Выразительное чтение басни «Две Бочки» учащимися.
2. Вопросы:
– В чем мораль этой басни? Объясните своими словами.
– Выберите из пословиц те, которые больше всего подходят к басне «Две Бочки».
На доске:
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Язык болтает, а голова не знает.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Не спеши языком – спеши делом.
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– Мы продолжаем знакомство с баснями и сегодня познакомимся еще с двумя. Одну из них написал великий русский писатель Л. Толстой, а другую – поэт С. Михалков.
– Прочитайте название басни Толстого.
Чтение басни Л. Толстого учащимися.
– Какую басню из раздела «Уж сколько раз твердили миру…» напоминает басня «Лев и Лисица»? Чем?
Чтение басни заранее подготовленными учениками.
Вопросы учителя.
– Прочитайте еще раз название басни С. Михалкова. Кто главные герои этой басни?
– А почему автор озаглавил басню именно так?
– Какое название могли бы предложить вы?
– Каким вы представили себе Волка? Слона?
Повторное чтение басни учащимися.
6. Работа над содержанием басни.
– Какие вопросы вы бы задали автору этой басни?
– Слон – огромное и очень сильное животное. Он намного выше самого высокого человека – до 3,5 метров. Весит он больше 4 тысяч килограммов. Слонов боятся даже тигры и львы. Почему же Волк решил, что Слон его испугался?
– Почему Слон рассердился на Волка?
– Чему учит эта басня?
Работа с иллюстрацией учебника, с. 15.
– Какой момент запечатлен на иллюстрации?
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: подготовить пересказ басни С. Михалкова близко к тексту.
Урок 35
с. михалков. «услужливый», «заячье горе»
Цели:развивать мышление, речь, умение работать с текстом басни, совершенствовать навык чтения, воспитывать нравственные качества.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Кто автор басни, пересказ которой вы подготовили дома?
– Что бы вы посоветовали Волку?
– Какова мораль этой басни?
Пересказ басни близко к тексту. (К доске вызывается два ученика. Сначала выслушивается пересказ одного, затем другого.)
– Чей пересказ наиболее удачный? Почему?
III. Работа по теме урока.
Подготовка к чтению басни «Услужливый».
– Объясните смысл слова «услужливый».
– Приходилось ли вам оказывать кому-нибудь услугу?
– Хорошо это или плохо – быть услужливым?
– Басня, с которой вы сегодня познакомитесь на уроке, так и называется – «Услужливый». О чем же расскажет С. Михалков в басне с таким названием?
Чтение басни учащимися про себя или «по цепочке».
Работа по вопросам.
– Совпадают ли ваши версии с версией С. Михалкова?
– Кого же автор, по вашему мнению, называет услужливым?
– Каким автор представил Зайца? (Назойливым, навязчивым, надоедливым.)
– Почему Лось ушел?
– Какой совет тебе хотелось бы дать этому Зайцу?
– Как вы думаете, с какой целью Михалков сочинил эту басню?
Работа с иллюстрацией учебника, с. 17.
– Какими словами из текста басни вы подписали бы иллюстрацию в учебнике?
Чтение басни С. Михалкова «Заячье горе» учащимися вслух, сменяя друг друга.
Беседа по вопросам.
– Чему завидовал Заяц?
– Как вы оцениваете поведение Зайца?
– Каким советом можно помочь Зайцу?
– Перечитайте басни С. Михалкова и попытайтесь ответить на вопрос: «Можно ли встретить в нашей жизни людей, похожих на этих зайцев?»
– Схожи ли эти две басни С. Михалкова? Выделите черты сходства и отличия.
IV. Подведение итогов урока.
– Сегодня мы с вами заканчиваем изучение раздела «Уж сколько раз твердили миру…». С какими произведениями встретились на страницах этого раздела?
– Что в литературе называют басней?
– Что обязательно должно присутствовать в басне? (Мораль.)
– Какая из прочитанных басен вам понравилась больше всего? Почему?
Домашнее задание:нарисовать рисунок к любой из прочитанных басен и «подписать» его словами из текста.
Урок 36
М. ПРИШВИН. «КАК Я НАУЧИЛ СВОИХ СОБАК
ГОРОХ ЕСТЬ», «ГЛОТОК МОЛОКА»
Цели:развивать речь учащихся, умение передавать содержание прочитанного; провести работу над содержанием рассказов М. Пришвина, раскрыв смысл понятия «рассказ»; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к природе.
Оборудование: портрет М. Пришвина; иллюстрации к произведениям М. Пришвина.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков учащихся к басням.
Вопросы учителя.
– Изучение какого раздела мы с вами закончили на прошлом уроке?
– Какие произведения изучили?
Игра «Чей ряд лучше?»
Игра проводится между рядами. Учащиеся каждого ряда говорят названия басен. Побеждает тот ряд, который больше всех назовет басен (не повторяя).
– Ребята, а какое произведение называют «басней»?
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– Сегодня на уроке начинаем изучение нового раздела «Оглянись вокруг». Какие по жанру произведения ждут нас на страницах этого раздела учебника? (Рассказы.)
– С рассказами каких авторов мы будем работать? Знакомы ли вам эти имена?
– Назовите произведения этих авторов, которые вы уже читали.
– Какое литературное произведение называется рассказом? (Рассказ – это авторское литературное произведение, в котором описываются подлинные события.)
– О чем писал рассказы известный русский писатель М. М. Пришвин (1872–1954 гг.)?
Портрет на доске.
– Знаете ли вы что-нибудь о жизни Пришвина?
2. Рассказ о жизни и творчестве Пришвина(заранее подготовленным учеником или учителем).
3. Чтение рассказа «Как я научил своих собак горох есть» учениками про себя, а затем сразу же вслух «цепочкой».
4. Работа над содержанием рассказа.
Вопросы учебника, с. 23.
5. Вопросы учителя:
– Каждый человек в своей жизни «поддается» болезням. Наверное, и вы когда-нибудь болели. А как вас лечили?
– Конечно же, различные таблетки, капли и уколы помогают выздороветь. Но существует «волшебное» лекарство от всех болезней. У этого лекарства очень доброе название. «Какое же?» – спросите вы. Прочитайте следующий рассказ М. Пришвина – и вы это узнаете.