Испанское Возрождение. Творчество Сервантеса.
Возрождение в Испании и Португалии относится к 16 в. В это время Испания- очень могущественное и обширное гос-во. Но у испанского могущества было шаткое основание, экономика не создавалась. Филиппу II пришлось дважды объявлять банкротство гос-ва. В Испании в то время самой яркой была инквизиция ( приобрела наибольшие размеры). В начале 16 в. Испания из небольшого гос-ва превратилась в мировую державу, появились новые темы, связанные с жизнью в Америке, Индии. Португалия тесно связана с Испанией. С 1580-1640- Португалия подвластна Испании.
Португальская поэзия. Луис Де Камоэнс (1524-1580)- учился в университете + занимался самообразованием. Влюбился в даму, стоявшую намного выше его по положению. В 1546- покинул двор и отправился в Марокко, где в одном из сражений теряет правый глаз, возвращается , замешен в драке, уезжает в Индию, много путешествует, встречает свою любовь. Умер поэт в 1580- когда Португалия перешла под власть Испании. Будучи в странствии, он работал над сборником « Парнас» , но он был утрачен. Камоэнс хорошо знал произведения античных и итальянских авторов. Прежде всего, он- автор сонетов, певец возвышенной идеальной любви. Такая любовь - способ перевоплощения идеальной красоты. Но мир Камоэнса более тревожен, наполнен трагизмом, скорбной мыслью. «Лузиады»- крупнейшая эпопея, восходит к Лузу. На Камоэнса безусловно, оказала влияние «Божественная комедия». Источники его повествования - вся история Португалии. В поэме есть выдержанные в духе Вергилия вступления. Сам поэт не остаётся безучастным к тому, что описывает, активно излагает свою точку зрения. Его поэзия имеет широкий мифологический план. Вольтер много писал о «Лузиады».
Театр Испании к 16 в- в Испании новая Ренессансная система драматургии. Хуан Дель Инсина ( 1469- 1529)- его пьесы очень небольшие по объёму, очень несложные по содержанию. Он сам называл свои пьесы «Эклоганы». Написаны они на саячесе (диалект испанского языка, это диалект театре), на русский язык они не переведены.
Бартоломе де Торрес (кон. 15 в. — ок. 1531). «Пропалладия»- в 1-ом сборнике рассуждает об особенностях драматургического акта. От старого испанского театра дошло около 30000 пьес.
Мигель де Сервантес Сааведра (1574 —1616) - всемирно известный испанский писатель и солдат. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Дон Кихот» .
1615 год- 8 комедий и 8 интермедий новых и никогда не представленных. (Новеллы «Галатея»). «Назидательные новеллы»- самые важные (1613 г.) Муза Сервантеса отличается целомудрием, а изображаемые любовные дела очень приличны. Новеллы Сервантеса разнообразны, но преобладает возвышенный, хоть иногда и ироничный стиль. Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом.Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время сидит в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.Посреди всего этого он не прекращает своей писательской деятельности, пока ничего не печатая. Скитания подготавливают материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её разнообразных проявлениях.
С 1598 до 1603 годов нет почти никаких известий о жизни Сервантеса. В 1603 году он появляется в Вальядолиде, где занимается мелкими частными делами, дающими ему скудный заработок, а в 1604 году выходит в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е издание и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки). Материального положения автора она, однако, нимало не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клевете, преследованиях.С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежутке между 1604 и 1616 годами появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда».Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля1616 года окончилась жизнь (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».
Дон Кихот» Сервантеса.
Роман «Дон Кихот» - вершина творчества Сервантеса и итог развития ренессансной прозы Испании.
С. использовал устоявшиеся образы и формы рыцарского и пасторального романа, но вложил иное содержание, он произвел революцию в представлениях о рыцарях. Мелкопоместное дворянство еще продолжало цепляться за идеальные образы «Амадисов». Так поддерживалась вера в возможность возврата былой мощи и влияния. Но с крушением феодальных отношений, с обнищанием идальго иссякли идеи, которые питали дух гордого испанского идальго. Сервантес, подчеркивая отрицательное в современном дворянстве выдвигает человека, сочетающего в себе романтику и героику средневекового эпоса, искаженные и извращенные в рыцарских книгах XV—XVI вв., и освободительные идеи Ренессанса.
«Дон Кихот» сначала развертывается как пародия на рыцарский роман. Сервантес заявлял, что стремился «внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям». Так он боролся со старым, феодальным сознанием, которое подкреплялось ими и находило в них поэтическое выражение. Сервантес подсмеивается также над претенциозным стилем рыцарских романов.
