Организация уроков литературного чтения для развития умственных и нравственных качеств у младших школьников
В методический аппарат учебников включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа над созданием собственных высказываний.
В первом классе ведется работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию:
- нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
- формирование плавного слогового чтения.
Во втором классе:
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- уметь прогнозировать содержание читаемого (антиципация);
- определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- прогнозировать характер книги (тему, жанр) перед чтением по обложке, заглавию рисункам;
- характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам;
- подбор эпизодов из текста к иллюстрациям.
В третьем классе:
- уметь читать «по догадке»;
- уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаем на текст;
- уметь определить тему и главную мысль произведения;
- уметь соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;
- уметь пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица, по измененному плану);
- выделение таких языковых средств, как сравнение, эпитеты, повтор;
- осознание художественных особенностей, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики; активное накопление видо-жанровых представлений в лирике (сказки, рассказы, легенды, басни…).
В 4 классе:
- выработка устойчивой потребности думать;
а) перед чтением (характер, жанр, тема)
б) в процессе чтения, прогнозируя содержание
в) по окончании чтения (перенос прочитанного на себя)
- полноценное восприятие и осмысление доступных возрасту литературных произведений разных жанров;
- умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру;
- практическое освоение особенностей лирики, эпоса, драмы.
Сказка-рассказ,
Басня-сказка,
Пьеса-рассказ,
Рассказ-повесть и т. д.
- классификация сказок;
- написание небольших сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение).
Не секрет, что уроки литературного чтения являются для учителя более трудными. Часто проходят по составленному учителем плану, с привлечением учащихся к активному участию в уроке в большей степени на этапе анализа произведения. Между тем младшие школьники могут быть активными и осознанными участниками литературного чтения, с первых и до последних минут урока, могут быть вовлечены в учебное творчество.
Принципиально новой структурной частью уроков литературного чтения, является мобилизующий этап. Он проводится в самом начале урока в течение 3-4 минут. Одна из его целей на первых минутах урока – «включить» в работу важнейшие интеллектуальные качества ученика, под развитием которых учитель будет работать на остальных структурных этапах.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературного чтения. Во-первых, на этих уроках происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог организует его. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы.
Важной частью в работе учителя по формированию нравственного развития являются определение основных методов нравственного воспитания.
Методы воспитания необходимо различать в соответствии с тем, формирование каких структурно-психологических компонентов нравственного качества личности они обеспечивают. В этой связи все методы нравственного развития можно разделить на следующие группы:
. Методы стимулирования активности младших школьников и формирования их нравственных потребностей и мотивов поведения и деятельности.
. Методы организации познавательной деятельности младших школьников и формирования их нравственного сознания.
. Методы организации деятельности и общения учащихся и формирования опыта их нравственного поведения
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного развития. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов. Как форма познания действительности такое произведение расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на свой язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения может организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное - необходимо, чтобы работа учителя была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное развитие - это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого - организация полноценного восприятия учениками художественного текста - это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по их нравственным правилам
На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы дети на уроке:
- думали над прочитанным;
- сопереживали героям;
- оценивали их поступки;
- осмысливали их проблемы;
- соотносили их жизнь со своей жизнью;
- старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его место в мире.
Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких нравственных качеств.
Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, воспринимает «чужое» как «свое», получает представление о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. Задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами - сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
- умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
- умение сопереживать героям и автору;
- умение понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной и письменной речи.
В процессе начального обучения до минимума сокращаются информационно-репродуктивные методы. Их используют лишь в тех случаях, когда у учащихся отсутствует база для организации конструктивной мыслительной деятельности, или в силу сложности материала.