Проблема личности в тоталитарном гос-ве. Анализ произведений Замятина «Мы», Б. Пильняка «Повесть непогашенной луны», Чуковской «Софья Петровна», рас-зы Шаламова и др.
Роман «Мы» не только самое значительное произведение Евгения Замятина,
но и наиболее яркое воплощение жанра антиутопии в русской литературе.
Начало ХХ века, и особенно Октябрьская революция, породили в сознании людей
новые утопические иллюзии. Отрекаясь от дня сегодняшнего, революционные романтики создавали идеальную модель дня завтрашнего. Замятин моделирует будущее, опираясь на сущностные черты настоящего. О каком будущем может мечтать человек, перед которым настоящее поставило единственную задачу - физически выжить; который
лицом к лицу столкнулся с угрозой голодной смерти, физической расправы? На
этот вопрос Замятин отвечает книгой, в которой вопреки всем утопическим
концепциям современной ему советской литературы создаёт модель мира
будущего, в котором решены все материальные проблемы. Человек в этом мире
не знает ни страха, ни голода, ни холода. Там торжествует плоть, а
«равенство всеобщей сытости» достигнуто путём устранения индивидуальной
свободы. И не случайно страна, изображённая в романе «Мы», обнесена Зелёной
Стеной. Страна искусственного счастья напоминает замкнутый, отгороженный от
всей вселенной остров.
Рассказчик в романе Замятина, нумер Д - 503, - «только один из
математиков Единого Государства», но именно математик, боготворящий
«квадратную гармонию», «математически безошибочное счастье», «математически
совершенную жизнь Единого Государства». Чаще всего Замятин вкладывает в уста главного героя доказательства истинности счастья всех нумеров, который постоянно ищет все новые и новые подтверждения правоты Единого Государства. Он находит эстетическое оправдание несвободе: «Почему танец красив? Ответ: потому что это
несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в
абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе». Инженер, он
смотрит на танец с этой точки зрения, вдохновение в танце позволяет ему
сделать вывод лишь о том, что «инстинкт несвободы издревле органически
присущ человеку». Однако бурные перемены начинают происходить с ним с того
момента, когда в его жизнь входит I - 330. Икс для математики - символ
неизвестного. Так на смену ясности приходит неизвестность, на смену ясной
цельности - мучительная раздвоенность. Раздваивается и восприятие героем
мира.
Всем своим поведением бросает вызов Единому Государству I-330. Не
принимая всеобщего «сдобного» счастья, она заявляет: «…я не хочу, чтобы за
меня хотели другие, а хочу хотеть сама»
Вопрос о том, какие явления, события XX века предвидел Замятин,
возникает сам собой при чтении его романа, ибо писатель не только изобразил
в условно-фантастической форме победу техники над человеком (об этом
заставил писателя задуматься увиденный им в Англии процесс бурного развития
науки и техники), но и сумел предсказать тот социально-политический режим,который называется тоталитарным.
Пильняк (настоящая фамилия - Вогау) Борис Андреевич (1894 - 1937), прозаик.
Родился 29 сентября (11 октября н.с.) в Можайске. Там, а также в Ногинске и Коломне прошли его детские и юношеские годы. Рано начал писать и в 15 лет опубликовал свою миниатюру "Весной". Эта повесть не дошла до читателей в 20-е годы, будучи конфискованной сразу после публикации. Критика тут же гневно обрушилась на писателя. Пильняк вынужден был послать в редакцию письмо, в котором признавал свои ошибки.
“Злостная клевета”, которая так возмутила ревнителей партийной чистоты, была связана с фигурами Фрунзе и Сталина, послужившими прототипами главных героев повести. Прототипы были сразу узнаны.
Современные исследователи единодушно относят повесть к литературе “ранней социальной диагностики советского общества”, видя ценность ее в том, что “автор приоткрывает завесу над загадкой политической устойчивости системы, в рамках которой приглашение на казнь отклонить психологически невозможно”, считая, что Пильняк написал повесть “о политическом убийстве, о человеке, бессильном противостоять приказу...”.