Алонсо Кехано назвал себя громким именем Дон Кихота Ламанчского, облекся в рыцарские доспехи, избрал себе даму сердца и, оседлав боевого коня, отправился на поиски приключений. Вскоре появился у него оруженосец, мирный землепашец Санчо Панса. Нелепы и часто смехотворны «подвиги» Дон Кихота: постоялый двор представляется ему замком, купцы – странствующими рыцарями, ветряные мельницы – многорукими великанами и т.д.
Поначалу роман Сервантеса почти не выходит за пределы литературной пародии. Но постепенно Дон Кихот перестает быть только комической фигурой. Дон Кихот проявляется не только как поэт, он, при всем своем безумии, еще и благородный мыслитель, человек большого ума. По мере развития романа фигура Дон Кихота приобретает все более патетический характер. Его безумие все чаще оборачивается мудростью. Дон Кихот рассуждает так, как рассуждали гуманисты эпохи Возрождения. Мудрость Дон Кихота не была церковной. Он мечтал не о небесном, а о земном счастье человечества и всегда готов был дать добрый совет тому, кто испытывал в нем нужду. Однако Сервантес непрерывно ставит Дон Кихота в нелепые смешные положения, ведь прекраснодушие Дон Кихота бессильно что-либо изменить в мире, в котором воцарились эгоизм и стяжательство. Роман завершается торжеством здравого смысла. Перед смертью Дон Кихот отрекается от рыцарских романов и всех своих былых сумасбродств.
Дон Кихот не одинок. У него верный спутник Санчо Панса– удивительно колоритная фигура.В нем сочетаются простодушие и лукавство, наивное легковерие и практический взгляд на вещи. Рыцарские идеалы чужды ему, стадо баранов для него просто стадо баранов, а не войско великого императора и т.д. Он любит всласть поесть, попить, поспать. Он искренне радуется, когда в кармане у него звенят червонцы или когда он может уехать, не заплатив алчному трактирщику. Когда удары фортуны нагоняют на него уныние, он начинает тосковать по тихой сельской жизни.
Образ Санчо Пансы уже встечался в средневек. литературе. Во франц.героическом эпосе - комический тип оруженосца-весельчака, болтуна и обжоры. Сервантес превратил эту незначительную гротескную фигуру в сложный реалистический образ, отражающий существенный стороны испанской жизни того времени и очень важный для общего замысла романа.
На первый взгляд, нет людей более различных, чем Д.Кихот и Санчо П. Но они неразлучны, любили и уважали друг друга, хотя подчас спорили. Санчо также присущи черты своеобразного донкихотства. Но главное, что внутренне роднит героев романа их большая человечность и присущее им чувство социальной справедливости.
Дон Кихот возводит на недосягаемый пьедестал крестьянку Альдонсу, Так, в образе Дульсинеи С. использует любовную символику рыцарства.Это, с одной стороны, подчеркивает лживость отношений к женщине в современном ему обществе, с другой — противопоставляет им идеал верности и крепости любви, независимо от социального положения и нравов средневековья. Более того. Наряду с Дульсинеей в романе выступают реальные женщины, из которых каждая по-своему осуществляет идеал дон Кихота: каждая полна собственного достоинства, требует своей доли счастья, сама добивается этого счастья (напр. Марсела, героиня новеллы о Марселе и Крисостомо)
Дон Кихот вступает в борьбу с целым миром, чтобы уничтожить все зло, на котором зиждется современный социальный порядок. Не поняв новых условий, дон Кихот терпит поражение, но и в своем поражении он продолжает оставаться носителем благородой идеи.
Проблематика романа отражается вего композиции.
В Первой части Дон Кихот находится в центре всех событий, совершающихся вокруг него, независимо от степени активного участия в них. Даже если речь идет о персонажах вставных эпизодов и новелл, с которыми он вступает в прямые или косвенные отношения. Фон этих событий - широкие равнины Ламанча, горы, дикие ущелья, стада коз, овец и баранов, охраняемых пастухами.Это придает эпичность повествованию.
Совсем иначе окрашена вторая часть романа. Естественная обстановка действий и подвигов дон Кихота заменяется обстановкой искусственной. Исчезают и эпические элементы: все реже становятся встречи дон Кихота в условиях, создающих естественный фон для его подвигов.События переходят из плебейских низов в высшие слои общества. Исчезают вставные новеллы, игравшие важную организующую роль и раскрывавшие высокую идейность дон Кихота. Внимание переносится на Санчо-Пансу. Провокация в герцогском замке, появление и победа рыцаря Белой луны, провокация в Барселоне, — превращают дон Кихота в игрушку невидимых сил, вынуждают к поступкам, диктуемым чужой, а не его собственной волей.
Гуманистические мотивы романа развивают также вставные новеллы. Хотя все они посвящены любви, они довольно разнообразны по своему характеру. Они развивают гуманистические мотивы романа, расширяют его художественный диапазон.
