Роман Достоевского «Братья Карамазовы». Проблематика романа и поэтика: pro и contra.
«Братья Карамазовы» (1878-1880).Это произведение энциклопедического взгляда, которое всесторонне характеризует свое время. Действие происходит в городке Скотоприбойнике. Д увез героев в провинцию, чтобы роказать, что болезненный психолого-общественные процессы перестают быть привилегией Питера. Под влиянием ломки привычного уклада жизни, брожения, охватившего сто случайных семейств. Люди не могут больше жить бессознательно. Даже в провинциальном монастыре идет скрытая борьба страстей. А через эти семьи Д показывает , как в разных типах семейств случайных идет скрытая борьба между поколениями. Ф.П. Карамазов – разбогатевший приживальщик, в его образе сфокусированы тенденции эпохи : моральная деградация личности, вырождение дворянства, небывалый идейный разброд. Он олицетворяет источник всяческого растления. Хищному сладострастию Федора Павловича нужно и разврат утвердить как всеобщий принцип. Это побуждает совершить насилие над городской юродивой Смердящей. Кощунством над природой, над душой, над юродивой, божьим человеком, он покушается н а изначальные основы, подрывает корни родового древа человеческого. Сын рожденный от Смердящей – существо, лишенное сокровенного человеческого содержания и в чувственной, и нравственной, и умственной сфере. В образе Смердякова Достоевский пророчески указывает на множащуюся породу вымороченных людей, оторванных от национальных и общечеловеческих корней. Митя – современный, цивилизованный человек, в этом его беда, он слишком широк. Единственный выход для него – отвлечение от страстей. Дмитрий подвержен двойственности (красота Мадонны и красота содомская) и переживает ее как внутренний разлом, душевный надрыв. Митя жаждет избавить мир от слез, ибо сознает, что в них виновен и он. Принять кару за несовершенное убийство отца – значит искупить вину, остановить падение дошедшей до краю личности, предотвратить разложение. Но исход, к которому пришел Митя и который стал итогом романа – еще не последнее слово о мире. За ним встают новые противоречия: принять свое страдание ради искупления вины человек может и должен, но возможно ли принять мир, обрекающий на страдание невинных.во всей острот еэтот вопрос ставит Иван.Иван Карамазов – носитель отвлеченного, кабинетного типа мышления. По Д такой строй мышления характерен для человека индивидуалистической эпохи. У них нарушено равновесие между умом и чувством.диалог между Иваном и Алешей – кульминация романа, философских исканий Д. Суть ответа, который дает Иван в Легенде,в том, счто признавая истину, заключенную в Христе, он отделяет и противопоставляет ее истине, заключенной в человеческой природе. Он разрывает связб м\у Христом и человеком, м\у земным и вселенским. Христос дал идеал, но человеку не по силам следовать за ним. Иван, как Инквизитор отрекается от Христа во имя любви к человеку. Сострадания к его несовершенству. В 6 книге «Русский инок» в качестве философской антитезы Мити и Ивана, он излагает идеи своего героя Зосимы, который дает единственный возможный ответ человечества в это время. Философская вершина романа «Легенда о великом инквизиторе». Главная проблема – проблема нравственной свободы духа. В романе дается становление Алеши, он связывает все сюжетные линии романа. Его задача быть не только хранителем нравственной правды, а соединителем распада русской земли (как в религии). Главные перспективы жизни в романе связываются с ним, в котором все языческие, земляные стихии карамазовской породы преображаются под влиянием духовного отца Зосимы в могучую жизнеустрояющую силу. Проблема полифонизма.