По мысли Пильняка, в самом понятии “государственная система” заключено нечто чуждое, противоположное природной сущности человека, тем более в тоталитарном государстве, которое держится исключительно силой власти, насилием над личностью. Гаврилов — строитель страшной машины истребления личностного сознания и сам становится ее жертвой. Государство, власть являются в повести метафорой смерти. Герой не хочет умирать, но покорно соглашается на смерть не только в силу своей принадлежности “к ордену или секте”, но главным образом потому, что видит в этом акт возмездия за содеянное. Скорее всего, именно осознание неотвратимости кары заставило Гаврилова почувствовать свою обреченность и не сопротивляться приказу Первого. Таким образом, философский смысл повести делает ее содержание не менее актуальным в современную эпоху, чем ее политический смысл.
Л. Чуковская «Софья Петровна».
В центре внимания автора и читателя повести трагическая судьба, простого маленького человека – служащий Софьи Петровны Липатовой, втянутой бредовой действительностью в чудовищную "чередь недоразумения" и безжалостно сломленной, растоптанной.
Автор начинает повествование об этой женщине с описания вполне благополучного момента в её жизни. После смерти мужа Софья Петровна поступила на курсы машинописи. "Надо было непременно приобрести профессию: ведь Коля ещё не скоро начнет зарабатывать. Окончив школу, он должен во чтобы то ни стало держать в институт,,, Машина давалась Софье Петровне легко; к тому же она была гораздо грамотнее, чем эти современные барышни. Получив высшую квалификацию, она быстро нашла себе службу в одном из крупных ленинградских издательств". Софья Петровна "любила ходить на службу". Сотрудники машинописного бюро казались милыми и добрыми людьми. Больше всех машинисток в бюро Софье Петровне нравилась Наташа Фроленко, "скромная некрасивая девушка с длинновато-серым лицом".
Большой радостью для матери стало известие о том, что "отличников учебы, Николая Липатова и Александра Финкельштейна, по какой-то там разверстке направляют в Свердловск, на "Уралмаш", мастерами". Софья Петровна вместе с Наталией Фроленко радуются, когда к ним в руки попадает газета "Правда" с Колиной фотографией и заметкой о том, что Коля внес рационализаторское предложение. Соседи и сослуживцы поздравляли Софью Петровну и хвалили Колю. Весь мир казался матери большим и добрым, потому что в нём был её сын.
Но наступил 1937 год. На фоне лозунгов типа "Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство" в стране, городе и в машинописном бюро начинают происходить непонятные события. Сначала Софья Петровна узнает об аресте доктора Кипарисова, сослуживца её мужа, Колиного крестного. Первой реакцией Софьи Петровны было недоверие "врач не может быть убийцей", но, тем не менее женщина допускает мысль о том, что очевидно доктора Кипарисова как-то втянули в контрреволюционную организацию. Затем Софья Петровна узнает об аресте директора. И снова недоверие: "Наташа, вы верите, что Захаров виноват в чем-нибудь? Да нет, какая чепуха". Страшным ударом становится для Софьи Петровны сообщение Алика об аресте Коли. Ради сына мать готова сейчас же бежать куда-нибудь и разъяснять это чудовищное недоразумение. Она готова сию же минуту ехать в Свердловск и поднять на ноги адвокатов, судей, прокуроров, следователей. Она надеется, что произошла ошибка, что скоро всё выяснится, что Колю отпустят и он постучит в дверь квартиры, но этого не происходит. Мать проходит по кругам ада.
72. Рус. сатирич. проза 1920-30х гг. Проблематика, поэтика; жанровое своеобразие произведений М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова.
