Чтение стихотворения «Горные вершины» заранее подготовленным учеником.
Вопросы после прослушивания.
– Какое настроение навевает это стихотворение?
– Какие картины рисует вам воображение?
Чтение стихотворения учащимися вполголоса.
Чтение стихотворения учащимися «по цепочке».
Подготовка к выразительному чтению.
– Как нужно читать это стихотворение? Быстро, медленно, в умеренном темпе, везде ли одинаково? Тихо или громко? Грустно, весело, радостно?
Разночтение:
1) через слово;
2) с конца строки к началу.
Выразительное чтение.
IV. Подведение итогов урока.
– С творчеством какого поэта вы познакомились сегодня на уроке? В каком веке жил М. Ю. Лермонтов?
– Какую музыку (грустную, печальную, торжественную, протяжную) вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»?
Домашнее задание:выучить стихотворение М. Лермонтова «Горные вершины» наизусть.
Урок 30.
м. лермонтов. «утёс»
Цели:развивать дикцию, внимание учащихся, умение работать с поэтическим произведением; продолжить знакомство с творчеством М. Лермонтова; работать над правильным, выразительным чтением стихотворений; прививать любовь к русской литературе.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс чтецов.
Учащиеся выбирают победителей с помощью сигнальных карточек. Учитель дает словесную характеристику по поводу прочтения стихотворения наизусть.
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова – замечательного поэта XIX века. Стихотворение, которое будем читать, называется «Утёс».
– Объясните смысл этого слова. (Утёс – высокая скала.)
Чтение стихотворения «Утёс» заранее подготовленным учеником или учителем.
Вопросы после прослушивания.
– Какое настроение возникает у вас при прослушивании этого стихотворения?
– Какие картины рисует воображение?
Чтение стихотворения учащимися по строчке.
5. Работа над его содержанием.
– О чем это стихотворение?
– Где ночевала тучка?
– Как автор называет тучку? (Золотой.)
– Как вы думаете, почему?
– Объясните, как вы понимаете значение слова «лазурь».
– Куда утром умчалась тучка? Что осталось после нее?
– Что же стало с утесом? Почему он задумался и плачет?
Подготовка к выразительному чтению.
Расстановка партитуры.
2) Разночтение:
а) через слово;
б) с конца строчки к началу;
в) чтение в парах.
Выразительное чтение.
Несколько учеников выразительно читают у доски стихотворение.
– Кому из ребят удалось прочитать стихотворение наиболее удачно? Почему?
– На что же необходимо обратить внимание остальным?
Игра «Я – художник».
– Нарисуйте, как вы себе представляете одинокий плачущий утес.
IV. Подведение итогов урока.
Выставка работ учащихся.
Вопросы учителя.
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Прислушавшись к звучанию стихотворения «Утес», чувствуете ли вы его музыкальность?
– Какую музыку (печальную, грустную, протяжную, торжественную) вы могли бы подобрать к этому стихотворению М. Лермонтова.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание:выучить наизусть стихотворение Лермонтова «Утёс».
Урок 31.
м. лермонтов. «молитва»
Цели:развивать дикцию, речь, память учащихся; продолжить знакомство с творчеством М. Лермонтова; работать над правильным, выразительным чтением поэтического произведения.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; таблички для членов жюри («3», «4», «5»).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс «Лучший чтец».
В жюри выбираются победители предыдущего конкурса. Членам жюри выдаются таблички с отметками «3», «4», «5». После прочтения учеником стихотворения жюри выставляет оценку при помощи табличек. Подводится итог конкурса.
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Называется стихотворение, которое мы сегодня прочитаем, «Молитва».
– О чем, по-вашему, может идти речь в стихотворении с таким названием?
– Какое настроение могло быть у поэта в момент написания этого стихотворения?
– А что делаете вы, когда на душе плохо? Как вы выходите из этого состояния?
– А вот у поэта Михаила Юрьевича Лермонтова есть способ, позволяющий справиться с плохим настроением, душевной тяжестью.
Чтение стихотворения «Молитва» учителем.
Вопросы после прослушивания.
– О каком способе борьбы с плохим настроением говорит поэт в своем стихотворении?
– А что такое молитва?
– Что есть в словах молитвы? (Сила благодатная, прелесть.)
– Как же чувствует себя поэт после прочтения молитвы?