Жизнь и творчество Жуковского. Эволюция лирики Жуковского. Балладное творчество Жуковского.

В творчестве В.А. Жуковского(1783-1852) (Ж.) можно выделить 3 периода: 1. 1808-1818 - романтический период, балладное творчество, 2. 1819-1824 - мистический романтизм. 3. 1825-1852 - тяготение к большим эпическим формам. Ж. Говорил, что источник романтизма лежит в самой жизни, романтизм - внутренний мир человека. Ж. Был первым, кто выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь. Родился Ж. 6 января 1783 г. в семье помещика Афанасия Ивановича Бунина. Он был незаконнорожденным сыном богатого помещика и пленной турчанки. Его усыновил бедный Андрей Жуковский, но воспитывался он в доме родного отца. Он был единственным ребенком, его любили, но очень рано стал осознавать он свое двойственное положение. В 1791 г. умирает его родной отец, не оставив сыну наследства. Ж. учится в Московском благородном пансионе при Московском университете. Первое печатное произведение Ж, - в 1797 г. Это была прозаическая статья «Мысли при гробнице». К 1801 он оканчивает пансион и выпускает около 15 печатных произведений (статьи). К 1802 г. он осознает свое поэтическое призвание. Ведущим литературным жанром в I период творчества Ж. становится элегия. Элегия - жанр медитативной лирики, который раскрывает задумчивое, мечтательное настроение лирического героя. В нем очень часто встречается такое понятие, как меланхолия (уныние, тоска, грусть). Элегия привлекает своей тематикой -размышления над сущностью земного. Элегия «Сельское кладбище». Это перевод прославленной элегии английского поэта Томаса Грея. Ж. напечатал эту элегию в «Вестнике Европы», чем сразу же обратил на себя внимание Карамзина. И после этого Карамзин придвинул его к себе и повлиял на формирование его литературных вкусов. В творчестве Карамзина социальная проблематика уступала место нравственной («все душа, все для души»), т.е. любой человек достоин счастья в жизни и достоин внимания к миру своих чувств. Для него важен человек с миром его переживаний. В центре элегии «Сельское кладбище» - образ поэта, который очень остро воспринимает диссонансы жизни. Он размышляет над плитами гробниц и приходит к выводу, что жизнь была очень несправедлива к этим людям. Его мнение - где власть и деньги, там разврат и несправедливость. Самое ценное для него - это скромная жизнь, полная достоинства. И он прославляет эту жизнь. Элегия «Вечер» (1806). Внимание в ней сосредоточено на личной теме: воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с природой («Уж вечер... облаков померкнули края,// Последний луч зари на башнях умирает;// Последняя в реке блестящая струя // С потухшим небом угасает»). Элегия эта наполнена туманностью, наслаждением лунным пейзажем, осознанием бренности бытия. Можно отметить также такие элегии Ж., как «Славянка» 1815, «На кончину королевы». К н. 19 в. обостряются отношения с Наполеоном, и Ж. создает торжественную оду «Песнь барда над гробом славян-победителей». С 1807 года Ж. - редактор «Вестника Европы», т.к. Карамзин уходит в исторический труд. Пишет такие статьи, как «Писатель в обществе», «О нравственной пользе поэзии». А в 1808 пишет свою первую балладу «Людмила». Жанр баллады в европейской литературе 18 в. получил большое распространение. Он восходит к устному народному творчеству, ему свойственно пристрастие к чудесам, к ужасному, к тому, что неподвластно разуму, в нем превалируют эмоции над разумом. В балладах наблюдается сосредоточенность на раскрытии чувств. В балладах выразились романтические стремления Ж-го. Всего он создал 39 баллад, в основном они - переводы баллад немецких и английских поэтов. Можно выделить: 1. Баллады с точным переводом (Шиллер «Кассандра», «Ивиковы журавли», « Кубок». Гете «Рыбак», «Лесной царь» и др.). 2. Вольные переводы (передающие общий смысл): (Санти «Варвик», «Адельстан», Уланд «Старый рыцарь», Гюргер «Ленора»= «Людмила»). 3. Оригинальные баллады («Эолова арфа», «Ахилл»). Не смотря на тематическое различие, все 39 баллад составляют единый художественный цикл, монолитное целое, т.к. Ж-го прежде всего интересуют вопросы человеческого поведения, выбор между добром и злом. Поэтому добро и зло, находясь в резком противопоставлении, являются программными образами. Баллады Ж. - романтические. Это выражается не только в фантастике, но и в преобладании средневековых сюжетов и в двоемирии (внутренний мир героя очень противоречив, это мир душевной коллизии). С точки зрения хронологии : 1. 1808-1814, 2. 1816-1822 (1 и 2 - оригинальные баллады и наибольшее количество точных переводов), 3. 1828-1832 (преобладают точные переводы). В тематическом плане баллады делятся на: 1. Национально-исторические (русские, преобладают в I период) («Людмила», «Светлана»), 2. Средневеково-рыцарские (II и III периоды) ("Эолова арфа", «Лесной царь»). 3. Античные (I и 111 периоды) (« Ахилл», «Ивиковы журавли»). До Ж. жанра баллады в русской литературе не сложилось. Наиболее удачна была баллада Карамзина «Раиса». «Людмила» - целью Ж. было не только перевести к-либо произведение, но и создать жанр баллады в русской литературе. Он пытается изменить сюжет, приблизив его к русским реалиям. Действующих лиц немецкой литературы делает русскими. Героиня баллады - невеста, которая тщетно ждет с войны своего жениха. Она поддается отчаянию, теряет веру в Бога и оказывается предоставленной злым силам. Под видом жениха к является венчаться мертвец. И затем -множество страшных картин. В 1808 Ж. начинает «Светлану» (до 1812 г.) Тот же сюжет здесь и одна основа, но здесь героиня полна кротости, и игре злых сил подвергаются ее сны. А поутру приходит ее жених и ведет ее под венец. Именно «Светлана» является образцом русской баллады. Национальные черты «Светланы»: 1. Сон, гадания, 2. Ж. здесь даст стилизованные образы народных примет (зима, снег, колокольчики => русская свадьба). 3. В героине Ж. пытается создать тип русской женщины (мягкость, верность, покорность судьбе, поэтичность). Ж. принимает участие в войне с Наполеоном, откликом на которую стала патриотическая поэма «Певец во стане русских воинов». Патриотический мотив он представляет как воедино слитое гражданское и личное чувство (новое). В последний период своего творчества Ж. от элегии, баллады движется к эпическим формам, переводит эпос. 1842-1848 - «Одиссея» Гомера. В 1826 Ж. становится наставником Александра II. К активному творчеству вновь возвращается в 1831 - до 1833. Пишет баллады, стихотворные повести («Ундина»), сказки («Мальчик-с пальчик»). В Центре - вопрос народности. В эпических его произведениях подчеркивается простота, патриархальность, укол современному миру. Поэтический язык Ж.: 1. Хар-на эмоциональность и экспрессивность. 2. Суггсстивность (внушаемость). Поэт внушает свои мысли читателю.З. Многозначность, ассоциативность слова. 4. Преобладание намеков и недомолвок. 5. Синкретизм впечатлений. Белинский: «Без Ж. мы не имели бы Пушкина».





Наши рекомендации