Черты сатиры Булгакова: 1. это юмор солидного философского ранга, прямой наследник романтич мир иронии. 2 концептуальность, системность, его сатира вскрывает корни отрицат явл-ий, дает их осмысление. 3. Б в сатире выступ суровым и правдивым диагностом. Сатира часто носит пророческий хар-р. 4. Б , имея обширные познания в мир л-ре, часто обращ-ся к разн образам и сюжетам мир л-ры. Он пародирует или карнавально переворачивает лит образцы, образы, сюжеты. 5. смех в худ мире Б явл-ся ср-вом раскрытия несовпад интересов личности, об-ва и власти. Б док-т, что в нормальн здоровое об-во должно синтезировать общечел ценности, в таком об-ве закономерно присутствие здорового открытого смеха. 6. в св пр-ях Б всегда исходит из нр-ых человеч идеалов, противоп-т их идеологич лжи и несвободе личности. 7. Б в св сатире внимателен к быт поведению чел-а, это обусловл тем, что быт в к-ре того времени стал явл-ем знаковым. 8. сатиру отличает разнообразие приемов, виртуозность сатир обработки. В 20-е г Б создает цикл гротескно-сатирич повестей, котор вошли в сб «Дьяволиада. «Дьяволиада». Повесть имеет заглавие, котор вызыв в памяти назв романа «Бесы» Достоевск, а подзаголовок отправляет к «Двойнику». Прекличка с Дост не т/ко в названии, но и в типах героев, композиции, повествоват манере. Основ событие закл-ся в том, как близнецы погубили Коробкова. К – это жертва бюрокр произвола. Б поставил в центр повести маленьк чел-а. Гл задача Б в эт повести – изобличение с помощью образа мал чел-а чуждой нормальным сост жизни. Сюжет – странствие героя – приобретает мистико-фантастич хар-р. Писатель пок-т К и бюрокр мир, используя сам разнообразн приемы: фантастика, гипербола, контраст. Мир бюрократический – это мир, враждебный чел-у, мир людей, котор перестали быть личностью. Эпоха, котор отражена в «Д» - это эпоха хаоса. Портрет кальсонера очень красноречив: френч из серого одеяла, малоросс рубашка и сапожки времен Алекс 1. хронотоп расширяется и кальсонер предстает как символ незыблемых и вечн черт рус бюрокр аппарата. Тема – тщетности револ иллюзий и губительности для чел любых насильств преобразований. К – идея утраты героя, утрата инд-ти св личности, с/стоятельности. В бюрокр мире чел становится частью. Бюрократ миру личность не нужна, психол чел-а упрощается, она элементарна. В «д» писатель исп-т ряд сатир приемов: 1. остранения. 2. события даются в более быстром темпе, нарушается темп. 3. открытие в сам реальн д-ти фантастического. Приемы реальн фантастики это фантастика, вростающая корнями в быт. 4. повествование ведется на грани м/у реальностью и абсурдом. 5. высотная композиция. Внутр движение идет снизу вверх, сверху вниз. 6. автор исп-т традиционные мифологемы смеха. 7. прием двойника. «Роковые яйца». (1925). Источники: Уэллс «Пища богов», «Борьба миров», сообщения прессы 21 г . Писатель ставит в центре 2ух героев: Персиков пок-н неоднозначно. Вначале П изображен нелепым чудаком, но постепенно в его хар-ке проступают трагич черты. Образ становится символом гибнущей к-ры.
«Собачье сердце». Б пародийно преображает еванг мотив, насыщая его нагромождением нарочито сниженных деталей очеловечивания шарика, превращая фарсовую картину в трагическую.
От традиционной формы комедии Булгаков переходит к откровенно фарсовому, даже водевильному жанру, реализуя его структуру в «Багровом острове». Булгаков создал пародию на современные агитспектакли, плакатные и стереотипные пьесы, дешевые «агитки» и пошловатые оперетты. Он отразил и собственный опыт «пробивания» произведений на сцену.
ИЛЬФ И ПЕТРОВ
«12 стульев» 1928 г., «Зол. теленок» 1931г.
