвека(напримерепроизведенияА.Твардовского«ВасилийТёркин»истихотворения
К.Симонова«Ждименя»).
Впамятноетревожноеутро22июня1941года,когдапредутреннюютишинусоветскогопограничьянарушилипервыезалпынемецкихорудий,ревтанковсосвастикойнаброне,войпадающихбомб,нашнародвсталвовесьростназащитуОтечества.
Вобщемстроесражающегосянароданашласвоеместоимногонациональнаясоветскаялитература.Всамыетрудныедлянародаднивойныгромкозвучалиголосасоветскихпоэтов.
Поэма«ВасилийТёркин»рассказываетопохожденияхбойцаВасилияТеркинавовремяВеликойОтечественнойвойны.Поэмасочиняласьавторомбуквальновпромежуткахмеждубоями,напередовойлинии.ВасилийТеркинподдерживалдухнарода,помогалнаходитьсилыдляпродолженияборьбы,вселялнадежды.Основнаячертапоэмы–смысловаязавершенностькаждойглавы.Любуюизнихможночитатькакотдельнуюисторию,новместеониобразуютвеликуюпоэму.Авторзавершалглавы,таккаквовремявойнылюбойденьмогоказатьсяпоследнимдлялюбогобойца,втомчислеидлясамогоавтора.Второйпричинойбылото,чтосвязьвтегодыосуществляласьсперебоями,ибылобыпроблематичнодоставлятькаждуюизглавдокаждогогородкаилидеревни.
Вфеврале1942года,когдаподударамисоветскихвойскгитлеровцыоткатилисьотМосквы,«Правда»опубликоваластихотворениеК.Симонова«Ждименя».Онобыстрозавоевалосердцачитателей.Солдатывырезалиегоизгазет,переписывали,сидявокопах,заучивалинаизустьипосылаливписьмахженаминевестам.Егонаходиливнагрудныхкарманахраненыхиубитых.
Всёстихотворениечитаетсякакписьмосфронталюбимойидалёкойженщине.Онозвучиткакзаклинание,какмолитва.Ключевоесловоздесь–«жди»,повторяющеесямногораз,наводитнамысльотом,чтоименноотэтойспособностиженщинывконечномитогеизависитжизньипобеда.
Каждаястрофаначинаетсясловами«ждименя,иявернусь»–этоглавнаямысльпроизведения.Онапростаипо-житейскипонятна,но,сдругойстороны,этосвоеобразноезаклинаниезвучиткак«Аминь»вмолитве.Безнеговсёпроизведениепотерялобыобщуюэмоциональнуюнаправленность,целостность.
Повестькакжанрлитературы.
Повесть–этоэпическийпрозаическийжанрнеустойчивогообъёма(преимущественносреднегомеждуроманомирассказом).Сюжетповеститяготеетболеекхроникальномусюжетуикомпозиции,воспроизводящиместественноетечениежизни.Возможнастиховаяформа.Повестьизображаетрядсобытий.Онааморфна,событиянередкопростоприсоединяютсядругкдругу,большуюсамостоятельнуюрольиграютвнефабульныеэлементы.Неимеетсложного,напряженногоизаконченногосюжетногоузла.Лишённыйинтригисюжетсосредоточенвокругглавногогероя,личностьисудьбакоторогораскрываютсявпределахнемногихсобытий.
Повестичуждыэпическаяширотаромана,законченнаябиографиягероянасоциально-историческойоснове,плавное,медленноеразвитие,осложненноезначительнымколичествомдействующихлиц.Повестьотноситсякроману,какстихотворныйрассказ–кэпопее.
Предметповести–отдельныйэпизодизличнойжизни;ограничиваясьнезначительнымкругомучаствующихлиц,онанедаеткартиныцелогообщественно-политическогоилиморальногостроя;онапроще,цельнее,однороднее,развиваетсябыстрееиэнергичнеероманаи,приближаясьпосиледвижениякдраме;напоминаетпоследнююипобольшемуединствудействия.Иногдавнейсоблюдаютсятакжеединствавременииместа.Отблизкихкнейпоэтическихформзападноевропейскойновеллыинашегорассказа–повестьмалоотличаетсяпосуществу;можносказатьтолько,чтоонасложнееибольшерассказа.
Висториилитературыповестьразвиваласьнеразрывносроманом,предшествуяему,подчассмешиваясьснимивсегдапитаясьтемижеэлементами.Поформе,современнаяповестьведетсвоепроисхождениеотстольпопулярныхвсредниевекафантастическихсборников,аиногдаибытовыхрассказов,перешедшихсВостокаилисозданныхподеговлиянием.
БИЛЕТ№17
БИЛЕТ№18
1.М.А.Салтыков-Щедрин.Сказкидля«детейизрядноговозраста»(напримерепроизведения «Премудрый пескарь»).
