Тема: Художественные мир произведения: композиция и ее виды
Цель занятия: рассмотреть основные функции композиции художественного произведения и наиболее распространённые композиционные приёмы.
План занятия:
1. Проверка теоретических знаний:
ü понятие о композиции художественного произведения;
ü композиция сюжета, композиция обратного содержания, внешняя композиция, композиция отдельных образов, сцен, эпизодов, речевая композиция;
ü виды композиционных приёмов (рассказ в рассказе, об одном и том же с разных точек зрения и т.п.).
2. Практические занятия по закреплению знаний и умений композиционного анализа художественного текста.
Самостоятельная работа студентов:
1. Найти в произведениях детской литературы тексты с разными типами композиции.
2. Определить тип композиции в следующих произведениях: К.Паустовский «Подарок», В. Осеева «Синие листья», В. Бианки «Мышонок Пик».
Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка ведения Словаря Литературоведческих терминов.
Рекомендуемая литература:
1. Введение в литературоведение: Учеб.пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш.шк., 2004. – 680 с.
2. Грехнев В.А. Словесный образ и художественное произведение. – М., 2001.
3. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.
4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.
5. Паскевич Н.Я. Уроки Мастеров слова: Учеб.пособие по литературе. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2000. – 120 с.
6. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. – Рига., 1988. – 476 с.
7. Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова. – М., 1982.
Семинары № 8
Тема:Язык художественного произведения: изобразительно-выразительные средства. Синтаксис поэтической речи
Цель занятия: рассмотреть основные отличия поэтического языка от всех других функционально-стилевых разновидностей языка; изучить все основные изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы.
План занятия:
1. Проверка теоретических знаний:
ü синонимия, антонимия, омонимия как средства создания образности и выразительности;
ü тропы, их виды и соотношение;
ü синтаксические поэтические (стилистические) фигуры речи.
2. Практические задания по нахождению в конкретных художественных текстах изученных видов тропов и поэтических фигур.
Самостоятельная работа студентов:
1. Запишите в Словарь литературоведческих терминов новые понятия и их определения. Попытайтесь подобрать собственные примеры из детской литературы.
2. Найдите тропы в произведении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и рассказе К.Паустовкого «Растрепанный воробей».
3. Определите известные вам стилистические фигуры в балладе С.Маршака «Вересковый мед».
Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка ведения Словаря Литературоведческих терминов.
Рекомендуемая литература:
1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
2 Введение в литературоведение: Учеб.пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш.шк., 2004. – 680 с.
3 Грехнев В.А. Словесный образ и художественное произведение. – М., 2001.
4 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.
5 Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.
6 Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова. – М., 1982.
Семинары № 9
Тема:Язык художественного произведения. Образность и художественность как важнейшие свойства художественной литературы.
Рекомендуемая литература: Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности. – М.:Академия, 2008
Цель занятий: формирование личности руководителя детского чтения, владеющего всеми компонентами читательской деятельности, способного давать компетентную оценку произведениям художественной литературы для детей
План занятия
1. Проверка теоретических знаний:
· Язык художественного произведения, роль и место языкового анализа на уроках чтения.
· Что такое образность речи и почему восприятие этого свойства речи составляет основу чтения-общения?
· Как трактуется учеными термин «художественность»?
· Существует ли образ как явление в науке?
· Чем отличается образ в художественной литературе от образа в науке?
· Какова простейшая систематизация художественных образов, необходимая учителю начальных классов для профессионального чтения?
2. Выполнение практических заданий.
Два представленные ниже небольшие произведения – это результат писательского труда одного и того же весьма уважаемого и любимого для многих автора. Прочитайте их внимательно.Вдумайтесь, всмотритесь в тексты того и другого произведения. Напрягите волю, возбудите ваше воображение, память, привлеките возможные ассоциации и… пронаблюдайте за собой.
Задание №1:
1). До чтения задумайтесь над заглавием.. На что надеетесь? Что ждете?
Ответ на этот вопрос запишите сразу, до чтения.
2). В процессе чтения: Отключались ли от себя? На какое время? Когда? Где «побывали»? Что и кого «увидели»? Запишите.
