Беседа по содержанию текста.
– Когда и где родился Варфоломей? В какой семье родился мальчик?
– Каким мальчиком рос Варфоломей?
– Как учился Варфоломей? Что вы можете сказать о школах того времени? Воспользуйтесь словами из текста.
– С кем однажды встретился Варфоломей на берегу озера? Что же напророчил старец? Сбылось ли это пророчество? Подтвердите свой ответ словами из текста.
– Какие исторические события того времени нашли отражение в этом произведении? Зачитайте.
– Какое занятие нашли себе повзрослевшие братья Варфоломея? Какое занятие избрал для себя сам Варфоломей? Где он решил поселиться? Почему?
4. Озаглавливание прочитанной части(вопрос 1 учебника, с. 31).
5. Повторное чтение текста учащимися про себя и подготовка к пересказу.
Работа с иллюстрацией учебника (с. 29).
– Рассмотрите иллюстрацию на с.33 учебника. Что изобразил на ней художник? А что хотели бы нарисовать вы? Почему?
IV. Подведение итогов урока.
– О каком историческом времени рассказывается в произведении Соловьева?
– Каким, по-вашему, будет содержание следующей части?
Домашнее задание: пересказать первую часть текста; прочитать вторую часть и подготовить 1–2 вопроса по ее содержанию.
Урок 54
н. соловьЁв. «сергий радонежский»
(продолжение)
Цели:развивать речь, мышление учащихся, умение работать с текстом; продолжить работу с произведением о далеком прошлом нашей родины; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ учащимися 1-й части текста Н. Соловьёва «цепочкой».
Выразительное чтение 2-й части учащимися по абзацам.
Заслушивание вопросов учащихся.
Заслушиваются, обсуждаются и оцениваются учащимися вопросы, придуманные ими; определяется, не дублируют ли они вопросы, которые даны в учебнике; «авторы» наиболее удачных вопросов задают их классу, вызывая для ответа по своему усмотрению любого ученика.
4. Озаглавливание 2-й части текста (вопрос 2 учебника, с. 33).
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
Чтение 3-й части учащимися про себя (или в парах).
– При чтении этой части отмечайте карандашом все фрагменты, где описываются занятия Сергия.
3. Работа над содержанием текста.
– Как образовалось селение Сергия?
– Какова была жизнь в этом селении?
– Каковы же были занятия Сергия?
– Какое название дали новой церкви?
– Почему Сергий отказывался быть игуменом?
– Что же заставило его согласиться?
– Каким образом Сергий спас весь монастырь от голода? Во что очень сильно верил Сергий?
– Как себе представляли Сергия люди, жившие далеко от монастыря? А каким он был на самом деле?
– Кто обидел Сергия?
– Как возник новый монастырь и как он был назван?
– Почему Сергий согласился всё-таки вернуться на гору Маковицу?
Озаглавливание 3-й части текста учащимися.
Подготовка к пересказу.
IV. Подведение итогов урока.
Игра «Внимательный читатель».
Домашнее задание:пересказать 3-ю часть текста, подобрать слова из текста к иллюстрации учебника (с. 36).
Урок 55
н. соловьёв. «сергий радонежский»
(окончание)
Цели:развивать речь, память, мышление учащихся; завершить работу над содержанием текста о далеком прошлом нашей родины; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ учащимися 3-й части текста.
Работа с иллюстрацией учебника.
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
Чтение 4-й части текста учащимися «цепочкой».
Беседа по содержанию этой части.
– О чем рассказывается в этой части текста? Какое название для этой части вы предложили бы?
– О каком историческом событии рассказывает автор в этой части? Кто правил Русью в то время?
– Как мог бы поступить Дмитрий? А какой путь был выбран им?
– Для чего перед боем Дмитрий с дружиной отправился к Сергию?
– Что Сергий ответил Дмитрию?
– Где происходила битва? Какой была битва?
– Кем была одержана победа в этой жестокой схватке?
Повторное чтение текста учащимися про себя и работа по вопросам 2, 3 учебника, с. 42–43.
IV. Подведение итогов урока.
Вопросы учителя.
– Кем являлся для людей Сергий Радонежский? Каково его настоящее имя? Почему ему было дано имя Сергий? Какими чертами характера он обладал?
– Каким вы изобразили бы его на портрете?
Чтение 5-й части текста учащимися.