Михаил Пришвин.Жанровое своеобразие произведений. Особенности рассказов М.М.Пришвина.Анализ сказки «Кладовая солнца».

М.М.Пришвин родился1873 года в Липецкой области, в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен за дерзость учителю. Переехав в город Тюмень к дяде окончил шесть классов Тюменского училища.Поступил в Рижский политехникум. 1896 Пришвин участвовал в работе марксистских кружков. Поэтическое мировосприятие, художническая зоркость к мельчайшим подробностям жизни становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939) и др. В Кладовой солнца (1945) Пришвин создал сказку о детях, попавших из-за разлада между собой в лапы коварных мшар (лесные сухие болота), но спасенных оставшейся без хозяина охотничьей собакой.Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы.Сколько еще в рассказах Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами - наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется - и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. И Хозяин Леса, сильный своим разумом, добрый "сердечной мыслью", всматривается, вслушивается в нее, любуется, понимает - и принимает под свою защиту.В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.Особенно близкой детям является идея единства человека и природы.В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие — за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы — как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик). Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор.Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями. Брат и сестра — вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее. Митраша, чтобы доказать свою правоту, идет узкой тропкой — и чуть не погибает в болоте.Настя девочка жадноватая: увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. Настя отдает всю собранную ягоду детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда.

27. Научно художественная литература для детей. Анализ творчества Б.С. Житкова, В.В.Бианки, Е.И. Чарушина (по выбору учащихся)

Зарождение первых рассказов и повестей для детей исторического, географического, бытового плана.Бианки писал научно-художественные книги для детей, где главной темой была тема природы и человека. Если сравнить его творчество с творчеством других писателей, работавших по этой же теме, то можно увидеть много отличного, но в тоже время и общее, а именно, привитие понимания и любви к родной природе.В.Бианки пытался решить проблему «человек и природа» по – иному, создавая научно-художественные сказки. Он облекал сложные научные вопросы о жизни животных в необыкновенные, увлекающие детей приключения обитателей лесов, полей и рек. В 1928 году вышла «Лесная газета», ставшая уникальным произведением в мировой детской литературе. В 30-х годах вышли новые произведения В.Бианки: «Приключения муравья», «Сказки зверолова», «Маленькие рассказы». Писатель развивал в своих произведениях идеи воспитания радостью в процессе общения детей с окружающим миром животных, птиц, насекомых и растений.Его произведения – это смешные сказки, драматические повести, рассказы о животных. Сказки вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его. В сказках животные рассуждают и действуют, как люди.Бианки был настоящим мастером литературной сказки. Начиная с «Теремка» и «лесного колобка – Колючего Бока». Это явный намек на устное народное творчество. Только жители теремка Бианки – звери или птицы в их природной среде обитания, а колобок – ежик, спасающийся от лисы.Еще одно из замечательных произведений Бианки – это «Лесная газета». Это была его главная книга. Творчество Виталия Бианки имело огромное значение в воспитании детей, в становлении научно-художественной литературы для детей. Писатель разработал новые жанры в детской литературе: новые формы детской сказки, рассказа о природе. Бианки был художником слова, ученым и зорким наблюдателем. Его произведения дышат свежестью, современностью. Автор сумел отобрать научный материал, незаметно, но последовательно воспитывающий в юных читателях понимание и любовь к природе, ее закономерности, постижение окружающего мира. Его произведения имеют для детей познавательный (получение большого количества новых знаний) и воспитательный (привитие доброты, любви, понимания и сострадания) характеры. Мир в его произведениях реален, поэтому он учит детей принимать жизнь реально, такой какая она есть.



Наши рекомендации