Стилистическое использование местоимений

Цель: закрепить знания о местоимениях различных разря­дов, особенностях их употребления и стилистических различиях.

Пособия:

Розенталь Д. Э.Практическая стилистика русского языка. М, 1987. Гл. 10.

Вариант 1

1. Заключенные в скобки местоимения поставить в нужной форме.

1.0ни смотрели на дом и подъезд, когда возле (он) остано­вилась машина «Скорой помощи».

2. Мимо (они) по Арскому полю громыхали возы с добром, двигались пролетки и дроги со спешно покидавшими Ка­зань помещиками. (М. Шолохов).

3. Вы поэт, вы поймете меня лучше (они), и ваше тихое одобрение дороже мне целой бури рукоплесканий... (А. Пушкин).

II. Отметить случаи ошибочного употребления личных и указательных место­имений, текст выправить.

1. Эти электродвигатели позволят поднять скорость подзем­ных экспрессов до девяноста километров в час, причем они на двенадцать процентов легче выпускаемых раньше.

2. К ремонту дома приступили еще прошлым летом, ремон­тируют уже год, но когда закончится, никому не известно.

3. Воропаеву посоветовали повесить в классе список новых книг. Недели через две он сообщил товарищам, что число читателей увеличилось.

4. В назначенный день, 25 мая, забастовали рабочие фабрики Бакулина, за ними раскрывались ворота других фабрик.

5. Вот Железняков — командир отбитого у белых броне­поезда. За ним охотились, его пытались уничтожить.

6. После перехода треста «Стройдеталь» в ведение совнар­хоза ему были переданы все другие производственные предприятия.

III. Отметить случаи употребления форм местоимений третьего лица с начальным Н и без него и установить возможность вариантных форм.

1.Это были небольшие фабрики, и на всех их было занято

около 400 рабочих. (А.Чехов). 2.— Я со всеми ими имел дела, я их знаю. (Л. Толстой). 3. На юге встречаются и другие виды гадюк. Для всех них характерен темный зигзаг вдоль спины.

IV. Из заключенных в скобки синонимичных местоимений выбрать нужное и отредактировать предложения, нуждающиеся в правке.

1. Относительные прилагательные характеризуются (своей, их) соотнесенностью с предметом или действием.

2. Профессора Колесова В. В. мы застали в (его, своей) ла­боратории.

3. Человек в (его, своей) повседневной жизни чаще всего сталкивается не с дикими, а с культурными растениями и домашними животными.

V. Вместо точек вставить одно из определительных местоимений (всякий, каждый, любой)и мотивировать выбор.

1. Охотнику знаком ... куст, ... тропка в дремучем лесу.

2. Хозяйка приветливо встречает гостей, для ... находит доб­рое слово.

3. Дом-музей П. И. Чайковского в Клину нетрудно найти: ... человек на станции укажет к нему дорогу.

4. Придется задержаться здесь на некоторое время: осталось еще много ... дел.

5. На этом отрезке пути поезда останавливаются почти на ... станции.

6. Поручение несложное, ... из вас может его выполнить.

7. Теперь надо было держать марку: нельзя мне останавли­ваться через ... пять шагов и просить отдыха.

8. Любимым чтением Мечникова был Дюма. Мечников уве­рял, что это самый спокойный писатель: «У него на ... стра­нице убивают по пяти человек, и нисколько не страшно». (Ю. Тынянов).

VI. Вместо точек вставить подходящие частицы, образуя неопределенные местоимения. Выбор мотивировать.

1. Где же остальные книги? Кто... же взял их!

2. Товарищ обещал принести какую... интересную книгу.

3. К сказанному можно ли еще что... добавить.

VII.Выправить предложения, содержащие неправильно использованные местоимения.

1. Сверхпроводимость нашла себе применение во многих из­мерительных приборах.

2. Они охотно передают многолетний опыт товарищам, помо­гают молодежи, готовя из них достойную трудовую смену.

3. И подчас отдельные научные результаты находят свое практическое использование в технических средствах ра­диоэлектроники раньше, чем они приобретают какую-то за­конченность и соответствующие исследования будут дове­дены до конца.

4. Шофер посмотрел назад: сзади его ехал мотоциклист на мотоцикле с коляской.

5. В городе проживает миллион трудящихся. С каждым го­дом он благоустраивается.

6. У коллектива завода много трудностей впереди. Им пред­стоит освоить выпуск новых сверхмощных котлов.

7. Внешне он выглядел гораздо моложе нее, хотя они были ровесниками.

8. Новая форма организации труда на комбинате дает воз­можность рабочему превратиться в требовательного орга­низатора производства, воспитывает в себе чувство хо­зяина.

9. У нас есть пруд с островом, на нем растет жасмин. Летом мы купаемся в нем.

10. Эти факты внушают опасения — смогут ли участвовать эти коллективы в соревнованиях по зимним видам спорта. Ру­ководители этих предприятий в профсоюзной организации должны добиться, чтобы их спортивные знамена гордо развевались наступающей зимой на городских соревнова­ниях по лыжам.

11. В вечернее время, лишь только в клубах и агитпунктах зажгутся огни, они дружно заполняются заводчанами.

12. По-разному сложились судьбы членов бригады, но все они связали их с заводом.

VIII. Из заключенных в скобки неопределенных местоимений выбрать подходящее. Обосновать возможность вариантов.

1.При своем появлении «Бригантина» была типичной песней студенческого «капустника». Поднимали ее над ним оче­видно талантливые слова Павла Когана и очевидно та­лантливая музыка Жоры Лепского. И (кое-что, нечто, что-то) еще неуловимое, давшее ей право на второе рождение. Под это (кое-что, нечто, что-то) подставляется прежде все­го поэзия и романтика. (С. Нариньяни).

2. Луиза Мишель неизменно вызывала у Лизы чувство вос­хищения. В ее неправильном лице было (нечто, что-то) большее, нежели красота.

Лабораторное занятие № 6-7 (4 часа)

Наши рекомендации