Достоевский – творец полифонического романа. Так как множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является особенностью его романов. В его произведении появляется герой, голос которого строится так, как строится голос самого автора. Слово героя о себе самом и о мире также полновесно, как и авторское, оно звучит рядом с ним и особым образом сочетается с ним и с полноценными голосами других героев. Сознание героя дано как другое, чужое сознание, но в то же время оно не становится простым объектом авторского сознания. Цель – утвердить чужое «Я» не как объект, а как другой субъект ( «Ты еси»). Внутренняя самостоятельность героев сочетается с их свободой и самостоятельностью в самой структуре романа по отношению к автору. С множественностью голосов в романах Достоевского связан композиционный принцип полифонического романа – соединение несовместимых материалов. У Д чужеродные элементы материала распределены м\у несколькими полноправными сознаниями, даны в равноценных кругозорах. И эти сознания с их кругозором сочетаются в высшее единство полифонического романа (мир частушки соединяется с миром шиллеровского памфлета). В произведениях Д объективный мир – это мир равноправных сознаний. Герой интересует Д как особая точка зрения на мир, на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к себе и к действительности. Важно не то, чем является герой в мире, а то, чем является мир для героя, и он для себя самого. Элементами, из которых слагается образ героя, служат не те черты действительности, но значения этих черт для него самого, его самосознание. Все качества героя становятся объектом его рефлексии, вся действительность – элементом самосознания. Д перенес автора и рассказчика с совокупностью их точек зрения на героя в кругозор самого героя. то , что ранее выполнял автор, теперь выполняет герой. Всепоглощающему сознанию героя автор может противопоставить только объективный мир других, равноправных с ним сознаний. Самосознание героя становится доминантой художественного построения, которая разлагает монологическое единство произведениям. Автор строит героя не из чужих слов, а строит слово героя о себе самом. Самосознание как художественная доминанта в построении образа героя предполагает новую авторскую позицию по отношению к изображаемому человеку. Дело идет об открытии нового целостного аспекта человека – «человека в человеке».. Слово автора о герое ориентировано на человека как на слово и потому диалогически обращено к нему. Слово героя не обусловлено авторским замыслом, и потому может выпасть из его кругозора, развив свою логику. Т.обр., автор не оставляет за собой никакого существенного смыслового избытка и на равных входит в большой диалог романа в целом.
48. Роман Л.Н. Толстого (1828-1910) «Война и мир» как роман-эпопея. Герои, проблематика и поэтика.
«Война и мир» – 1863-69. «Эпический род мне становится естественным,»- говорит сам писатель. семейные сцены подготовили биографическая трилогия Толстого. Военные сцены подготовили «Севастопольские рассказы» Важное место в замысле романа сыграл рассказ «Люцерн» (1857). Впервые заявлена мысль об истории, что история должна интересоваться не историей государственных деятелей, не великими сражениями, а просто человеком и человеческими отношениями. Вопрос о том, как живет человек, хорошо ли ему- настоящая история. Толстой изображает героев в свете своих идеалов. Не любит тех, в которых отсутствует живая личность. А народ понимает как исторически возникшее сообщество людей, которые связаны единым языком, принадлежностью к одной земле. «Война мир» и как роман-эпопея.. Роман-эпопея возник в результате усложнения художественного сознания эпохи. Роман-эпопея характеризуется многосоставным изображением действительности, в результате которого частная жизнь связана с историей народа, смена поколений приобретает социальный, исторический смысл, а большой объем служит исчерпывающему раскрытию всех этапов душевной жизни героев, всех их взаимоотношений и связей, обусловленности событий их жизни. Роман-эпопея предполагает совершенно иные единицы измерения, чем в обычном романе, ведь его масштабы прежде всего внутренние – масштабы понимания человека и создания типического образа. У Толстого нет главного героя. Его герой целая страна, борющаяся с нашествием врага (Короленко). Герой эпопеи есть сама жизнь, а не человек. Роман-эпопея принимает за основу всю целостность народной жизни, стремиться представить мир в его полноте и единстве, а не фрагментарной обособленности явлений. В романах Толстого и Достоевского запечатлен тот момент, когда общество стало видоизменяться, развиваться с невиданным прежде историческим ускорением. При всех их различиях у того и другого мир показан на грани катастрофы, когда ото всех людей, вместе взятых, и от каждого человека в отдельности