IV. Подведение итогов урока и оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!».
Урок 36
м. волошин. «сквозь сеть алмазную
зазеленел восток»
Цели:развивать дикцию, воображение, память учащихся; совершенствовать навыки работы с поэтическим произведением и навыки выразительного чтения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс на лучшее чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром!».
– Каким настроением окрашено все стихотворение? Удалось ли участникам конкурса передать его в чтении наизусть?
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
Чтение стихотворения М. Волошина «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток» учителем.
3. Чтение стихотворения учащимися:
1) вполголоса;
2) в парах по предложению;
3) хором;
4) целиком (1–2 ученика).
4. Работа над содержанием стихотворения.
– Есть ли в стихотворении строки, которые удивили вас?
– Объясните смысл первой строки стихотворения.
– Каково желание самого автора? Какие глаголы указывают на желание постижения мира автором? Зачитайте.
– Какое настроение было у автора в момент написания стихотворения? Почему так думаете?
Подготовка к выразительному чтению.
– Давайте теперь подумаем, как мы будем читать это стихотворение? С каким чувством будем читать? Все ли одинаково?
– В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?
– А где будем делать небольшие остановки при чтении? (В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)
– Какие слова мы будем выделять голосом при чтении стихотворения?
Дети читают по строке, выделяя голосом слова.
Выразительное чтение.
Несколько учеников читают все стихотворение целиком. К анализу привлекаются все учащиеся класса.
IV. Подведение итогов урока.
Вопросы учителя.
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток».
Урок 37
в. маяковский. «тучкины штучки»
Цели:развивать воображение, речь учащихся, умение работать с поэтическим произведением; познакомить с творчеством В. Маяковского; расширять кругозор учеников; работать над выразительностью чтения.
Оборудование: портрет В. В. Маяковского; выставка книг «Произведения В. Маяковского».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс на лучшее чтение стихотворения Максимилиана Волошина. К анализу привлекаются все учащиеся. Одновременно повторяются критерии выразительного чтения.
III. Работа над новым материалом.
Вводная беседа.
– Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Владимира Маяковского. Какие произведения Маяковского вы уже читали?
– Кто может процитировать строки из его стихотворений?
– Что необычного в записи стихов Маяковского? (Необычное расположение строк.)
– Влияет ли необычное расположение строк на чтение стихотворений?
На доске портрет В. В. Маяковского (1893–1930).
В. В. Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец поэта, Владимир Константинович, был лесничим. Учился Маяковский, как сам написал в автобиографии, легко: «Арифметика казалась неправдоподобной. Приходилось рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчишками. Мне ж всегда давали, я всегда давал без счета. Читать выучился с удовольствием». Десятилетний Маяковский с упоением прочел Дон Кихота, в гимназии запоем читал Жюля Верна, Диккенса.
После смерти отца, в 1906 году, Маяковский вместе с матерью и сестрами переехал в Москву. В Москве семье пришлось трудно: чтобы прокормиться, мать давала платные обеды. Володя выжигал по дереву и рисовал, затем продавал свои кустарные изделия. Несмотря на эти трудности, В. Маяковский выучился и стал знаменитым поэтом.
Маяковский – новатор. Он ввел в поэзию тонический стих. В творчестве этого поэта преобладают неточные рифмы, строки неровные, с разным количеством ударений: именно такой стих позволяет передать эмоциональный накал автора. Поэтому при чтении стихов Маяковского многие испытывают некоторую затрудненность, они не сразу понятны, так как автор берет слова и словосочетания не только так, как мы привыкли брать, он изменяет их по-своему. Это «словотворчество» заключается в том, что выдумывается новое слово или старое употребляется в непривычной грамматической форме: испешеходить, небье лицо, поэтова нега и др.
Маяковский умел серьезно и смешно рассказывать детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Он придумывал забавные книжки-картинки, где «что ни страница, то слон, то львица». Умел по-дружески разговаривать с «товарищем птицей». Писал ребятам стихи «про моря и про маяк», помогал им решать вопрос, кем быть в жизни, какое дело выбрать себе. Высмеивал лентяев и трусов. Он любил ребят смелых, честных, умеющих крепко дружить.