Работа по вопросам учебника (с. 44).

Домашнее задание:составить рассказ о Сергии Радонежском.

Урок 56
в. губарев. «в открытом космосе»

Цели:развивать речь, мышление, память учащихся, умение отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают о Сергии Радонежском.

– Почему же Сергия Радонежского называют учителем всей Руси и миротворцем?

– Что интересного вы узнали, прочитав текст Н. Соловьёва? В какое историческое время нас перенес этот текст?

III. Работа над новым материалом.

Целевая установка.

– А теперь, после небольшого путешествия во времени, совершим путешествие в пространство, а именно – в космос.

Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный и вечный мир. Часто вместо слова «Вселенная» употребляют равнозначное ему «космос».

Родоначальником науки о космосе и космических полетах стал
К. Э. Циолковский. Датой рождения космической эры считается 4 октября 1957 год. В этот день космическая ракета, преодолев земное притяжение, вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли.

А 12 апреля 1961 года над землей пронеслась потрясающая весть: «Человек в космосе!».

Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Сказку сделал былью смоленский парень Юрий Гагарин, наш соотечественник. Вся планета восхищалась его подвигом.

Имя Гагарина сразу стало известно всему миру. Но он остался самим собой – скромным и добрым, улыбчивым и обаятельным. А героем космоса Юрий Гагарин стал благодаря своей воле, настойчивости и верности мечте.

После Ю. А. Гагарина на околоземной орбите побывали многие космонавты. Можете ли вы назвать имена некоторых из них?

– О впечатлениях своего полета в космос рассказывают в статье «В открытом космосе» Юрий Романенко и Георгий Гречко.

Чтение текста начинает учитель, а продолжают учащиеся «цепочкой».

Беседа по содержанию статьи.

– Можно ли данный текст назвать познавательной статьей? Что вы узнали, прочитав её?

– Имена каких космонавтов упоминаются в статье Губарева? В чем заслуга Алексея Леонова? (Это первый человек, который вышел из космического корабля в открытое космическое пространство.)

– О чем в первую очередь захотели рассказать Романенко и Гречко?

– Что видит Гречко из космоса? Зачитайте.

– Какое отношение к космосу имеют животные? Зачитайте все из текста, что касается этой темы.

4. Повторное чтение текста учащимися про себя и подготовка сообщения о скафандре(вопрос 2 учебника, с. 50).

Игра «Я – художник».

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 47 и 49. Что изобразил на них художник? А что хотелось бы нарисовать вам?

Учащимся предлагается выполнить рисунок или кистью, или словами.

IV. Подведение итогов урока.

– Что вам больше всего запомнилось из текста «В открытом космосе»? Почему автор озаглавил свою статью именно так? Могли бы вы предложить другое название этой статьи?

– С какой целью совершаются полеты в космос?

Домашнее задание:подготовить подробный пересказ текста «В открытом космосе»; по желанию нарисовать рисунок.

Урок 57
л. яхнин. «метро»

Цели:развивать мышление, речь учащихся, умение подробно пересказывать текст; совершенствовать технику и навык чтения учащихся; расширять их кругозор.

Оборудование: кроссворд; карточки с загадками; иллюстрации с изображением метрополитенов в различных городах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ текста «В открытом космосе» учащимися «по це-
почке».

– На чем же (на каком виде транспорта) можно отправиться в космический полет? (На космическом корабле, ракете.)

III. Введение в тему.

– А прежде чем вы узнаете тему сегодняшнего урока, давайте разгадаем кроссворд.

    М                
    Е                
                     
    Р                
    О                

Учитель вызывает к доске учеников, которые читают загадки, записанные на карточках. Учащиеся коллективно отгадывают. Отгадка записывается в кроссворд.

Карточки:

1) Не пчела, не шмель, а жужжит,

Неподвижно крыло, а летит.

(Самолет.)

2) Ее любовно мастерили,

Потом горючее залили.

Она ж из пламени и грома

Умчалась тут же с космодрома.

(Ракета.)

3) Огромный красный крокодил

трезвонит, не жалея сил,

по городу ползет лениво,

людей глотает торопливо.

Но, посидев немного в нем,

выходят все они живьем.

У крокодила над спиной

Есть рог, изогнутый дугой, –

когда сердит он, слышен треск

и синих молний виден блеск,

и, словно брат его – дракон,

тропой железной ходит он.

Коль не смекнул еще, то знай,

Что крокодила звать…

(Трамвай.)

4) Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус.)

5) Что за чудо этот дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

(Автобус.)

– Догадались ли вы теперь, ребята, о каком виде транспорта будем говорить сегодня? (О подземном, о метро.)

Наши рекомендации