Угадай название рассказа по подбору слов.
1) Мечта, барский двор, мальчик, скрипка, музыкант. («Янко-музыкант».)
2) Ветеринар, ураган, аптекарь, пожар. («Заячьи лапы».)
3) Нора, скала, фонарик, шорох, шипение змеи. («В норе».)
4) Мастерская, барыня, верстак, драгоценные камни. («Вйртел».)
5) Композитор, осень, дочь лесника, концерт. («Корзина с еловыми шишками.)
6) Ребята, знамя, участок, работа. («Огородники».)
7) Урок, учительница, тушь, перемена. («Клякса».)
8) Письмо, Москва, дедушка, господа, мальчик. («Ванька».)
3. Назови рассказ, опираясь на рисунок.
Каждый из участников команды демонстрирует свой рисунок соперникам. Те, в свою очередь, должны определить, к какому рассказу иллюстрация, назвать автора рассказа.
III. Подведение итогов урока.
Беседа по содержанию раздела.
– Какой рассказ вам запомнился больше всего? Почему?
– Над чем вас заставили задуматься авторы рассказов?
– На страницах этого раздела мы познакомились со многими рассказами. Но все их можно разделить на группы. Какие?
(1. Рассказы о природе.
2. Рассказы о детях.
3. Рассказы об истории нашей Родины:
а) времена Петра I;
б) жизнь детей в дореволюционной России;
в) события Великой Отечественной войны.)
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Урок 4
герои эллады. «персей»
Цели:развивать внимание, память, воображение учащихся; раскрыть понятие «миф»; познакомить с содержанием мифа «Персей»; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: иллюстрации художников к мифам. Выставка книг «Мифы Древней Греции»; учебник (Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы. 4 класс: в 4 ч. Ч. 3).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над новым материалом.
Вступительное слово учителя.
– Сегодня, ребята, мы начинаем изучение нового раздела учебника, который называется «Золотая колесница». Как вы думаете, какие произведения ждут нас на страницах этого раздела? (Мифы.)
– Каких мифических героев вы можете назвать? (Ответы учащихся.)
– Если перевести слово «мифы» с древнегреческого языка на русский, то получится: «сказание», «предания».
Зародились мифы в глубокой древности. Не умея правильно разгадывать и объяснять законы мира, смысл и причины непонятных явлений природы, человек выдумывал богов и приписывал их воле все, что совершалось в природе и в обществе. Сюжеты мифов очень разнообразны. Пытаясь объяснить происходящие явления, человек создавал мифы о происхождении мира, солнца, звезд, луны, островов, человека, животных, растений. Это были фантастические рассказы, которые устно передавались из поколения в поколение.
Гремит гром – значит, на небе буйствует могучий бог Перун. Так думали наши предки – древние славяне. Бушует море – очевидно, чем-то недоволен бог морских глубин. Свирепую зиму в их представлении насылал тощий и скупой Кощей, а летнее тепло – щедрый бог солнца Ярила.
И человеческие чувства – храбрость, мужество, злоба, любовь – в воображении наших предков принимали человеческие образы (а иногда и образы животных или полулюдей-полузверей). В рассказах о выдуманных героях народы древнего мира отражали свой образ жизни, свои мечты и надежды, заветные думы.
Древние люди вкладывали в мифы все, что они думали о добре и зле, о геройстве и трусости, о справедливости и вероломстве. Мифы слагали не отдельные люди, а целые поколения людей, целые народы. Их дополняли, исправляли, повторяли век за веком, и они наполнялись глубокой мудростью и величавой красотой.
Некоторые русские сказки, например, сказки про Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, про богов Перуна и Хорса, Ярилу и Мокошь, можно также назвать мифами, потому что в них отразились попытки наших предков объяснить явления реального мира. Но чаще всего под словом «мифы» подразумеваются предания древних греков и римлян.
Целевая установка.
– Бесконечно давно, две с половиной тысячи лет тому назад, греческие дети, сидя на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов, слушали, как нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы-рапсоды начинали перед собравшимися слушателями вот эти удивительные повествования:
Слушайте, добрые люди, про то,
что свершилось когда-то!
Древним сказаньям, внимая, последуйте
верным примерам:
Каждый, рожденный для жизни,
быть может и смелым и трусом;
Зло от добра отличать научиться
должны мы сызмала!
Слушайте ж, добрые люди, рассказы
неспешные старцев:
Каждый, кто в мире родится,
свой подвиг исполнить обязан.
В жизни и вы поплывете, как плыли в
морях аргонавты, –
Пусть же попутные ветры несут вас
к намеченной цели!
3. Чтение учащимися мифа(с. 5–8 до слов «Персей увидел Медузу…») вслух «цепочкой».
Беседа по содержанию мифа.
– Кто является главным героем этого мифа?
– Чьим сыном был Персей?
– Что же подвигло царя Аргоса на такой страшный поступок?
– На каком острове пришлось впоследствии жить Данае с сыном?
– Кто являлся царем острова Серифа?
– Как вел себя Полидект по отношению к Данае и Персею?
– Каким образом Полидект решил избавиться от Персея?
– О чем поведала Афина? Что она дала Персею в дорогу?
– Как помог Персею посланец Зевса Гермес?
– Кто охранял вход в Страну Ночи? Как выглядели граи? Подтвердите словами из текста.
– Как Персею удалось победить грай? Подтвердите словами из текста.
– Как помогли Персею добрые нимфы?
5. Творческое задание.
– Как бы вы продолжили этот миф? (Учащиеся придумывают продолжение в парах, а затем слушается 2–3 версии.)