Сервантесу удалось создать поистине грандиозное произведение. Под пером Сервантеса оживает Испания социальных контрастов, бедная и богатая, занятая трудом и привыкшая пребывать в праздности, исполненная благородного душевного порыва и погрязшая в мелких корыстных расчетах.
Творчество Лопе де Веги.
Лопе де Вега – испанский драматург, поэт и прозаик. Автор более чем 2000 пьес, из которых 425 дошли до наших дней. Лопе де Вега мог написать комедию за 1 день. Его прозвали « Монстром Естества». Он жил весьма интенсивно, его творчество - лишь дополнение к его активной жизни; талант он унаследовал от отца. Университетские занятия Лопе де Вега прервал, влюбившись в дочь директора театра. Длился роман более 5 лет, за сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной, Лопе де Вега был выслан из Мадрида на 8 лет, потом вернулся и похитил дочь сановника - она стала его женой. В 1588 принял участие в походе «Непобедимой армады», после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи. Лопе де Вега состоял секретарем у герцога Альбы, маркиза Малвпика и герцога Лемосского. К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества.
Жена Лопе де Вега умерла, он женился во 2 раз, 2-я жена тоже умерла. В 1616г.- влюбился в Донью Марту, он был верен этой любви 16 лет. Эта трагичная любовь- Марта внезапно ослепла, а потом ушла в умопомрачение. Затем первая его дочь ушла в монастырь, вторая сбежала с молодым повесой. Драматургия Лопе да Вега не поддаётся квалификации, но есть такое разделение: 1) ветхо-заветные драмы, 2) ново-заветные драмы, 3) драматические жития святых, 4) драмы легендарных мифологий, 5) драмы из иностранных пастушеских драм, 6) бытовые драмы из рыцарской жизни, 7) комедии плаща и шпаги и 8) романтические драмы.
«Великий князь Московский»- первая обработка жизни Лжедмитрия I (он был его современником).
Самая известная группа- бытовые комедии, комедии плаща и шпаги. Прежде всего, это любовные драмы, женщины никогда не могут побороть настигнувшую их страсть. Жёны часто изменяют, появляется муж, убивает и любовника, и жену. «Фуэнте Овехуна»- название деревни, где происходило действие пьесы. У Лопе очень редко попадаются художественно переделанные произведения.
По мнению Лопе, единство места и времени не имеет значения, но он соблюдает единство действия, сочетание трагического и комического желательно.
Лопе де Вега создал огромное количество пьес. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии: он отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).
В драмах Лопе очень велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., — пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро. Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты. Любая пьеса Лопе де Вега построена таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть все могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой — дает возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.
Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях («Собака на сене» и др.) обнаруживает исключительный талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха» (Луначарский), насыщены яркой, подчас несколько плакатной веселостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует как бы параллельную интригу пьес. Именно они, — остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, — большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает Мольера и автора «Севильского цирюльника» — Бомарше.
20 .Общая характеристика английского Ренессанса:
Английское Возрождение:
• Раннее возрождение (к. XV – н. XVI)
• Зрелое возрождение (2 пол. XVI)
• Трагический гуманизм (конец XVI – начало XVII)
Возрождение в Англии совпадает с правлением династии Тюдоров: 1485 г. (вступление на престол Генриха VII) и 1603 г. (смерть Елизаветы I).
Его подготовка начинается в XIV в. Уильямом Ленглендом и Джеффри Чосером. Война Алой и Белой розы задержала развитие культуры, но именно в это время Томас Мэлори (1417-1471) собирает в единую книгу романы о дворе короля Артура.
Жанр утопии, созданный Томасом Мором в период раннего английского Возрождения, продолжит Фрэнсис Бекон - ученый и дипломат Елизаветы I и Якова I в книге "Новая Атлантида" (1627), написанной на английском языке и основанной на научном прогрессе.
Ренессансная поэзия в первой половине века представлена именами Томаса Уайетта и Генри Говарда Сари, создавшего английскую форму сонета, а во второй - Филиппа Сидни (сборник сонетов "Астрофил и Стелла", трактат "Защита поэзии") и Эдмунда Спенсера (поэма "Королева фей").
Роман "Эвфуэс" Джона Лили дал название стилю "эвфуизм", для которого характерны метафоры, сравнения, аллитерация, ассонанс, игра слов, ритмизация прозы (влияния этого стиля не избежал и Шекспир). К другим разновидностям жанра относятся пасторальные романы "Аркадия" Сидни и "Розалинда" Томаса Лоджа, бытовой роман "Злополучный путешественник" Томаса Нэша. В одном из своих "памфлетов" Роберт Грин высмеял "Сострясателя Сцены" Шекспира, хотя сам он, как большинство романистов, тоже работал для театра.