Одесситы, относились к т.н. южно-русской школе. Ильф пришел в лит-ру до революции. Петров был братов Валентина Катаева. Илья Франзенберг (Ильф) устроился в газету «гудок», а Евгений Катаев (Петров) – в бутырскую тюрьму надзирателем (потом ушел и стал журналистом). Они к сер. 20-х гг имели прочную славу хороших журналистов, но в соавторстве не работали. Валь Катаев предложил им написать с ним в соавторстве роман-обозрение. Валю принадлежала идея о сокровище, где-то спрятанном. И. и П. были поставлены перед фактом написания. Жанровая форма – роман-обозрение, где герой перемещается по миру, описываются обычаи тех мест. Текст вышел самодостаточный и Валь не стал править, отправив «в свет» под двумя фамилиями. И. и П. создали действительно популярный, даже культовый текст. Эти романы написаны на переломе – видно, как кардинально изменились тексты рубежа 20-30-х годов. В. Катаев отмечал, что главным изобретением И. и П. является образ Остапа Бендера. Он совмещает ипостаси плута и дьявола-искусителя, но в сниженном, историческом варианте. Он ставит перед обществом задачи, искушает, и общество искушения не выдерживает. Он нарушает правила – основополагающие законы сов. общ-ва, что является испытанием для героев и для общества. Плюс герой наделен остроумием. И. и П. «отдали Остапу свои лучшие шутки». О.Б – тонкий социальный аналитик и психолог, знающий чел. слабости и играющий на них. Получился образ полный и убедительный. «12 стульев» - время 20-х годов (28 год). Три советских улицы – единственный след сов. власти. Время, где живут обыватели, озабоченные добыванием сокровищ (бриллианты или ситечко). Герои часто хотят простых, элементарных вещей, гонятся за ними. Но это не имеет никакого отношения к революции.
73. Творчество А. Платонова. Художественное новаторство Платонова. Проблематика и поэтика повести «Котлован».Андрей Платонович Климентов родился 1 сент. 1899 г. в Ямской слободе гор. Воронежа. Свой литературный псевдоним он взял от имени отца - слесаря воронежских паровозоремонтных мастерских Платона Фирсовича Климентова. Окончив сначала церковно-приходскую, а затем - городскую школу, Платонов с 15 лет пошел работать сначала помощником машиниста, а потом литейщиком. Он увлекся техникой, пытался изобрести
вечный двигатель. На протяжении всей жизни он оставался талантливым изобретателем, автором нескольких технических открытий. Платонов рано начал писать: с 12 лет - стихи, а чуть позже - прозу. В 1918 г., учась на электротехническом отделении воронежского политехникума, он увлекся журналистикой. Свои первые стихи он принес в 1919 г. в редакцию газеты «Воронежская коммуна». Платонова избирают в правление недавно созданного в Воронеже Союза пролетарских писателей, он участвует в работе Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Интерес к проекту создания пролетарской культуры проявился у Платонова в серии его статей: «К начинающим пролетарским поэтам и писателям» (1919), «Культура пролетариата» (1920), «Пролетарская поэзия» (1922).Первая книга Платонова (П-ва) - сборник стихов«Голубая глубина».В к. 1921 г. в судьбе П. произошел резкий поворот: он отказался от журналистики и перешел на работу в Воронежское губернское земельное управление, где прослужил до 1926 г. Писатель приходит к мысли о преимуществе практической деятельности перед «созерцательной». Платонов продолжает писать: в 1922 г.