Чтение стихотворения учащимися.

– Какие мысли и чувства возникли у вас? Что вы можете сказать о его мелодии? (Мажорная, светлая.)

– Всегда ли эта мелодия звучит одинаково? (Каждая строфа звучит по-своему.)

– Является ли это стихотворение лиричным?

– К кому обращено приветствие; кто обращается?

– А сейчас будем еще раз читать это стихотворение и попробуем понаблюдать за картинами, которые рисует поэт с помощью слов; постараемся увидеть их краски, услышать звуки природы.

Повторное чтение стихотворения учащимися по строфам.

Вопросы после прочтения 1-й строфы.

– Какую картину вы представили?

– Поэт говорит, что звезды «задремали». Как вы думаете, почему?

– Какой эпитет выбрал поэт для звезд?

– Встречались ли вам в этом четверостишии слова-синонимы? (Заводь – затон.)

– Почему поэт говорит о нем, как о зеркале?

– Отчего зеркало задрожало?

– Как Есенин говорит о свете?

– В каком темпе следует читать это четверостишие? Почему? (Все только-только просыпается, поэтому читать нужно медленно.)

Вопросы после прочтения 2-й строфы.

– Какую картину вы представили, прочитав эту строфу?

– С чем поэт сравнивает ветви березы?

– Какое слово указывает на то, что березки рады наступлению утра?

– Как вы себе представляете картину, рисуемую словами: «растрепали шелковые косы»?

– Можно ли по этой строфе судить о том, как поэт относится к березкам?

– С какой интонацией нужно читать эту строфу стихотворения? (Ласково, громко, любуясь.)

Вопросы после прочтения 3-й строфы.

– Есть ли что-то сказочное в этих строчках?

– Кого вы видите перед собой? (Крапиву, девушку-модницу.)

– Как понимаете слово «плетень»? (Изгородь, сплетенная из веток.)

– Какой рисует крапиву поэт? Если бы у нее было личико, каково было бы его выражение? (На личике была бы улыбка, глазки с хитринкой.)

– Почему автор говорит, что крапива шепчет?

– С какой интонацией нужно читать эту строфу? (Нужно читать эмоционально, выделить голосом именно эту строфу, читать быстрее, чем предыдущие строфы.)

– Как нужно читать последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения? Ведь это одно и то же предложение. (Нет, интонация должна быть разной. Название относится ко всей природе, которая просыпается и приветствует. А последняя строчка – это шепот крапивы, нужно передавать ее характер.)

Чтение стихотворения учащимися целиком.

– А теперь, поговорив о том, с какой интонацией нужно читать каждую строфу, выразительно прочитайте это стихотворение С. Есенина.

Конкурс «Лучший чтец».

Все учащиеся принимают участие в обсуждении результатов конкурса.

Вопросы учителя.

– Упоминается ли в стихотворении о ветре?

– А ощущаем ли мы его присутствие? Какие слова нам помогают в этом? (Шепчет, шелестят, шаловливо, шелковые косы – звук [ш].)

– Как вы думаете, воспевает ли поэт в своем стихотворении утро какой-то необыкновенно красивой волшебной страны? (Это наша Родина.)

– Как, по-вашему, что же чувствовал С. Есенин, когда писал свое стихотворение?

– Как вы думаете, какое настроение было у поэта в тот момент? (Радостное, приподнятое.)

– На какое слово вы поставили бы логическое ударение в названии стихотворения?

– Какими словами поэт доказывает, что утро действительно доброе? (Серебро, золото, зелень. Всюду чувствуется улыбка, добро.)

– Для С. А. Есенина природа – вечная красота. Родившись в «краю березовом», на рязанской земле, поэт как бы говорит всем нам: «Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты!».

Живые картины природы в стихах Сергея Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердными, гуманными.

Словесное рисование.

– Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски вы использовали для написания картины «С добрым утром!»? Подтвердите свои ответы строчками из стихотворения.

– Вы заметили, что С. Есенин в своем стихотворении говорит о природе как о живом существе, как бы оживляет ее? С какой целью он это делает? (Это помогает лучше представить картину летнего утра, почувствовать его свежесть, ведь пробуждение человека очень похоже на пробуждение природы.)

– Найдите эти строчки в стихотворении. Прочитайте их.

Конкурс «Я – художник».

– Стихи С. Есенина очень напевны и мелодичны. Многие из них положены на музыку.

Включается грамзапись музыкального произведения на стихи С. Есенина, а параллельно ученики рисуют картину «С добрым утром!». По окончании организуется выставка.

Наши рекомендации