Беседа по содержанию статьи.

– Как называли Александра Сергеевича при жизни? А как называют Александра Сергеевича Пушкина сейчас? Почему?

– Каким языком наделены произведения Пушкина?

– Кто был самым близким и преданным человеком для поэта в детстве?

– Как поэт отзывался о сказках? («Каждая сказка есть поэма».)

– Ответьте на вопрос 4 учебника (с. 90).

– Вспомните, какое произведение, посвященное Пушкиным няне, мы читали в этом учебном году? Кто может прочитать его наизусть?

Ученики читают стихотворение А. Пушкина «Няне» наизусть.

– Как относился Александр Сергеевич к няне? Какие слова статьи и стихотворения доказывают это?

– Что значит правильно прочитать стихотворение?

– О том, как научиться читать стихи, нам рассказывает в своей статье Я. Смоленский.

Чтение статьи «Как научиться читать стихи» учащимися про себя.

5. Беседа по содержанию статьи(ведется в соответствии с вопросами учебника, с. 87–88).

Игра «Восстанови строчки».

– На доске записаны строки из стихотворений А. С. Пушкина, но слова в них поменялись местами. Ваша задача – восстановить строки и определить название.

1) Птичку, волю, выпускаю, на,

празднике, при, весны, светлом.

(На волю птичку выпускаю

при светлом празднике весны. «Птичка».)

2) в, одна, глуши, сосновых, лесов,

давно, ты, давно, ждешь, меня.

(Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня. «Няне».)

3) дороге, зимней, по, скучной,

борзая, тройка, бежит.

(По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит. «Зимняя дорога».)

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовить чтение одного из стихотворений Пушкина, опираясь на правила статьи; нарисовать сказочных персонажей.

Урок 63
обобщение по разделу
«когда, зачем и почему?»

Цели:развивать речь, мышление, воображение учащихся; прививать любовь к книге, чтению; обобщить знания учащихся по разделу; расширять их кругозор.

Оборудование: портреты детских писателей; выставка детской литературы; рисунок с изображением сказочных персонажей; карточки с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие советы по правильному прочтению стихотворений дает в своей статьи Я. Смоленский?

– Прочитайте выбранное вами стихотворение, опираясь на эти правила.

Несколько учащихся читают стихи. К анализу привлекаются все учащиеся.

III. Работа над новым материалом.

Целевая установка.

Викторина «Книга – твой лучший друг».

– При изучении раздела учебника «Когда, зачем и почему?» мы вспоминали произведения различных жанров, и потому наш обобщающий урок посвящен книге.

Каждый ряд – это одна команда. От каждой команды по одному представителю выдвигается в жюри.

Й конкурс: «Много ли книг мы знаем?»

Каждой команде необходимо по портретам писателей назвать произведения, которые ими написаны.

Й конкурс: «Стихотворный».

– Напишите отрывок из любого стихотворения всего за 1 минуту.

Й конкурс: «Назови автора».

– Напишите фамилии детских писателей.

За 1 минуту команды на листочках пишут фамилии писателей. Затем жюри подсчитывает, у кого больше.

Й конкурс: «Художественное чтение».

Для каждой команды выбирается отрывок из какого-либо изученного стихотворного произведения, который члены команды должны прочитать «по цепочке». Выигрывает та команда, которая прочитает отрывок правильно, выразительно и затратит при этом наименьшее время.

Й конкурс: «Восстанови пословицу».

Каждая команда получает конверт с карточкой. Из этих карточек нужно «восстановить» пословицу:

Книга – твой друг, без нее как без рук.

Кто много читает, тот много знает.

В книге ищи не буквы, а мысли.

Й конкурс: «Литературный герой».

Каждая команда получает конверт с набором букв, одна из которых заглавная. Из этого набора нужно сложить имя литературного героя и охарактеризовать его.

IV. Подведение итогов урока.

Жюри подводит итоги и объявляет победителя викторины.

Урок 64
а. де сент-экзюпери. «маленький принц».
повесть-сказка

Цели:развивать речь, воображение учащихся; повторить известные детям литературные жанры; раскрыть понятие жанра «повесть»; начать знакомство с содержанием сказки-повести; работать над правильным, выразительным чтением.

Оборудование: портрет А. де Сент-Экзюпери.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

На доске записано название нового раздела учебника: «Самого главного глазами не увидишь…».

– Как вы можете объяснить название этого раздела? Какое произведение помещено на страницах этого раздела? Каково оно по жанру? (Это повесть-сказка.)

– Что такое повесть? А что такое сказка?

– Как же эти два жанра могут быть, по-вашему, объединены в один?

Наши рекомендации