Раздел 4. Драматургия и сатирическая журналистика
(1769 – 1774 гг.)
Денис Иванович Фонвизин (1744 – 1792 гг.). Литературно-общественная деятельность. Политические и эстетические взгляды Фонвизина. Драматургия Фонвизина. «Бригадир», через 20 лет – «Недоросль». Общественно-политическое звучание драматургии Фонвизина. Значение комедии «Недоросль» в истории общественной мысли и литературы.
Публицистика Фонвизина как продолжение его драматургии. Памфлет Фонвизина «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой формы государственного правления…». Полемика с Екатериной II в журнале «Собеседник».
Сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум». «Всеобщая придворная грамматика» как образец политической сатиры. Эпистолярная и мемуарная проза Фонвизина. «Письма из Франции». «Чистосердечные признания в делах моих и помышлениях».
Место и значение Фонвизина в истории русской литературы.
Комические оперы М. Попова, А. Аблесимова («Анюта», «Мельник, колдун, обманщик и сват»).
Драматургия Якова Борисовича Княжнина. Трагедии «Росслав», «Вадим Новгородский», комедии «Хвастун», «Чудаки».
Василий Васильевич Капнист. Поэзия Капниста. «Ода на рабство». Комедия «Ябеда», сатирический характер комедии. Стих и язык.
Николай Иванович Новиков (1744 – 1818 гг.). Литературная, просветительская и книгоиздательская деятельность Новикова. Социальный и злободневный характер сатирических журналов Новикова: «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Полемика «Трутня» и «Всякой всячины» о характере и задачах сатиры. Антикрепостнический характер произведений Новикова: «Копии с отписок», отрывок из «Путешествия в***И***Т***», «Письма к Фалалею» и др. Борьба в журналах с галломанией. Многообразие форм и видов сатиры журналов Новикова. Стиль и язык. Московский период (1779 – 1789 гг.) в деятельности Новикова. Оценка сатиры Н. И. Новикова Н. А. Добролюбовым.
Раздел 5. Проза и поэзия 60-х – 80-х гг. XVIII в.
Появление прозаических жанров как свидетельство кризиса классицизма. Темы и идеи прозы писателей-разночинцев.
Федор Александрович Эмин (1735 – 1770 гг.). Романы Эмина и их жанровое разнообразие. «Письма Эрнеста и Доравры» – первый «сентиментальный» русский роман.
Михаил Дмитриевич Чулков (1743 – 1792 гг.). Антидворянский характер творчества Чулкова. Роман «Пригожая повариха» – первый русский бытовой нравоописательный роман.
Художественная проза Чулкова. «Пересмешник, или Славянские сказки». Влияние фольклора. Издание Чулковым в 1769 г. еженедельника «И то, и сио».
* * *
Михаил Матвеевич Херасков (1733 – 1807 гг.). Поэт, драматург, издатель журналов «Полезное увеселение» и «Свободные часы». Лирика Хераскова. «Философические оды и песни». Сентиментальный характер лирики. Эпическая поэма «Россияда». Ее литературные и исторические источники, стиль. Драматургия: «Венецианская монахиня», «Друг несчастных».
Василий Иванович Майков (1728 – 1778 гг.). Литературная деятельность. Новаторство Майкова в жанре ирои-комической поэмы. Ирои-комические поэмы «Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх». Сатирический и пародийный характер «Елисея». «Нравоучительные басни и сказки» Майкова, сатирико-обличительный характер басен.
Ипполит Федорович Богданович (1743 – 1803 гг.). Литературная деятельность. Лирика Богдановича: идиллии, любовные песни, стихи. Стихотворная повесть «Душенька», ее жанровое своеобразие, стиль. Роль «Душеньки» в развитии русской «легкой поэзии».
Гаврила Романович Державин (1743 – 1816 гг.). Биография. Личность. Патриарх русской поэзии. Державин и власть, его государственная карьера. Ода «Фелица». Своеобразие жанра, стиля, языка. Разрушение поэтики классической оды. «Забавный русский слог». Смешение высокого и низкого стилей. «Звуки лиры и трубы». Героико-поэтические оды Державина: «На взятие Измаила», «Снегирь». Традиции М. В. Ломоносова и новаторство в военно-патриотических одах Державина. Личность полководца – А. В. Суворова, П. А. Румянцева в поэзии Державина. Образ «росса» – русского воинства.
Философская лирика Державина. «На смерть князя Мещерского», ода «Бог», «Водопад» и др. Автобиографичность творчества. «Вечные» темы в поэзии Державина. «Река времен в своем стремленьи…» – последние стихи. Анакреонтическая поэзия Державина.
