Прослушивание музыкального произведения.
– Произведение И. Сурикова помогает нам почувствовать и полюбить это время года – время пробуждения природы. А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос?
– Сейчас зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Март».
– Композитор Петр Ильич Чайковский передал в музыке свое настроение, которое у него возникало с приходом весны. А какие чувства вызывает у вас эта музыка?
– Что же общего в произведениях Сурикова и Чайковского, с которыми мы сегодня познакомились? (Авторы горячо любили родную природу, дали описание весны искренне, радостно, так, как они сами относятся к ней.)
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Весна» (вопрос учебника 3, с. 150); по желанию нарисовать рисунок к стихотворению.
Урок 33
к. бальмонт. «золотая рыбка»
Цели:развивать дикцию, воображение учащихся; умение выразительно читать поэтическое произведение; совершенствовать навык работы с поэтическим произведением; воспитывать чувство прекрасного.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Вопрос учителя.
– О каком времени года мы говорили на прошлом уроке? Какое произведение читали?
– Кто автор этого произведения?
– Как вы думаете, какое настроение было у автора в момент написания стихотворения?
– С каким музыкальным произведением схоже это поэтическое произведение?
2. Выразительное чтение стихотворения «Весна» учащимися (можно под тихо звучащую музыку).
Учащиеся сами анализируют чтение.
3. Выставка рисунков учащихся.(Можно организовать выставку на большом листе ватмана в форме капельки или каждый рисунок поместить на капельку, вырезанную из альбомного листа.)
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая рыбка».
– Вспомните и назовите произведения, в которых мы «встречались» с золотой рыбкой.
– Какие это произведения по жанру?
– Значит, с каким произведением (по жанру) будет схоже это стихотворение? (Со сказкой.)
Чтение стихотворения учащимися.
– Какое настроение, по-вашему, было у поэта в момент написания этого произведения?
– А какое настроение сложилось у вас?
Чтение стихотворения учащимися по предложению.
4. Работа над содержанием стихотворения.
– Что же необычного (сказочного) в этом стихотворении?
– Где происходит действие стихотворения?
– Какая атмосфера была в замке? Какие слова доказывают это? (Веселый бал, музыканты пели, пела скрипка, в сладостном бреду и др.)
– Какую атмосферу вносила золотая рыбка? Подтвердите словами из текста.
– Как вы понимаете выражение «в сердцах любовь журчит и весна смеется»?
Вопрос 1 учебника, с. 152.
– Какую музыку вы могли бы подобрать к этому стихотворению?
Подготовка к выразительному чтению.
Вопросы.
– Каким голосом будете читать это стихотворение: везде ли одинаково?
– В каком темпе будете читать?
– Отметьте карандашом главные слова, повышение и понижение голоса.
Чтение в парах.
Выразительное чтение.
Читают 3–4 человека целиком все стихотворение. Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.
Работа с иллюстрацией учебника, с. 152.
– А теперь, ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию к этому стихотворению. Что изобразил художник? Как он нарисовал золотую рыбку? Какие краски он выбрал для своей картины?
– Представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию вы сами нарисуете? Что вы нарисуете по-другому, иначе, чем в учебнике?
Если есть время, то учащиеся могут нарисовать иллюстрацию на уроке, а если нет, то дома.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:выразительное чтение стихотворения «Золотая рыбка».
Урок 34
а. блок. «на лугу», «гроза прошла»
Цели:развивать речь, дикцию, наблюдательность учащихся, умение работать с поэтическим произведением; познакомить учащихся с произведениями А. Блока; работать над правильным выразительным чтением стихотворения; учить находить красочные средства, помогающие поэту создавать картины природы; прививать любовь к природе.
Оборудование: репродукции картин художников на тему «Весна».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта «Золотая рыбка».