Работа с произведением до чтения.
– Прочитайте название стихотворения Маяковского. Как вы думаете, каким оно будет по настроению? Какое слово подсказывает вам это?
Чтение стихотворения учителем.
– Каким настроением проникнуто стихотворение «Тучкины штучки».
– Удивило ли вас что-нибудь в этом стихотворении?
Чтение стихотворения учащимися по предложению.
– Какие картины предстают перед вами?
– Если бы вы были художниками и получили задание нарисовать эти картины, какие краски вы использовали бы? Почему?
Ответ на вопрос 3 учебника, с. 157.
Подготовка к выразительному чтению.
Выразительное чтение.
IV. Подведение итогов урока.
– С творчеством какого поэта вы сегодня познакомились?
– Какой отличительной особенностью обладают стихи этого поэта?
– В чем новаторство В. Маяковского?
Домашнее задание: выучить стихотворение В. Маяковского наизусть.
Урок 38
с. маршак. «пожелания друзьям»
Цели:развивать дикцию, память, внимание учащихся, умение работать с поэтическим текстом; познакомить учащихся с творчеством С. Маршака; работать над выразительным чтением стихотворений; расширять кругозор учащихся; прививать любовь к литературе.
Оборудование: выставка книг «Произведения С. Я. Маршака»; портрет С. Я. Маршака.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс «Лучший чтец».
В ходе конкурса осуществляется проверка домашнего задания. Одновременно повторяются критерии выразительного чтения, дети учатся внимательно слушать друг друга, объективно оценивать ответы товарищей и свои собственные.
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
– Вряд ли найдется ребенок в нашей стране, который еще до школы не знал бы, не слышал бы стихов Маршака. Они изданы у нас миллионными тиражами, переведены на многие языки мира, нашли многочисленное экранное и театральное воплощение.
– «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке»… Кто автор этих произведений? Можете ли вы продолжить список, начатый мною? («Пудель», «Усатый-полосатый», «Веселый счет», «Знаки препинания» и другие.)
– Можете ли вы, ребята, процитировать строки из произведений С. Маршака?
– Какое произведение С. Я. Маршака мы читали недавно на уроке?
– Какие общие черты произведений С. Я. Маршака вы можете назвать?
– А можете ли вы, ребята, рассказать что-нибудь об этом человеке?
На доске портрет С. Я. Маршака (1887–1964).
Родился С. Я. Маршак в Воронеже, в семье мастера-химика. Семья была большая и дружная. С особой любовью Маршак вспоминает отца, человека талантливого, любившего литературу и знавшего языки. Он горячо верил в своего сына-поэта и не ошибся в нем. Большое влияние на будущего поэта оказал школьный учитель греческого языка, воспитавший вкус мальчика к слову.
Детским писателем он стал в начале 20-х гг., когда начал писать стихи, сказочные пьесы и спектакли для организованного им в Краснодаре театра. Еще раньше он стал заниматься переводческой деятельностью.
Истоки его как поэта уходят в детство. «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать», – признается он. В детство же уходит и его читательский талант, о котором говорит богатство фантазии, дар сопереживания, чувство образного слова, проявленные им еще в ранние годы при чтении басен Крылова, стихов Лермонтова, Тютчева и сохранившиеся на всю жизнь.
Приветствуя Маршака на одном из юбилеев, Корней Чуковский приветствовал в его лице сразу пятерых: Маршак – детский поэт, Маршак – драматург, Маршак – лирический поэт, Маршак – переводчик, Маршак – сатирик. Также Маршак был еще и прозаиком, и критиком, и редактором, и педагогом.
– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Пожелания друзьям». О чем же, судя по названию, будет стихотворение?
– Что бы тебе хотелось пожелать своим друзьям?
Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.
3. Работа над его содержанием.
– Понравилось ли вам это стихотворение С. Маршака? Как вы думаете, какое настроение было у поэта в момент написания этого стихотворения? А какое настроение создалось у вас после прослушивания?
– Что, по словам автора, является «главнейшим условием»?
– Почему автор говорит, что «каждый день и каждый час» добудет новое?
– Прочитайте последние две строчки стихотворения. Объясните их смысл.
– Почему сердце должно быть умным, а ум – добрым?
– В каких случаях можно воспользоваться строками этого стихотворения?