Тема ВОВ в русской литературе: лейтенантская проза

"Лейтенантская" проза.

Великая Отечественная война – страшное по своим масштабам событие в жизни нашего государства. Оно навсегда оставило след в судьбах людей, переживших эти трудные годы. И в русской литературе тема ВОв прочно заняла свое место. Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-45 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поднять дух народа. Объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз «убей врага» пронизал эту литературу, это был отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937 и 1941 годы в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Это замечательная поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Молодая гвардия» А.Фадеева о подвигах и гибели юных краснодонцев. По своему духу эта литература была неаналитической, описательной. 1945-1950гг. – второй этап развития военной темы в литературе. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях, порою излишне ликующие. Они недоговаривали жуткой правды о войне. Прекрасный рассказ Шолохова М.А. «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда, как правило, попадали бывшие военнопленные после возвращения домой. Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился «за пядь земли», побывал в плену. Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, К.Воробьев, Б.Васильев, В.Богомолов – эти писатели сузили масштаб изображения войны до «пяди земли», до окопчика, до леска… их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. Для первых военных повестей («Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова) был характерен резкий контраст: советская Родина – фашистская Германия, гуманный человек – фашист. Доминирующими чувствами были любовь (к Родине, к человеку) и ненависть (по отношению к захватчикам). На первый план выходит собирательный образ советского человека, объединившего все лучшие качества.

Человек на войне представлялся натурой романтической, способной на самое сильное чувство и на самый мужественный подвиг. Герои рисовались преданными своей родиной, верными, отважными людьми. Несмотря на все ужасы войны, писатели концентрировали свое внимание на оптимистичной вере в победу русского человека над фашизмом.

Постепенно представление о войне углубляется, внимание писателей все больше стали привлекать причины героического поведения человека в тяжелых условиях. Основными принципами изображения действительности становятся объективность и реалистичность с акцентом на деталях, фактах, «буднях» войны («Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.)

После непосредственного окончания Великой Отечественной войны тема войны продолжала развиваться, подтверждая тем свою вневременность и актуальность: для писателей (а особенно – свидетелей происходившего) важно было показать антигуманность и жестокость войны как явления современной жизни. Так, в 1960-е гг. в литературу приходят писатели «лейтенантского» призыва. В их произведениях война изображалась изнутри, виделась глазами рядового воина, простого человека. Произошли изменения и в видении героя: советский народ перестал изображаться как однородная масса – писатели подчеркивали положительные качества одних персонажей и отрицательные других. Проза о войне 1960-70-х гг. впервые поставила в центр произведения проблему морального выбора («Горячий снег» Ю. Бондарева, «Сотников» В. Быкова, «Сашка» В. Кондратьева). Писатели стремились исследовать психологическую природу героического, делали акцент на внутренних мотивах поведения. Проза о войне 1960-1970-х гг. отличалась тенденцией к масштабности изображаемого, когда в рамках одного произведения дается несколько точек зрения на ситуацию, проявляются мнения нескольких десятков человек – от рядового солдата до полковника (трилогия К. Симонова «Живые и мертвые»).

12. Сатирические пьесы Маяковского «Клоп» или «Баня» (общая хар-ка)

Не только творчество, но и сама личность В. В. Маяковского занимают значительное место в истории русской литературы. Основная заслуга поэта в том, что он создал оригинальные по форме и содержанию произведения, очень яркие, злободневные, порой юмористические, но чаще — исполненные горькой иронии и острой сатиры, что и определяет их актуальность по сей день. Как известно, особую ненависть Маяковский испытывал к такому разряду людей, которых принято называть мещанами. В своих пьесах “Клоп” и “Баня” он высмеивает мещан, а одного из них волшебной силой искусства превращает в клопа, скрывающегося в трухлявых матрацах времени.

Пьесу “Баня” Маяковский определил как “драму в шести действиях с цирком и фейерверком”, и уже в этом слышатся иронические ноты поэта, как бы предупреждающего читателя о том, что пьеса представляет некий фарс. Главный персонаж пьесы — “товарищ Победоносиков, главный начальник по управлению согласованием, Главначупс”. Это типичный надутый чиновник, который между телефонными звонками и бездумным перелистыванием казенных бумаг диктует машинистке “одну общую руководящую статью”, такую же бессмысленную, как и название учреждения.

Драма в пьесе построена на конфликте между изобретателем Чудаковым, легким кавалеристом Велосипедкиным, рабочими, помогающими изобретателю, — с одной стороны, и его помощником Оптимистенко — с другой. Маяковский рисует в пьесе множество смешных и глупых ситуаций, в которые попадают его герои, но вместе с тем пьеса представляет собой драму, и драматизм ее — в борьбе с бюрократией, которая, по мнению поэта, представляет собой огромную и закостенелую силу. В образе Победоносикова Маяковский сконцентрировал многие уродливые наслоения казенного свойства: Победоносиков сует свой нос всюду и считает себя комптентным даже в тех вопросах, о которых знает лишь понаслышке. Пьеса наглядно показывает современным читателям командно-бюрократическое управление искусством, и Чудаков, как творческая натура, всеми силами пытается противостоять этой силе.

Но, к счастью, конфликт разрешается, когда появляется “Фосфорическая женщина”, “делегатка 2030 года”, которая отбирает лучших (Чудакова и его помощников) в коммунизм, куда они отбывают на изобретенной машине времени тогда, как Победоносиков и Оптимистенко остаются за бортом — в современной им действительности.

В своей полуфантастической, остросатирической пьесе “Клоп” Маяковский не просто высмеивает мещанство во всех его проявлениях, но и объявляет ему беспощадную войну. В образе главного героя пьесы, Петра Присыпкина, переименовавшего себя в Пьера Скрипкина, сочетаются многие отрицательные черты этого социального явления, во всех действиях и речах Присыпкина проявляется его обывательская сущность. Люди будущего, обитатели “молодняцкого” общежития, считают героя зараженным микробом мещанства, поэтому даже не признают его за человека, считая его представителем вымершего рода, называемым “обывателиус вульгариус”. Грубый, бескультурный, эгоистичный Скрипкин выглядит “ископаемым” среди “идеальных” людей коммунистического общества, для которого пьянство, подхалимство и прочие пороки обывательского мира давно стали забытыми, неизвестными явлениями.

Само общество коммунистов представлено Маяковским предельно разумно. Многие функции человека здесь выполняют автоматы, любовь искоренена как неразумное чувство. Но это истинное пролетарское будущее, по сути, безлично, поскольку здесь правят массовость и сплошной автоматизм. В финале пьесы приравненный автором к клопу, незадачливый Пьер Скрипкин кричит: “Братцы! Свои! Родные!.. Сколько вас?! Когда же вас всех заморозили? Чего ж я один в клетке?..”. И этим криком Маяковский, который, разумеется, не мог ввести в свою пьесу элементы антикоммунистической сатиры, невольно затронул эту тему, очень метко изобразив призрачность светлого коммунистического будущего, не способного искоренить до конца все человеческие пороки.

Наши рекомендации