требуется максимум усилий, Чтобы избежать ее и вывести историю на надежный путь. Люди Толстого – не типы и даже не вполне характеры; они текучи и изменчивы, они поданы как интимно – как индивидуальности, наделенные общечеловеческими свойствами и легко соприкасающиеся. Герой Толстого действительно часто превышает обстоятельства, а его духовная жизнь не может быть целиком объяснена воспитанием, средой, условиями быта, за вычетом этого в его душе всегда остается тайна, которая бывает поважнее того, что лежит на поверхности. Но если Достоевский делает упор на всемирном значении этических проблем, поставленных временем, то для Толстого главное – воссоздать поток жизни, утвердить универсальную широту миропонимания. При этом два стиля, два потока характеризуют «ВМ», так как она вовсе не механически составлена из поэтики героической эпопеи и романа, но образует новое художественное единство «мелочности» и «генерализации» (по Толстому). Можно сказать, что в его романе немало героев – от Наполеона до Сперанского и Пфуля – готовы прикладывать к жизни лишь один «генерализирующий» масштаб измерения. Для них не существенна «мелочность», на счет которой относятся человеческие судьбы, переживания и чувства. Они омертвляют жизнь, беря ее только с конца, со стороны итога и результата. Есть у Толстого ряд других персонажей – Курагины – которые знают лишь мелочность, не желая считаться с принципом «генерализации». Для автора «ВМ» очевидно, что такое разобщение чревато обязательной односторонностью, губительно как для житейской практики, так и для искусства. После встречи с Каратаевым Пьер Безухов видит во сне беспредельный глобус, составленный из капель, которые плотно соединены друг с другом и держатся этой связью. В вещем сне Безухова, определившем его дальнейшую жизнь, заключен структурообразующий принцип романа, который предполагает объединение личного интереса со всеобщим, процесса с результатом. Так возникает единое поле романа-эпопеи, целостная органическая структура. Роман-эпопея порождается определенными, чаще всего кризисными ситуациями, которые дают возможность по-новому взглянуть на целый мир, заново оценить и пересмотреть самые основы человеческого общежития. Однако трагическая интенсивность переживаний героя не заслоняет в эпопее объективности жизни, в которой для нее заключены высший смысл и красота. Предмет эпопеи- не действие (судьба), а шире – со-бытие, т.е. бытие во всем объеме. Эпопея начинается там, где появляется потребность объять все, открыть законы сцепления природы и общества, мира и человека. Потому «ВМ» смогла стать эпопеей, что единоборство России с Францией осмыслено здесь во всемирно-исторической перспективе, дано в столкновении двуз миродержавных принципов: жизненной объективности и волюнтаризма, мира и войны. Это меняет иерархию ценностей , принятых в толстовском романе. Семья и любовь, чувство и долг – бытовые понятия, нравственные категории, духовные искания приобретают значение и смысл лишь в общем контексте жизни, творящей саму себя и воплощенной в народе. И личность тем полнее и энергичнее самоосуществляется, чем сознательнее посвящает себя всенародному делу. «Разумный смысл и моральную ценность» приобретают выстраданное Андреем Болконским осознание собственного единения с солдатами, которое приходит на смену мечте о своем Тулоне, озарение Пьера Безухова, пораженного естественностью и незлобливостью каратаевского всеприятия, чистая радость Наташи Ростовой, постигнувшей стать народной души. Нет обычно для Толстого более верного и надежного критерия суждения о человеке, нежели его поведение перед лицом смерти. Как правило, люди из высших классов убеждаются Толстого накануне смерти в бесцельности прожитой жизни, которая прошла мимо, была втиснута в рамки официальных установлений. Испытание смерть. Проходят такие герои, как А.Болконский, молодой граф Ростов, старый князь Болконский, Толстой отпускает им смерть, которая не разоблачает их прошлое, но удостоверяет его истинность. Эпоха Отечественной войны оказалась такой исторической ситуацией, в результате которой люди вырвались из будничных отношений. Стали жить по высшим законам коллективности. Раздумья Толстого о путях и судьбах человечества привели его к обобщающему выводу о соизмеримости личных и народных судеб, душевных порывов героев с событиями всемирно-исторического характера. Писатель видел в этом непреложный закон современной эпопеи, в которой историческое событие возникает в результате события΄ людей. Поэтика и проблематика, герои.