«Сатана мысли» и «Потомки Солнца», а 1923 г. он публикует в газете для крестьян свое первое большое произв-е«Рассказ о многих интересных вещах», написанный в форме проекта реального благоустройства земли». Одним из основных событий повести является строительство «башни» для орошения земли. Сюжет построения «башни высотою до небес» по легенде о Вавилонском столпотворении, взятый из ветхозаветной книги «Бытие», впервые обозначился в стихах П. и получил развитие в «Чевенгуре» (1928) и«Котловане». Мотив превращения земли в «корабль небес», управляемый человеком, звучал в стихах П-ва.Он сближает платон-кое тв-во с поэзией футуристов. В 1926 г. на Всероссийском съезде мелиораторов его избрали в ЦК профсоюза с/х-ных и лесных работ, что означало перевод на работу в Москву. П-в явно пересматривает владевшую им идею неограниченной власти человека над природой. Но он не оставляет надежды на покорение солнца и моделирует вполне реальные способы использования солнечной энергии путем создания солнечн. батарей. Свои преобразовательные проекты П-в старается приблизить к реальности. В рассказах«О потухшей лампе Ильича», «Родина электричества», «Песчаная учительница» отражается опыт практической работы автора в воронежском
Губземуправлении. Историческую повесть«Епифанские шлюзы» П-в написал в янв. 1927 г. Вслед за этой пов-тью в февр. 1927 г. была написана сатирическая пов-ть«Город Градов», где П-в показывает вариант утопии «гармонизации» природы, доведенной до абсурда бюрократическим сознанием. Эта пов-ть откликалась на серьезное событие в полит. Жизни тех лет - кампанию «борьбы с бюрократизмом в госаппарате». Пов-ть«Сокровенный человек» была посвящена реальным событиям революции и гражданской войны. Ее
герой Фома Пухов представляет образ человека, позабывшего смысл своего существования, попавшего в «поездной состав неизвестного маршрута и назначения». Смысл ситуации осложняется тем, что в творчестве Платонова паровоз был символом революции. Революция изображается Платановым как явление космического порядка, оказывающее влияние на ход «мирового естественного процесса». С революцией связано ожидание «конца света». Фома Пухов, проведенный автором через револ-ю и гражд. войну для уяснения смысла
происходящего, в финале своих странствий обретает как истину ощущение слияния с миром. Мотив «растворения» человека в мире повторяется в финалах«Маркуна», «Лунной бомбы», «Сокровен, человека», «Чевенгура», «Котлована», «Счастливой Москвы». Герои П-ва наделены способностью «втягивать» в себя мир. «Строителям страны» П-в посвятил роман«Чевенгур». Роман получил свое название от имени вымышленного города, которое нуждается в истолковании. Существ-т несколько вариантов расшифровки слова «чевенгур». По
мнению воронежск. исследователя Вл. Гусева, в названии города «легко прозревается наш знаменитый и родной Богучар». М. Геллер считает, что оно связано со словами «чева» - ошметок, обносок лаптя и «гур» - шум, рев, рык. Символика названия романа выражает его центральную проблему: изображение попытки создания коммунистического общества в нищей, лапотной стране. С наступлением 1929 г. в судьбе П-ва происходят события, после к-х ему уже не удалось выйти из разряда «неугодных» писателей. Поводом для начала кампании травли П-ва, не прекращавшейся до к. его жизни, стала публикация р-за«Усомнившийся Макар» в ж. «Октябрь». В этом р-зе П-в создал обобщенный образ тоталитарной власти - возвысившегося над людьми, устремленного к дальним целям истории, давно мертвого «научного» человека.
