Выборочное чтение по 2-й части.
– Зачитайте, о чем рассказала старшая русалочка после возвращения с поверхности моря.
– Какие впечатления были у второй сестры?
– Что вспоминала после путешествия на поверхность моря третья сестра?
– Что рассказала четвертая сестра?
– Что необычного увидела предпоследняя сестра?
Работа с иллюстрацией учебника (с. 54).
– Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации?
– Какие краски применил художник? Как вы думаете почему?
IV. Подведение итогов урока.
– С творчеством какого писателя-сказочника мы познакомились сегодня на уроке?
– Что вы запомнили о его жизни?
– Кто главная героиня его сказки?
Домашнее задание:выразительно читать 1-ю и 2-ю части сказки
(с. 52–59), нарисовать рисунок к понравившемуся фрагменту и подготовить пересказ этого фрагмента.
Урок 12
г.-х. андерсен. «русалочка» (продолжение)
Цели:развивать воображение, речь учащихся, умение работать с текстом; продолжить знакомство с содержанием сказки; совершенствовать навык чтения.
Оборудование: портрет писателя-сказочника Г.-Х. Андерсена, иллюстрации художников, рисунки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение.
– Какой из фрагментов вам понравился больше всего? Зачитайте понравившийся фрагмент.
3–4 ученика выразительно читают.
Выставка рисунков учащихся.
Пересказ понравившегося фрагмента.
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– Сегодня на уроке мы узнали, как развивались дальше события в сказке «Русалочка», написанной великим датским писателем Г.-Х. Андерсеном.
Чтение сказки учениками вслух по смысловым частям.
3-я часть (с. 59–63, от слов «Младшая же русалочка…»).
– Как вы озаглавили бы прочитанную часть? («Принц спасен».)
– Как принаряжала бабушка младшую русалочку?
– Почему Русалочка сначала обрадовалась тонувшему кораблю, а потом огорчилась? Подтвердите свой ответ словами из текста.
– Выберите слова из текста, которые помогли бы составить портрет принца. (Молодой принц с большими черными глазами, шестнадцати лет, он пожимал людям руки, улыбался, смеялся; высокий, красивый лоб; был похож на мраморного мальчика.)
– Как вы думаете, почему русалочка ничего не рассказывала своим сестрам?
– Как бы вы продолжили эту сказку?
4-я часть (с. 64–69, от слов «Часто и вечером и утром…»).
– Отчего русалочка печалилась?
– Почему русалочке казалось, что «земной мир куда больше»?
– С чем сравнила бабушка жизнь русалок? А как она описала жизнь людей?
– Какая мечта была у русалочки? (Отдать все свои сотни лет за один день человеческой жизни.)
– Как могла русалочка, по словам бабушки, обрести бессмертную душу?
– О чем думала русалочка, слушая валторны?
– Что решила сделать русалочка? (Отправиться к ведьме за советом.)
– Как можно озаглавить эту часть сказки? («Мечты русалочки».)
Работа с иллюстрацией учебника (с. 62).
– Что изобразил на этой иллюстрации художник? Какие чувства она вызывает? Какие слова из текста подходят именно к этой иллюстрации?
Работа в парах (выборочное чтение).
– Найдите в прочитанных частях сказки слова:
џ которые повествуют о том, что увидела русалочка в окно каюты;
џ описывающие дворец принца;
џ описывающие великолепие танцевального зала подводного царства.
IV. Подведение итогов урока.
– Какие чувства вызывает у вас прочитанная часть сказки?
– Какую картину вам хотелось бы нарисовать? Почему?
Домашнее задание:подготовить пересказ 1–4-й частей сказки и нарисовать рисунок к любому из фрагментов сказки.
Урок 13
Г.-Х. АНДЕРСЕН. «РУСАЛОЧКА»(окончание)
Цели:развивать речь, внимание учащихся, умение делить текст на части и озаглавливать каждую из них; завершить работу над содержанием сказки, сделав выводы; воспитывать нравственные качества.
Оборудование: портреты Г.-Х. Андерсена, рисунки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Игра «Внимательный читатель».
Пересказ 1–4-й частей сказки «по цепочке».
Выставка рисунков учащихся.
Каждый ученик выходит к доске и показывает свой рисунок. Все остальные должны догадаться, какой из фрагментов изображен на рисунке.
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– Сегодня на уроке мы с вами дочитаем сказку «Русалочка» и узнаем, чем закончились события в ней.