Образ поэта в лирике Державина. Традиции и новаторство в разработке этой темы. Поэтическое мастерство. «Говорящая» живопись его поэзии. Г. Р. Державин как предшественник А. С. Пушкина.
Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802 гг.). Творческий путь. Политические, философские и эстетические взгляды Радищева. Проблематика и жанровое своеобразие «Жития Федора Васильевича Ушакова». Проблема патриотизма: «Беседа о том, что есть сын отечества». «Путешествие из Петербурга в Москву». История написания, опубликования. Судьба книги. Проблематика, художественный метод книги. Образ путешественника. Народ в «Путешествии из Петербурга в Москву». Ода «Вольность» как первое произведение русской революционной поэзии. Ее политическая, историческая, философская проблематика. Органическая связь «Путешествия…» с развитием русской общественной мысли. Основные моменты политических и философских расхождений А. С. Пушкина и А. Н. Радищева.
Философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». «Дневник одной недели». Поэзия последних лет жизни («Осьмнадцатое столетие»).
Значение Радищева в истории русской литературы. Преемственность идей Радищева последующими поколениями.
Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844 гг.). Ранний период в творчестве Крылова. Крылов – писатель, журналист, издатель. Характеристика журналов: «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». Сатирико-повествовательные и морально-философские письма «Почты духов». Сатирические произведения Крылова, появившиеся в «Зрителе»: «Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке». Темы и характер сатиры Крылова. Литературная позиция. Стиль и язык писателя. Традиции журнальной сатиры Н. И. Новикова в творчестве Крылова.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826 гг.). Этапы творческого пути. Заграничное путешествие 1789 – 1790 гг. и его роль в формировании взглядов Карамзина на литературу и журналистику. «Московский журнал» Карамзина. Карамзин – основоположник русского сентиментализма. «Письма русского путешественника» на страницах «Московского журнала». Западно-европейские впечатления. Проблематика, своеобразие жанра, стиля. Образ автора-повествователя. Особая интонация, исповедальность, разговор с читателем «от сердца к сердцу». В. Г. Белинский о повестях Карамзина: «они наклонили вкус публики к роману как изображению чувств, страстей и событий частной и внутренней жизни людей».
Повести «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь», «Марфа-посадница». Изображение характеров, своеобразие психологизма, язык. Новаторство Карамзина, особенности стиля в жанре повести. Подражатели Карамзина.
«Новый слог» Карамзина. Языковая реформа Карамзина. Предромантизм в творчестве Карамзина. Повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Рыцарь нашего времени». Карамзин – автор «Истории Государства Российского» («последний русский летописец – первый русский историк»). Ее воздействие на современников. Полемика гласная и негласная. Значение Карамзина в истории русской литературы. Современное литературоведение о Карамзине и его творчестве.
Значение русской литературы XVIII в. для последующего литературного процесса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Примерное распределение аудиторных лекционных часов
и часов на самостоятельную работу
№ п/п | Тема занятия | Лекции. | Самостоят. работа | |
1. | Введение. Русская литература ХУШ века как явление переходной культурно-исторической эпохи | |||
2. | Литература Петровской эпохи. Жизнь и творчество Феофана Прокоповича | |||
3. | Литература 1730 – 1750-х годов. Проблема барокко и классицизма в русской литературе ХУШ века | |||
4. | Творчество А. Кантемира | |||
5. | Поэтическое творчество и филологическая работа В.К. Тредиаковского | |||
6. | Теоретические труды по стихосложению и языкознанию и стихотворное творчество М.В. Ломоносова | |||
7. | Многообразие литературной деятельности А.П. Сумарокова: знаменитый драматург и энергичный театральный деятель, лирик и сатирик. Сумароков как теоретик классицизма. | |||
8. | Литература 1760 – первой половины 1770-х гг. Журналистика Н.И. Новикова | |||
9. | Характеристика русской литературы последней четверти 18 века. Ранний русский реализм. Сентиментализм. | |||
10. | Жизненный и творческий путь Г.Р. Державина | |||
11. | Творчество Д.И.Фонвизина: его драматургия, стихи и проза | |||
12. | Жизненный и творческий путь А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» и др. произведения писателя. | |||
13. | Русский сентиментализм и творчество Н.М.Карамзина. | |||
14. | Заключение | |||
15. | Поэты кружка .М.М.Хераскова. Поэтические эксперименты Ржевского | |||
16. | Творчество В.И.Майкова. Ирония в стиле его произведений различных жанров | |||
17. | Творческий путь И.Ф.Богдановича. | |||
18. | Драматургия последней четверти ХУШ века ( В.В.Капнист, Я.Б.Княжнин,М.И.Попов, А.А.Аблесимов, И.А.Крылов, Н.П.Николев и др.) |
Итого: 20ч. 7ч.
Примерное распределение часов практических занятий