Работа над пов-тью«Котлован» датируется: «Дек. 1929 - апр. 1930 гг.». Но обозначенные автором даты указывают не на срок создания повести, а на время изображенных в ней событий - проведения «сплошной коллективизации» в стране. Написана была пов-ть несколько позднее, о чем говорят детали, связанные с проводимыми в нач. 1930-х гг. с/х-ными и политическими кампаниями, отголоски к-х слышны на страницах повести. При жизни П-ва повесть не издавалась. «Котлован» впервые был опубликован за границей в 1969 г. почти одновременно в журналах «Грани» (ФРГ) и «Студент» (Англия). В СССР в 1960-1980-е годы «Котлован» распространялся в «самиздате». В 1987 г. пов-ть впервые была опубликована в ж. «Новый мир». В повести отразились главные исторические события к. 1920-х — н. 1930-х гг.: проводимые в СССР в годы первой пятилетки индустриализация и коллективизация. Символом осуществляемых в стране преобразований П-в избрал проектирование и строительство «общепролетарского дома». В 1-й части пов-ти рассказано о бригаде землекопов, к-е роют котлован под фундамент «вечного дома», предназначенного для переселения трудящихся целого города из частных домов. Во 2-й части «К.» действие переносится в деревню, подвергнутую сплошной коллективизации. Здесь аналогом общего дома является «оргдвор», где собираются лишенные имущества, вступившие в колхоз крестьяне. Сходство плат-кой повести с производственной и деревенской прозой к 1920-х н 1930-х гг. лишь отчетливее выявляет их поразительное различие. Оно состоит в понимании П-вым обреченности проекта переустройства природы и общества, основанного на насилии. Можно соотнести «К.» с «Поднятой целиной» Шолохова (активист в «К.»//Нагульнов в «П.ц.»; гибель двадцатипятитысячников/Угибель местных; детские образы...). Но у Платонова авторская позиция нигде не выражается прямо, а у Шолохова - она выр-на прямо. П-в запечатлевает безымянных персонажей (Сафронов, Чиклин, Вощев). Потерять имя - значит стать массой. В современной жизни П-ва - утрата лица человеком. («У нас партия - лицо»). Лев Ильич Пашкин -нарождающаяся Сов. партия (единственный с именем). В «К.» переплелись 2 сюжета: сюжет-странствие гл. героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой пов-ти Вощев - странник поневоле, он насильно вытолкнут из привычной жизни, уволен с «механического завода» и лишен средств к существованию. Образ «общепролетарского дома» в пов-ти многозначен: его основу составляет библейская легенда о Вавилонской башне. Соотнесение строительства «общепрол. дома» с безуспешной и наказуемой попыткой человечества построить «город и башню высотою до небес...» свидет-т о масштабах авторского осмысления «стройки социализма». Вавилонская башня - символ мечты человека. Люди, проходящие мимо Вавил. башни, забывали о прошлом. В «К.» люди забыли о родительских привязанностях, любви, а помнят только о центральной директиве. В сюжете строительства общепролет. дома просвечивает символика «дерева». Его фундамент закладывают с надеждой, что сажают в землю «вечный корень неразрушимого зодчества». Но строительство «вечного дома» остановилось на стадии рытья котлована под фундамент. Ключевое слово «К.» -- ликвидация - создает лейтмотив повести. Мотив уничтожения людей и природы ради дома постоянно звучит в произв-и. Процесс коллективизации пронизан насилием. Смысл «К.» был раскрыт самим П-вым: происходит превращение котлована в могилу не только для его строителей, но и для будущего России, воплощенного в образе девочки Насти. Судьба «буржуйки» Юлии, символизирующей Россию прошлого, была уготована миллионам. Мотив унижения и одичания человека усиливается появлением в пов-ти необычного персонажа - медведя-молотобойца, символизирующего опасность превращения человека в «обросшее шкурой» животное. Смерть Насти заставляет землекопов думать, что «нет никакого коммунизма». Платонов верил, что в будущем люди по «вещественным остаткам» научатся возвращать к жизни умерших. Мотив собирания и сохранения предметов «несчастья и безвестности» пост-но звучит в «К.» (Вощев «скопил в мешок вещественные остатки потерянных людей»). Трагич. символика финала «К.» содержит сравнение умершей с «мертвым зерном будущего» и раскрывается при соотнесении смысла происходящих событий со словами, которые являются эпиграфом к роману Дост-го «Братья Карамазовы» («... если [пшеничное зерно] умрет, то принесет много плода»). В последней директиве в «К.» можно угадать статью Сталина «Головокружение от успеха». 1930г. - комедия«Шарманка» (мотив странствия в «даль страны», который повторялся в«Впрок» и «Ювенильном море»).1933-1936 гг. - роман«Счастливая Москва».1937 г. - сборник рас-зов«Река Потудань».В 1944 г. под Львовом П-в был контужен и с тех пор оказался прикованным к постели. 5 янв. 1951 г. - смерть Платонова.