Чтение стихотворения «Горные вершины» заранее подготовленным учеником.

Вопросы после прослушивания.

– Какое настроение навевает это стихотворение?

– Какие картины рисует вам воображение?

Чтение стихотворения учащимися вполголоса.

Чтение стихотворения учащимися «по цепочке».

Подготовка к выразительному чтению.

– Как нужно читать это стихотворение? Быстро, медленно, в умеренном темпе, везде ли одинаково? Тихо или громко? Грустно, весело, радостно?

Разночтение:

1) через слово;

2) с конца строки к началу.

Выразительное чтение.

IV. Подведение итогов урока.

– С творчеством какого поэта вы познакомились сегодня на уроке? В каком веке жил М. Ю. Лермонтов?

– Какую музыку (грустную, печальную, торжественную, протяжную) вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»?

Домашнее задание:выучить стихотворение М. Лермонтова «Горные вершины» наизусть.

Урок 30.
м. лермонтов. «утёс»

Цели:развивать дикцию, внимание учащихся, умение работать с поэтическим произведением; продолжить знакомство с творчеством М. Лермонтова; работать над правильным, выразительным чтением стихотворений; прививать любовь к русской литературе.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс чтецов.

Учащиеся выбирают победителей с помощью сигнальных карточек. Учитель дает словесную характеристику по поводу прочтения стихотворения наизусть.

III. Работа над новым материалом.

Целевая установка.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова – замечательного поэта XIX века. Стихотворение, которое будем читать, называется «Утёс».

– Объясните смысл этого слова. (Утёс – высокая скала.)

Чтение стихотворения «Утёс» заранее подготовленным учеником или учителем.

Вопросы после прослушивания.

– Какое настроение возникает у вас при прослушивании этого стихотворения?

– Какие картины рисует воображение?

Чтение стихотворения учащимися по строчке.

5. Работа над его содержанием.

– О чем это стихотворение?

– Где ночевала тучка?

– Как автор называет тучку? (Золотой.)

– Как вы думаете, почему?

– Объясните, как вы понимаете значение слова «лазурь».

– Куда утром умчалась тучка? Что осталось после нее?

– Что же стало с утесом? Почему он задумался и плачет?

Подготовка к выразительному чтению.

Расстановка партитуры.

2) Разночтение:

а) через слово;

б) с конца строчки к началу;

в) чтение в парах.

Выразительное чтение.

Несколько учеников выразительно читают у доски стихотворение.

– Кому из ребят удалось прочитать стихотворение наиболее удачно? Почему?

– На что же необходимо обратить внимание остальным?

Игра «Я – художник».

– Нарисуйте, как вы себе представляете одинокий плачущий утес.

IV. Подведение итогов урока.

Выставка работ учащихся.

Вопросы учителя.

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Прислушавшись к звучанию стихотворения «Утес», чувствуете ли вы его музыкальность?

– Какую музыку (печальную, грустную, протяжную, торжественную) вы могли бы подобрать к этому стихотворению М. Лермонтова.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание:выучить наизусть стихотворение Лермонтова «Утёс».

Урок 31.
м. лермонтов. «молитва»

Цели:развивать дикцию, речь, память учащихся; продолжить знакомство с творчеством М. Лермонтова; работать над правильным, выразительным чтением поэтического произведения.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; таблички для членов жюри («3», «4», «5»).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс «Лучший чтец».

В жюри выбираются победители предыдущего конкурса. Членам жюри выдаются таблички с отметками «3», «4», «5». После прочтения учеником стихотворения жюри выставляет оценку при помощи табличек. Подводится итог конкурса.

III. Работа над новым материалом.

Целевая установка.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Называется стихотворение, которое мы сегодня прочитаем, «Молитва».

– О чем, по-вашему, может идти речь в стихотворении с таким названием?

– Какое настроение могло быть у поэта в момент написания этого стихотворения?

– А что делаете вы, когда на душе плохо? Как вы выходите из этого состояния?

– А вот у поэта Михаила Юрьевича Лермонтова есть способ, позволяющий справиться с плохим настроением, душевной тяжестью.

Чтение стихотворения «Молитва» учителем.

Вопросы после прослушивания.

– О каком способе борьбы с плохим настроением говорит поэт в своем стихотворении?

– А что такое молитва?

– Что есть в словах молитвы? (Сила благодатная, прелесть.)

– Как же чувствует себя поэт после прочтения молитвы?

Наши рекомендации