В романе писатель на редкость многомерно отразил народное бытие: в его конкретно-бытовом течении, создании разнообразных типов крестьян, солдат, в лирико-философских отступлениях – раздумьях писателя о массе и личности в истории, роман содержит грандиозный материал о дворянском сословии . его сложной духовной дифференциации. Но и в этом русле мысль народная торжествует. Рисуется ли светская жизнь, салонные развлечения, строятся ли стратегические планы командованием, эта мысль всегда присутствует «за кадром». Так например, в романе возникает образ Платона Каратаева, который выполняет задачу – противопоставить искусственности и условности аристократии простоту, правду крестьянской жизни; индивидуализму Пьера – воззрения крестьянского мира. Общей и идейной и нравственной растерянности – спокойствие и ясность жизненного пути русского мужика. Нося определенное имя, имея свою биографию, он свободен однако от собственных желаний, для него не существует личных привязанностей, ни инстинкта самосохранение и спасения жизни. И Пьер не мучается его смертью, произошедшей на его глазах. Наделен он именем древнего философа, так Толстой указывает, что вот это-то и есть самый высокий тип пребывания человека среди людей, в истории. Образ Каратаева наиболее непосредственно сопрягает в книге картины жизни с рассуждениями Толстого самого широкого охвата. Но Платон не противопоставляется другим представителям низшего сословия: Тушину, Тимохину, щербатому. Напротив, Этот герой выполняет сходную функцию в романе: Каратаев в судьбе Пьере, как Тушин для Андрея, Тихон Щербатый для Денисова, становится выразителем народной жизни, далекой от дворянской среды.Массив действующих лиц романа, как уже отмечалось, можно разделить на две группы. В одной из них – люди глухи к велениям совести, зовам сердца: Курагины, Друбецкие, Каракины, Анна Шерер. На другом полюсе – обитатели старых дворянских усадеб, сохранившие национальные традиции. Особенно много внимания уделено старому князю Болконскому и чете Ростовых: их теплым чувствам к детям, любви к родине, в годину военных испытаний – патриотическому порыву. Именно эти семьи – в центре повествования. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер – любимые герои Т, т.к. являются выразителями его раздумий и переживаний. в душе каждого из них есть особое начало, которое позволяет проследить изменения, перерождение личности в переломную эпоху.Андрей и Пьер стремятся понять сложные явления своей эпохи, путь к правде их идет через преодоление собственных заблуждений. От желания вкусить наполеоновской славы, от осознания своей двойственности, слабости, эгоизма князь приходит к новому отношению к жизни и себе. Открытие в кровавых событиях войны высшего народного разума потрясло Болконского. Личные утраты и боли сместились и забылись. И потому , когда перед смертью он видит Анатоля Курагина, в нем вспыхивает жалость к этому человеку. По Толстому, жалость-любовь к тому, кто бездумно отнял у себя красоту чистого и осмысленного бытия. Внутренние метаморфозы приводят его к тому, что он осознает высшее предназначение сущего – единение человеческих сердец. Другие главные герои хранят в себе подобное сложное переплетение личного и общественного опыта. Характер Характер Наташи нередко толкуют как самый гармоничный в романе, изначально определившийся. Что касается ее внутренней гармонии. То она не подлежит сомнению. Но вряд ли можно сказать, что ее поступки одинаково естественны и неизменны. Героиня тоже проходит нелегкий жизненный путь, ее духовное бытие тоже претерпевает серьезные изменения. Военные события в стране дают ей первое испытание и отдохновение от пережитого потрясения после отношений с Курагиным. Она постоянно подвергает себя самопроверке. И чувствует успокоение, когда служит другим: умирающему Болконскому, раненым, больной матери.. наконец-то смысл жизни ее найден в полном, счастливом самозабвении во имя лучшего, впервые близкого человека, Пьера.