Вступительное слово учителя о творчестве Льва Абрамовича Кассиля.

На доске портрет Л. А. Кассиля (1905–1970).

– В каждой библиотеке есть книги, толстые и тонкие, большие и маленькие, с разными названиями: «Твои защитники», «Черемыш – брат героя», «Кондуит и Швамбрания», «Великое противостояние», «Вратарь республики». Все эти книги написаны для вас, ребята, и у всех у них один автор – Лев Кассиль.

На полках каждой библиотеки стоят и пять красивых книжек, украшенных гербом, – пять томов собрания сочинений Льва Кассиля. Эти книги как радуга – каждый том разного цвета: первый – фиолетового, второй – красного, третий – желтого… И сами произведения Льва Кассиля сродни радуге: одновременно и сложные и простые, и веселые и грустные, и серьезные и смешные, но всегда добрые.

Он писал о воинах и учителях, рабочих и ученых, об актерах и спортсменах, но больше всего любил писать о мальчиках и девочках.

Лев Кассиль любил детей и посвятил им всю свою жизнь. Он говорил с детьми по радио и по телевидению, в Колонном зале и в Московском Дворце спорта, и в маленьких залах библиотек и школ, и прежде всего – со страниц своих книг. Все силы своего щедрого сердца и ума он отдавал детям. Он боролся за то, чтобы детям было хорошо и чтобы они сами были хорошими.

В повести Льва Кассиля «Будьте готовы, Ваше высочество!» мудрый поэт Тангаор из далекой Джунгахоры завещал своему сыну:

«Помни, что власть народа – закон и справедливость. Власть над народом – беззаконие и злодейство».

«Живи не как живется, а как ты считаешь нужным жить. Не отбывай жизнь, не влачись у нее на поводу, а сам веди ее. Ведь недаром спрашивают про человека: «А какую жизнь он ведет?».

«Будь добрым, то есть умей прощать маленькое зло, задевшее тебя, и не мирись с тем большим, что гнетет всех».

«Будь подобен самолету, а не воздушному змею, который запускают на высоту, а там уж он парит, влекомый течениями воздуха. Взлетай сам, за счет собственных сил, обретаемых в разбеге, и держись своего курса!»

«Если бы взрослые реже забывали, какими они были маленькими, а дети чаще бы задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы».

Вы, конечно, догадались, что эти и другие заветы Тангаора – заветы самого Льва Кассиля.

– А как вы понимаете слово «завет»?

Целевая установка.

– Сегодня на уроке мы будем читать рассказ В. Лидина именно под названием «Завет». Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием? (Предположения учащихся.)

Чтение рассказа заранее подготовленными учениками.

4. Работа над содержанием рассказа.

– Какие мысли и чувства возникли у вас?

– Почему встреча с Таней так тронула Ольгу Петровну Осташко?

– Какую клятву дали Таня и ее подруги?

– Какие человеческие качества больше всего ценила в людях Наташа?

Чтение рассказа учащимися про себя.

Выборочное чтение.

– Найдите и зачитайте отрывок, где описывается, как погибла Наташа Осташко.

III. Подведение итогов урока.

– Какой рассказ вы читали сегодня на уроке? Объясните заглавие рассказа.

– Почему авторы учебника поместили рассказ В. Лидина сразу же после рассказа Л. Кассиля? Какой темой связаны эти произведения?

– Какие заветы Л. Кассиля вы запомнили? Объясните их смысл.

– А какой эпизод рассказа В. Лидина вы хотели бы пересказать близко к тексту?

Домашнее задание:выразительно читать рассказ «Завет», понравившийся эпизод пересказать близко к тексту.

Урок 2
в. лидин. «завет»
(окончание)

Цели:развивать память, речь учащихся, умение работать с текстом; продолжить работу над содержанием рассказа «Завет»; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: портреты пионеров-героев.

Ход урока

I. Организационный момент.

Чтение наизусть учеником стихотворения.

Вечная слава героям!

Вечная слава!

Вечная слава!

Вечная слава героям!

Слава героям!

Слава!!

Именем солнца, именем Родины

клятву даем.

Именем жизни клянемся

павшим героям:

То, что отцы не допели, –

мы допоем!

То, что отцы не построили, –

мы построим!

Р. Рождественский

– В чем состоит клятва погибшим героям?

– Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начали с этого стихотворения?

– В произведениях каких авторов вы читали о том, как дети помогали бороться с врагом во время войны?

– Какой отрывок из рассказа В. Лидина «Завет» вам понравился больше всего?

II. Проверка домашнего задания.

3–4 ученика пересказывают понравившийся эпизод рассказа.

Наши рекомендации