И времени, отводимого на письменные работы
№ п/п | Тема занятия | Практич.работы | Письм.зан. | |
1. | Сатиры А. Кантемира и их место в литературе классицизма | |||
2. | Реформа стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. Поэтика од М.В. Ломоносова. Ода на день восшествия на престол… Елисаветы Петровны 1747 года. | |||
3. | Русская трагедия эпохи расцвета классицизма («Дмитрий Самозванец», «Хорев») | |||
4. | Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» | |||
5. | Новаторский характер поэзии Г.Р. Державина (на примере од «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» и «Фелица») | |||
6. | Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза | |||
7. | Тестирование по литературе русского классицизма | |||
8. | Тестирование по литературе раннего русского реализма и сентиментализма | |||
9. | Итоговая письменная работа в форме сочинения |
Итого: 14 ч. 3ч.
Приведенный тематический план и расчасовка даны для студентов дневной формы обучения. На ОЗО на дисциплину «История отечественной литературы 18 века» отведено 6 ч. лекционного времени и выполнение контрольной работы.
Планы практических занятий
Практическое занятие № 1
Тема: Сатиры А.Д. Кантемира и их место в литературе классицизма
Задание: К практическому занятию необходимо прочитать 1,2,7 сатиры А.Кантемира. В читательских дневниках провести самостоятельный анализ вышеназванных сатир. Изучить статью В.Г. Белинского «Кантемир» (Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т., т.8. М., 1955, с. 613-634, или: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т., т. 7. М., 1981, с.282-300), составить краткий конспект статьи.
Вопросы к обсуждению:
1. Эстетические, философские взгляды А.Д. Кантемира, его литературная деятельность.
2. Поэтика сатир А.Д. Кантемира:
а) раскрыть основные приемы сатирической типизации (гипербола, гротеск, сравнения и т.д.) и автоирония;
б) дидактическое начало смеха и особенности речевого стиля (введение пословиц, поговорок, просторечия, вульгаризмов);
в) особенности стиха в сатирах А.Д. Кантемира;
г) своеобразие их композиции (диалогическое и монологическое повествование, кольцевая композиция и т.д.);
д) основные приемы создания образа (саморазоблачение персонажа, гиперболизация главного нравственного качества героя; роль портрета, художественной детали, интонация речевой характеристики).
Литература
1. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений. Л., 1956.
2. Западов А.В. Поэты XVIII века: А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков. Литературные очерки. М., 1984.
3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1936.
Практическое занятие№ 2
Реформа русского стихосложения
В.К.Тредиаковского и М.В. Ломоносова
1. Основные системы стихосложения к началу XVIII века: силлабическая, оснометрическая, тоническая (народных стих) (ответы надо обосновать примерами).
Задания:
а) дайте характеристику каждого их типов стихосложения;
б) подробно остановитесь на определении силлабического стиха; объясните, почему возникло осознание необходимости преобразования русского стиха в самом начале XVIII века.
2. Начало реформирования стиха В.К. Тредиаковским: «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».
Задание: определите, какие принципы были заимствованы Тредиаковским из каждой системы стихосложения; проследите, в чем выражаются результаты его разысканий и в чем ограниченность его реформы.
3. Завершение реформы М.В. Ломоносовым: «Письмо о правилах российского стихотворства».
Задание: объясните, какие новые элементы были внесены ученым в созданную систему стихосложения; как разработанные им принципы реализовались в его поэтической практике.
4. Вклад А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, М.Н. Муравьева в разработку формы поэзии.
Задание: новаторские открытия поэтов проиллюстрируйте на конкретных примерах их поэзии.
Основные понятия: ритм; система стихосложения; стопа; двусложная стопа; трехсложная стопа; ямб; хорей; анапест; амфибрахий; дактиль; стих (строка); метр; размер; строфа; рифма; женская рифма; мужская рифма; перекрестная рифма; смежная рифма; опоясывающая (кольцевая) рифма.
Литература
1. Западов В.А. Русский стих XVIII - начала IXI вв. (Ритмика). Л., 1974.
2. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.
3. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.
4. Клейн Й. Реформа стиха Тредиаковского в культурно-историческом контексте // «XVII век»: Сб. 19. СПб., 1995. С. 15-42.
5. Краткая литературная энциклопедия. М., 1967. Т. 4. Стб. 810-811; 1971. Т. 6. Стб. 819-820; 1972. Т. 7. Стб 575-577.
6. Скрипов Г.С. О русском стихосложении. М., 1970.
7. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов; Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства» // Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 83-85; С. 93-97 (и др. источники).
8. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика. М., 1997.
9. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л., 1972.
10. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.
Практическое занятие № 3
Тема: Поэтика од М.В. Ломоносова. Ода на день восшествия на престол… Елисаветы Петровны 1747 года.
Вопросы к обсуждению:
1. Особенности жанра оды. Изучить главу «Ода» из книги Г.В.Москвичевой «Русский классицизм» (М.: Просвещение, 1986. С.20-47).
2. Тематика од Ломоносова и художественные особенности.
3. Герои оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. Приемы построения образа монарха-адресата оды и Петра I (подробно проследить по тексту оды образные средства, раскрывающие героев).
4. Построение оды: по какому принципу группируется материал; соотношение панегирического содержания с просветительским. Композиционный центр оды – образ Родины. Раскрыть этот образ. Гимн науке заучить наизусть.
5. Особенности стиля оды Ломоносова.
а) охарактеризовать лексический строй оды;
б) система образных средств (приведите примеры метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов и укажите на их характер и цель использования);
в) синтаксические приемы создания высокого стиля. Приведите примеры риторических фигур;
г) дайте анализ стиха и строфики оды.
Литература
1. Западов А. Отец русской поэзии. М.: Советский писатель. 1961. Гл. 2,3.
2. Ломоносов М.В. Одна на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. // Хрестоматия по русской литературе XVIII в.
3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М.: Просвещение, 1986. С.20-47.
4. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.;Л.,1966.
5. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр//Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Практическое занятие № 4