Художественный эпитет. (Веселовский о роли эпитета в лит. произведении).
Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную, с точки зрения автора, черту изображаемого явления. В отличие от логического определения эпитет не содержит в себе разделительного значения средства языка. В то время, как логическое определение отделяет признак одного предмета от признаков других, эпитет, как и другие изобразительно-выразительные средства, вызывает в нашем сознании ЦЕЛОСТНОЕ представление об изображаемом предмете, рассматриваемом писателем в том или ином аспекте. Эпитетами могут быть различные части речи. Чаще всего - прилагательные. Бывают и существительные, и деепричастия, и наречия. По своему содержанию эпитеты бывают изобразительными (выделение существенной стороны изображаемого без привнесения оценочного элемента) и лирическими (прямо выражено отношение писателя к изображённому).
Примеры: добрый молодец, серый волк, синее море.
Билет 13
Эпос как литературный род.
Эпос - от греческого "слово". Объект. повествовательный род лит-ры. Сначала возник эпос как жанр народно-героического сказания: саги, притчи, былины, эпич.песни, предания, богатырские сказки, нар.-героич. повести. Существовал до эпохи Возрождения. В последние 3 века, когда происходит поворот к человеку как личности (примат личности над коллективом) начинает выделяться эпос как род литературы в нашем современном понимании. Носитель речи сообщает о прошедшем действии или вспоминает. Между ведением речи и событием сохраняется временная дистанция. Речь ведется от повествователя, кот. может становится рассказчиком (Гринев у Пушкина). Эпос максимально свободен от освоения пространства и времени. Характеризует не только героя, но и носителя речи (худ.речь складывают: авторское повествование, авт. описание, авт.рассуждение, монологи и диалоги действующих лиц). Эпос - единственный род лит-ры, показывающий не только то, что герой делает, но и как он думает. Внутр. монологи - сознание героя. Большое значение имеют портрет и пейзаж - детализация. Не настаивает на условности происшедшего. Объем эпич.произведения неограничен. В узком смысле эпос - героическое повествование о прошлом. Дошел в виде эпопей ("Илиада" и "Одиссея"), саги - скандинавский эпос, короткие эпические песни - русские былины
Билет 14
Метафора и её разновидности. Метафорическое мышление в лит-ре.
Метафора и ее виды. Один из самых распространенных худ. приемов. Метафора - перенос наименования по сходству. Сходство м.б. различным: по форме - иголка (швейная) и иголка (хвойная)\по расположению - рукава реки - рукава куртки. \по функции - дворник (человек) и дворник (очистит. устройство).\метафоры-названия (сросшиеся метафоры, или “мертвые ” Предметы и явления являющиеся мертвыми называются живыми словами.) - часы идут. Все это - простейшие виды метафор, сущ-юшие как в любом худ. произ-нии, так и в речи. Далее пойдут более сложные метафроры, хар-ные в осн. только для художественных произведений. Общепоэтические (фигуральные метафоры) - их переносной х-р легко понять. Метафоры авторские (индивидуально-стилистические) - не закреплены ни в словарях, ни в языке.
Метафоры комические - средство юмора и сатиры. Развернутая метафора (цепочка метафор, двучленная метафора) - на основе одной метафоры рождается другая. В ответе можно также рассказать о поэзии 19 века (активно использовали метафору Жуковский, Карамзин и др. поэты-романтики).
Метафора не является особенностью только поэтического языка и употребляется также в языке практическом, т.е. разговорном. Публичные люди должны наполнять свою речь метафорами.
Билет 15
Содержание литературного произведения. Авторская и объективная идея в литературном произведении.
Содержание литературного произведения Воспроизводя жизнь в слове, используя все возможности человеческой речи, художественная литература превосходит все другие виды искусства разносторонностью, разнообразием и богатством своего содержания. Содержанием нередко называют то, что непосредственно изображено в произ-нии, то, что можно пересказать после его прочтения. Но это неточно. Если это эпическое или драматическое роизведении, то предсказать можно что произошло с героем или рассказать про события. Изображенное в лирическом произведении пересказать вообще невозможно. Поэтому надо различать то, что изображается в произведении, и то, что в нем изображается. Изображаются персонажи, творчески созданные, вымышленные писателем, наделенные всякого рода индивидуальными особенностями, поставленные в те или иные взаимоотношения. Содержание худ. произв-я заключает в себе разные стороны, для определения которых существует три термина - тематика, проблематика, идейно-эмоциональная оценка. Тематика - это те явления жизни, которые отражены в том или ином высказывании, в произведении, в частности художественной литературы. Проблематика - это идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что писатель выделяет и усиливает те св-ва, отношения изображаемых характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существ-ми. Произведения ис-ва, худ. лит-ры в особенности, всегда выражают идейно-эмоциональное отношение писателей к тем социальным характерам, которые ими изображены. Именно в идейной оценке характерного сильнее и яснее всего проявляется идеологическая сущность произведений худ. лит-ры.
Билет 16
Основные принципы классификации рифмы. + карточка
Рифма - созвучие окончаний стихов, звуковой повтор. Роль рифмы в усилении ритмической организации стихов огромна. В силлабо-тоническом стихослож. рифма заняла место и как усилитель ритма и как изобразительно-выразительное ср-во поэтического языка. В качестве ритмического элемента рифма особенно подчёркивает членение стихотворения произведения на стихи. Различаются три основных вида рифм: Мужская (рифма с ударениями на последнем слоге в строке). Пример: забавлять-поправлять. Женская рифма (ударение на предпоследнем слоге в строке). Пример: правил-заставил .Дактилическая (ударение на третьем от конца строки слоге). Пример: странники-изгнанники. Более многосложные рифмы называются гипердактилическими (ударение стоит на четвертом, пятом слоге). Но в поэтической практике они употребляются редко. В очень многих произведениях мужские рифмы сочетаются с женскими («Евгений Онегин»), дактилические с мужскими (Некрасов «Рыцарь на час»). Тем не менее существуют произведения, в которых постоянно присутствует только один вид рифмы («Мцыри» Лермонтова).В зависимости от степени созвучия гласных и согласных звуков рифмы делятся на точные (когда гласные и согласные звуки в основном совпадают) и неточные (основанные на созвучии одного, иногда и двух звуков). Помимо видов рифм существуют и рифмовки. Смежная (аабб) - первый со вторым, третий с чётвертым стихи. Перекрёстная (абаб) - первый с третьим, второй с чётвертым стихи.Кольцевая (абба) - первый с чётвертым, второй с третьим стихи. Рифмы создают соответствие между стихами, насколько стихов, связанных рифмами образуют строфу.
Билет 17