Чтение этого же произведения заранее подготовленными учащимися.

4. Словарная работа и работа над содержанием прочитанного.

– Какие слова были вам непонятны?

– Кто является главным героем этого былинного отрывка?

– Сравните названия былинного сказа, прочитанного сегодня, и былины, прочитанной вчера. (Названия совершенно одинаковы.)

– То есть перед вами два разных пересказа одной и той же былины. А в чем же отличие этих произведений?

– Какое из них наиболее удобно для чтения? Почему?

5. Перечитываниеучащимися про себя двух произведений и выделение в них отрывков, помогающих составить представление о Добрыне.

6. Составление учащимися рассказа о Добрыне по плану.

ПЛАН

1. Внешний вид богатыря.

2. Вооружение богатыря.

3. Подвиги Добрыни.

4. Отношение рассказчика к Добрыне.

IV. Подведение итогов урока.

– Каким рассказчик изобразил в былине богатыря Добрыню Никитича? (Рассказчик, с одной стороны, изобразил богатыря могучим, смелым, сильным, решительным, готовым к встрече с опасным врагом. С другой же стороны, рассказчик хотел показать, что богатырь ласков к матери, к окружающим людям, великодушен, добр. В образе Добрыни воплотилась мечта русского народа, его представление о герое, его лучших качествах.)

Домашнее задание:выразительное читать отрывок из былинного сказа «Добрыня и Змей»; по желанию подготовить близкий к тексту пересказ.

Урок 27
«БОЛЕЗНЬ И ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА»

Цели:развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом; познакомить учащихся с содержанием былины и провести работу по его анализу; работать над правильным чтением былины; воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтениенесколькими учащимися отрывка «Добрыня и Змей».

2. Пересказнесколькими учащимися (по желанию) былины.

– Какое же представление сложилось у вас о богатыре Добрыне Никитиче?

III. Работа по теме урока.

Целевая установка.

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с былинами. Прочитав название произведения, вы без труда догадаетесь, о каком герое мы будем говорить.

Подготовка к чтению произведения.

Чтение и разбор слов-сносок.

3. Первичное чтение текста «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (учитель – учащиеся).

4. Работа над содержанием былины.

– О каком былинном герое повествует прочитанный текст? Близ какого города происходят события?

– Почему былина имеет такое название? Какое несчастье постигло семью крестьянина Ивана Тимофеевича?

– Кто же смог исцелить Илью? Каким образом?

– Какое предсказание услышал Илья из уст странников? Зачитайте его.

Вторичное чтение текста учащимися про себя и деление его на части.

– О чем рассказывается в первой части былины? Какими словами заканчивается первая часть? Как можно ее озаглавить?

Аналогичные вопросы учитель задает по двум другим частям. Составленный план записывается на доске.

ПЛАН

1. Горе семьи крестьянина.

2. Исцеление Ильи Муромца.

3. Предсказание странников сбывается.

6. Пересказ былины по плану от лица Ильи Муромца.

IV. Подведение итогов урока.

– О каком былинном герое говорили сегодня? Узнали ли вы что-то новое?

Домашнее задание:выписать из былины слова, характеризующие Илью Муромца; выразительно читать текст былины.

Урок 28
«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

Цели:развивать воображение, речь учащихся, умение находить в тексте слова-подтверждения; познакомить с содержанием былины и провести работу над созданием у учащихся целостного литературного образа былинного героя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Игра «Внимательный читатель».

– Зачитайте отрывок, свидетельствующий об исцелении Ильи Муромца.

– Зачитайте отрывок, который рассказывает о совете калик.

– Зачитайте отрывок о дружине Ильи Муромца.

2. Проверка письменного задания.

– Какие слова, характеризующие Илью Муромца, вы выписали?

III. Работа по теме урока.

Целевая установка.

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» учащимися «по цепочке».

3. Работа над содержанием былины.

– О каком народном герое рассказывает былина?

– Какой образ вы представили себе после прочтения?

– Какие моменты былины свидетельствуют о небывалой силе героя?

– Мог ли народ преувеличить силу и удаль Ильи Муромца? Какие слова текста свидетельствуют об этом?

4. Чтение былиныучащимися про себя и подбор слов, характеризующих Илью Муромца.

Словесный портрет.

– Нарисуйте словами портрет Ильи Муромца. Как вы представляете себе этого богатыря?

Сначала учащиеся составляют портрет, работая в парах, а затем 2–4 ученика отвечают.

– Если бы вы рисовали портрет как художник, какие краски были бы использованы вами? Почему?

Наши рекомендации