Кроме того, драматургия представлена именами Томаса Кида и Кристофера Марло (1564-1593), очень талантливого, но рано погибшего поэта, творчество которого включает поэму "Гера и Леандр" и трагедии "История доктора Фауста", "Тамерлан Великий", "Мальтийский еврей", "Эдуард II" (считается лучшей исторической трагедией до Шекспира).
Расцвет английской литературы приходится на вторую половину 16 в. - начала 17 в., когда в ряде европейских стран обозначился кризис гуманизма. Но английская лите-ратура превзошла другие страны, особенно драматургия. Она отобразила сложность жизни, трагические противоре-чия общества. Великие географические открытия сделали Англию центром мировых торговых путей. "Новое дворян-ство" превратилось в буржуа. Процесс первичного накоп-ления капитала происходил в классической форме: массовое насильственное изгнание крестьян, "огораживание", разве-дение овец ("овцы съели людей"). Происходит реформация церкви королем Генрихом VIII. Церковь лишилась влияния на идеологию. Разгром в 1588 г. испанской "Непобедимой Армады" вызвал патриотический подъем. Следовательно, была создана культура и литература английского Возрож-дения.
Джефри Чосер (1340 - 1400) - родоначальник реализма в английской литературе, создатель нового литературного языка, системы стихосложения, последний поэт средних веков, первый поэт нового времени. Выходец из купеческой семьи, придворный, контролер таможни лондонского порта, член Парламента, мировой судья. Он постоянно общался с народом, знал жизнь деревни, нравы и обычаи рыцарства, церковную книжность. Дважды совершил путешествие в Италию с дипломатическими миссиями. Порвал со средне-вековым религиозным мироощущением, дворянской лите-ратурной традицией, испытал влияние творчества Данте, Петрарки, Боккаччо, воспринял учение гуманизма, ставшее идейной основой всего его творчества.
"Кентерберийские рассказы" (1385 - 1400) - первый классический образец реализма в английской литературе. Автор обратился к изображению реальной английской жизни. Произведение напоминает "Декамерон" Боккаччо, представляет собой сборник стихотворных повестей и новелл, которые рассказываются определенными личностя-ми. Начинается с пролога, в котором дается изображение рассказчиков, затем - истории: 22 стихотворных и 2 про-заических рассказа. В середине апреля рассказчик остано-вился в гостинице, где поселилась группа паломников (29 человек). Переночевав, они отправились в Кентербери к мощам святого. Чтобы сделать путешествие приятным, хозяин предлагает рассказывать истории. Автор лучшего рассказа будет награжден ужином. В сборнике изображают-ся рыцари и купцы, студент и юрист, продавец индульген-ции, игуменья женского монастыря, веселый мельник, вдовушка и т.д. Каждый из них рассказывал историю, соответствующую его социальному и психологическому облику. Перед нами проходит вся Англия 14 в. Автор использует принцип двойного изображения жизни (рассказ в рассказе).
Рыцарь - романтическая история соперничества между двумя друзьями из-за одной девушки.
Мельник - история о том, как студент "наставил рога" плотнику.
Управляющий - о проделках студентов.
Юрист - нравоучительная история о добродетельной Констанции.
Монах - история о падении великих людей.
Священник - забавная история о Петухе и Курочке.
Врач - о Тите Ливии.
Купчиха - история о рыцаре, искавшем ответ на вопрос, что женщины любят больше всего.
Студент - история о Гризельде.
Купец - история о старике, обманутом его женой.
Чосер задумал 120 рассказов, но написал лишь 1/5 часть.
Томас Мор и утопизм.
Томас Мор( 1478- 1535). Томас Мор и Эразм были друзьями. «Похвала глупости», как написано, «посвящение Томасу Мору». Том переводится, как глупость. Он сделал шикарную карьеру. Генрих 8-й обвинил его в гос. Измене и отпраивл его на смертную казнь. Томас Мор был политиком, но суть своего таланта видел в писательском труде, «Утопия» ( на латыни) принесла ему гигантскую известность. Мор- автор первого утопического романа. Книга Мора состоит из двух частей. В первой книге рассказывается о несчастьях жизни, нищете больших масс населения. Корень зла Томас Мор видит в том, что нужно устранить частную собственность. Во второй части изображается идеальное современное устройство на о. Утопия. Всё благодаря тому, что там нет частной собственности. Но запоминающихся характеров там нет, важна идея, единообразие одежд, унифицированность. В 1935 католическая церковь объявляет Томаса Мора святым ( так как послан был на смерть незаслуженно).
«Утопия»
Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в1516), причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Quatuor Navigationes» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленглендаи политические баллады. Из «Navigationes» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения). Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.
Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.
Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли. Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.
Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего великий принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.