Работа по вопросам учебника (с. 44).
Домашнее задание:составить рассказ о Сергии Радонежском.
Урок 56
в. губарев. «в открытом космосе»
Цели:развивать речь, мышление, память учащихся, умение отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся рассказывают о Сергии Радонежском.
– Почему же Сергия Радонежского называют учителем всей Руси и миротворцем?
– Что интересного вы узнали, прочитав текст Н. Соловьёва? В какое историческое время нас перенес этот текст?
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
– А теперь, после небольшого путешествия во времени, совершим путешествие в пространство, а именно – в космос.
Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный и вечный мир. Часто вместо слова «Вселенная» употребляют равнозначное ему «космос».
Родоначальником науки о космосе и космических полетах стал
К. Э. Циолковский. Датой рождения космической эры считается 4 октября 1957 год. В этот день космическая ракета, преодолев земное притяжение, вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли.
А 12 апреля 1961 года над землей пронеслась потрясающая весть: «Человек в космосе!».
Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Сказку сделал былью смоленский парень Юрий Гагарин, наш соотечественник. Вся планета восхищалась его подвигом.
Имя Гагарина сразу стало известно всему миру. Но он остался самим собой – скромным и добрым, улыбчивым и обаятельным. А героем космоса Юрий Гагарин стал благодаря своей воле, настойчивости и верности мечте.
После Ю. А. Гагарина на околоземной орбите побывали многие космонавты. Можете ли вы назвать имена некоторых из них?
– О впечатлениях своего полета в космос рассказывают в статье «В открытом космосе» Юрий Романенко и Георгий Гречко.
Чтение текста начинает учитель, а продолжают учащиеся «цепочкой».
Беседа по содержанию статьи.
– Можно ли данный текст назвать познавательной статьей? Что вы узнали, прочитав её?
– Имена каких космонавтов упоминаются в статье Губарева? В чем заслуга Алексея Леонова? (Это первый человек, который вышел из космического корабля в открытое космическое пространство.)
– О чем в первую очередь захотели рассказать Романенко и Гречко?
– Что видит Гречко из космоса? Зачитайте.
– Какое отношение к космосу имеют животные? Зачитайте все из текста, что касается этой темы.
4. Повторное чтение текста учащимися про себя и подготовка сообщения о скафандре(вопрос 2 учебника, с. 50).
Игра «Я – художник».
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 47 и 49. Что изобразил на них художник? А что хотелось бы нарисовать вам?
Учащимся предлагается выполнить рисунок или кистью, или словами.
IV. Подведение итогов урока.
– Что вам больше всего запомнилось из текста «В открытом космосе»? Почему автор озаглавил свою статью именно так? Могли бы вы предложить другое название этой статьи?
– С какой целью совершаются полеты в космос?
Домашнее задание:подготовить подробный пересказ текста «В открытом космосе»; по желанию нарисовать рисунок.
Урок 57
л. яхнин. «метро»
Цели:развивать мышление, речь учащихся, умение подробно пересказывать текст; совершенствовать технику и навык чтения учащихся; расширять их кругозор.
Оборудование: кроссворд; карточки с загадками; иллюстрации с изображением метрополитенов в различных городах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ текста «В открытом космосе» учащимися «по це-
почке».
– На чем же (на каком виде транспорта) можно отправиться в космический полет? (На космическом корабле, ракете.)
III. Введение в тему.
– А прежде чем вы узнаете тему сегодняшнего урока, давайте разгадаем кроссворд.
М | |||||||||||
Е | |||||||||||
3Т | |||||||||||
Р | |||||||||||
О |
Учитель вызывает к доске учеников, которые читают загадки, записанные на карточках. Учащиеся коллективно отгадывают. Отгадка записывается в кроссворд.
Карточки:
1) Не пчела, не шмель, а жужжит,
Неподвижно крыло, а летит.
(Самолет.)
2) Ее любовно мастерили,
Потом горючее залили.
Она ж из пламени и грома
Умчалась тут же с космодрома.
(Ракета.)
3) Огромный красный крокодил
трезвонит, не жалея сил,
по городу ползет лениво,
людей глотает торопливо.
Но, посидев немного в нем,
выходят все они живьем.
У крокодила над спиной
Есть рог, изогнутый дугой, –
когда сердит он, слышен треск
и синих молний виден блеск,
и, словно брат его – дракон,
тропой железной ходит он.
Коль не смекнул еще, то знай,
Что крокодила звать…
(Трамвай.)
4) Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус.)
5) Что за чудо этот дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус.)
– Догадались ли вы теперь, ребята, о каком виде транспорта будем говорить сегодня? (О подземном, о метро.)