Работа с иллюстрациями учебника (с. 84).
– Какой момент изобразил художник?
– А что бы вы изобразили на своем рисунке?
IV. Подведение итогов урока.
– Какой эпизод вам понравился больше всего? Почему?
Домашнее задание:выразительно читать рассказ, подготовить ответы на вопросы 8, 9 учебника (с. 88).
Урок 50
Н. НОСОВ. «ОГОРОДНИКИ»(окончание)
Цели:развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом; учить детей передавать при чтении различные интонации; воспитывать нравственные качества.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение.
– О чем прочитанный нами рассказ Н. Носова «Огородники»? Почему автор озаглавил свой рассказ именно так?
– Какой из эпизодов вы хотели бы прочитать всему классу?
Конкурс «Я – диктор».
– Представьте себе, что вы поступили в школу юных дикторов. (Диктор – работник радио или телевидения, который читает текст перед микрофоном.) Перед каждым из вас будто бы поставлен микрофон. Попробуйте прочитать понравившийся отрывок из рассказа Носова правильно и выразительно.
После выразительного чтения подводятся итоги.
Ответ на вопрос 8 учебника.
– Какое важное событие не отражено в плане рассказа?
III. Работа по теме урока.
Чтение по частям.
– Какими словами заканчивается 1-я часть? 2-я часть? И т. д.
– Что говорится в рассказе о двух друзьях? Как работали мальчики?
– Какие слова из текста доказывают то, что Мишка хотел быть первым?
– Почему вожатый предлагает взять Мишку на буксир? Как относится сам Мишка к этому предложению?
– Почему Мишке пришла идея копать огород ночью? Чем увенчалась эта попытка?
2. Словесное составление портретов главных героев по плану:
1. Внешний вид.
2. Черты характера.
3. Поведение.
4. Отношение друг к другу, к товарищам, к работе.
Чтение по ролям.
Сначала учащиеся работают в парах, «репетируют» чтение по ролям любого отрывка рассказа, а затем чтение по ролям вслух.
4. Работа с пословицами(вопрос 7 учебника, с. 88).
IV. Подведение итогов урока.
– Интересно ли вам было читать рассказ Н. Носова? Похожи ли эти ребята на вас?
– Кто из ребят вам понравился больше?
Домашнее задание:подготовить пересказ рассказа от лица любого из героев.
Урок 51
Н. НОСОВ. «КЛЯКСА»
Цели:развивать речь, память учащихся, творческие способности; совершенствовать навык чтения; воспитывать нравственные качества.
Оборудование: выставка работ учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Представьте себя на месте одного из героев рассказа Н. Носова «Огородники». Как бы вы изложили эту историю?
Пересказ текста учащимися с опорой на план.
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
Чтение рассказа Н. Носова «Клякса» учащимися вслух.
3. Работа в парах над содержанием рассказа.
Игра «Ты мне – я тебе».
– Какие вопросы по содержанию вы хотели бы задать друг другу?
Заслушиваются, обсуждаются и оцениваются некоторые вопросы. «Авторы» задают вопросы классу, вызывая для ответа по своему усмотрению любого ученика.
Вопросы учителя.
– О ком рассказал Носов в рассказе «Клякса»? Каков этот рассказ по характеру?
– Похож ли этот рассказ Носова на предыдущий? Если да, то чем?
– Каким предстает перед читателем главный герой рассказа Федя Рыбкин в начале произведения?
– Изменился ли Федя? Что заставило его это сделать?
– Каким образом отреагировала Зинаида Ивановна на проделку Феди?
– Почему же учительница повела себя именно так?
– Представьте себя автором этого рассказа. Что бы вы изменили?
5. Творческое задание.
Ребята по желанию могут придумать свою версию.
Работа с иллюстрацией учебника.
Подготовка к чтению по ролям.
Учащиеся перечитывают текст еще раз и обозначают, где чьи слова.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:читать рассказ Н. Носова «Клякса» по ролям.
Урок 52
Н. НОСОВ. «КЛЯКСА»(окончание)
Цели:развивать воображение, речь, творческие способности учащихся, умение работать в группах; способствовать воспитанию нравственных качеств.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение рассказа по ролям.
После чтения проводится анализ прочитанного: что получилось, а на что обратить внимание.
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
– Сегодня на уроке перед вами ставится непростая задача – составление диафильма по рассказу Носова.
Составление диафильма.
Учащиеся делятся на группы. Каждая группа выбирает художников, режиссеров, авторов слов.
Для составления диафильма учащиеся перечитывают рассказ еще раз в группах. Выбирают эпизоды для иллюстрирования. Работа над диафильмом идет по плану:
1. Установление, где и когда происходят события фильма.
2. Определение того, сколько кадров будет в каждой части фильма.
3. Характеристика тех персонажей, которые будут включены в кадр.
4. Подбор титров.
5. Подготовка рисунков.
Демонстрация» диафильма.
Каждая группа «демонстрирует» свой фильм всему классу: показывают рисунки в определенном порядке и читают титры к ним.