В «Сказкахдлядетейизрядноговозраста»Салтыков-Щедринпоказывает,насколькодуховноскуднойипорочнойоказываетсячеловеческаяжизнь,утратившаявысшеепредназначение.Используятакиеприемысозданиякомическогоэффекта,какаллегорию(иносказание),гиперболу(преувеличение)игротеск(сильноепреувеличение,выводящееизображаемоевсферуфантастики),писательподнимаетнетолькоконкретно-историческиепроблемыпоследнихдвухдесятилетийдевятнадцатоговека,ноиобщечеловеческие,вневременные–проблемынравственноговыбора,смыслажизни,предназначениячеловека.
Всказке«Премудрый пескарь»валлегорическихобразахпескаряищукиотражаютсятрусливый,соглашательскийхарактеррусскоголиберализмаконцаXIXвекаисамодержавие,неспособноеизменитьсвою«хищную»природу.Скрываясьвсюжизньотщук,пескарь,посути,позволялимтемсамымделатьвсё,чтоонихотят.
Центральнойвсказкестановитсяпроблемасмыслажизни:оправданналижизнь,единственнаяцелькоторой–думаосебе?Страх,появившийсяещедорожденияпескаря,былпереданемуврассказахотца,однакоеслипескарь-отецвсеже«помаленькудаполегоньку»жил,тосуществование«премудрогопескаря»ужетрудноназватьжизнью–этоскореестрах,растянутыйболеечемнастолет.Цельжизнипескаря–«надотакпрожить,чтобниктонезаметил»,апотомупервое,чтоонделает,-придумываетособуюнору,«чтобемузабратьсявнеебыломожно,аникомудругому–невлезть».Образнорыстановитсясимволическим,отражаяабсолютнуюзамкнутость,бегствоотмираибезотчетныйстрахпередним.
Итогбесцветной,бессмысленнойжизни«премудрогопескаря»-пустотаиполноеодиночество.Всесодержаниеегоблёклогосуществованияуместилосьводнитолькоотрицательныечастицы:«неженился,детейнеимел»,«нидрузейунего,ниродных»,«неест,непьет,никогоневидит,нискемхлеба-солиневодит».Единственныйглагол,неимеющийотрицательнойчастицы,-«дрожал»:«Онжилидрожал-толькоивсего».Незадолгодосмертивнезапнопробуждаетсявпескарегорькоеосознаниебессмысленностипрожитойжизни:словнокто-тоневидимыйнапомнилемуосуществованиивечныхценностей,окоторыхпескарьвсвоемдрожаниизабыл,-иемуоказалосьнечемоправдаться.
Сатиракакжанрлитературы.
Сатира–видкомического,отличающийсяотдругихвидов(юмора,иронии)резкостьюобличения.Сатираприсвоемзарожденииявляласьопределеннымлирическимжанром.Онапредставляласобойстихотворение,частозначительноепообъему,содержаниекоторогозаключаловсебенасмешкунадопределеннымилицамиилисобытиями.
Какжанр,сатиравозниклавримскойлитературе.Самоеслово«сатира»происходитотлатинскогоназваниямифическихсуществ,насмешливыхполубогов-полуживотных–сатиров.Филологическионосвязаноисословомsatura,означавшимвпростонародьиблюдомешанины,чтоуказывалонасмешениеразличныхразмеров(сатурническийстих,нарядусгреческимиразмерами)инаприсутствиесамыхразнообразныхописанийвсевозможныхфактовиявленийвотличиеотдругихлирическихжанров,которыеимелистрогоограниченнуюиопределеннуюобластьизображения.
Сатираестьпроизведениепоэтическое,лирическоестихотворениеболееилименеезначительногообъёма,вкотороммынаходимболееилименееотрицательноеилирезкоосуждающееинегодующееизображениесвойствикачествотдельныхтипическихлицилиболееилименееобширнойгруппылициявлений.
Отсатирыпоопределенноличномусодержаниюнападенийиобличенийвпроизведенииследуетотличатьпамфлетипасквиль;последнийхарактеризуетсяболеевсегоморальнойнечистотойпобужденийавторавегонападениииобличенияхпротивтогоилидругоголица,тогдакакпамфлет–иногдатолькопублицистическоевыступление,номожетбытьихудожественнойсатиройпротивопределенноголица,стоящейнавсейвысотеответственногосвободногослова.Всвязисэтимморальнымиобщественнымсодержаниемсатирынаходитсяихудожественнаяеёценностьвзависимостиотсоответствиямеждуеёлирическимподъемомивысотоюидеаласатирика,соднойстороны,имеждузначительностьюобличаемогоявления–сдругой.
Лирическаясубъективнаяокраскавотношенииктипамиявлениямобычнолишаетсатируобъективнохудожественногозначенияизачастуюпридаетеймимолетныйхарактер.
<