3). После чтения, когда книга закрыта: О чем задумались? Чего захотели? Почему? Ответ опять же запишите.
Итак, работайте!
Произведение 1. Как старик корову продавал
Перечитайте задание 1). Задумайтесь! Выполните его.
Теперь читайте текст произведения: думайте (запоминайте, представляйте, переживайте!)
Как старик корову продавал.
На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровенка нужна, Но, видно, не нравилась людям она.- Хозяин, продашь нам корову свою? - Продам. Я с утра с ней на рынке стою!- Не много ли просишь, старик, за нее? - Да где наживаться! Вернуть бы свое!- Уж больно твоя коровенка худа! - Болеет, проклятая. Прямо беда!- А много ль корова дает молока? - Да мы молока не видали пока...Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал.Один паренек пожалел старика: - Папаша, рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою, Авось продадим мы скотину твою.Идет покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком; - Корову продашь? - Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!- Да так ли! Уж выглядит больно худой! - Не очень жирна, но хороший удой. - А много ль корова дает молока? - Не выдоишь за день - устанет рука.Старик посмотрел на корову свою: - Зачем я, Буренка, тебя продаю? Корову свою не продам никому - Такая скотинка нужна самому!(С. Михалков)
Прочитали? Продолжите анализ:
- Что прочитали? Насколько оправдался ваш прогноз?
- Какие чувства испытали? Какое из них осталось с вами, что ощущаете сейчас?
- Про кого прочитали? Назовите всех. Кратко охарактеризуйте каждого, ссылаясь на текст.
- Когда в процессе чтения «забыли» о себе (и забыли ли)?
- Что из того, что «увидели», «услышали», вас поразило, задело за живое?
- Что огорчило?
-Что порадовало?
- Чего захотелось?
Произведение 2.
Услужливый.
Не забудьте: прежде чем читать, задумайтесь над заглавием. Спрогнозируйте всё, что сможете:
- Кого называем «услужливым» ?
- Про что будет текст?
- Что чувствуете до чтения: вам хочется читать это? Интересно? Что именно? Почему? И т.д.
Теперь вчитайтесь в текст. Напрягитесь, включите воображение.
Услужливый.
Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилег он на полянке и
попросил Зайца:
- Сделай одолжение - разбуди меня через полчасика!
Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении...
- Спи-спи! Обязательно разбужу! - пообещал он.
Лось потянулся и закрыл глаза.
- Может, тебе сена подстелить? - предложил Заяц.
Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.
- Спасибо, не надо! - сквозь сон сказал Лось.
- Как - не надо? На сене-то, поди, мягче будет!
- Ладно, ладно... я спать хочу...
- Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я
мигом сбегаю!
- Да нет, не надо... я спать хочу...
- Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! - не
унимался услужливый Заяц.
- Да нет же... спасибо... я и так засну...
- А может, тебе рога мешают?!
Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплелся прочь.
- Куда же ты? - удивился Заяц. - Ведь еще и двадцати минут не прошло!
(С. Михалков)
После чтения обдумайте те же вопросы, что были даны к произведению к №1. Ответы запишите. Потом сопоставьте оба произведения, сделайте вывод. Обсудите в группе.
Задание № 2.Снова обратимся к примеру из детской классической литературы: Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
А теперь вглядывайтесь, вчитывайтесь в текст, вдумывайтесь!
Фиксируйте свои «реакции» на читаемое.
Лев и собачка
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
Задание №3. После чтения произведения или, если надо, его перечитывания, письменно ответьте на вопросы:
1. Сбылись ли ваши ожидания и предположения, исходя из которых вы приступили к чтению?
2. Как представляется вам мир, в который вы должны были «войти» в процессе чтения? Каким вы его «увидели»? Что вас удивило? Поразило?
3. Теперь проверьте себя: не заглядывая в текст прочитанного произведения, ответьте:
- Когда, в какие годы это было? Где происходили события? Как выглядит то место, где они происходили (город-деревня? Какой/ая? Улица – поле? Какие? Что справа, слева, что под ногами? )
- Когда начались события? Что это: утро, день, вечер, ночь? Сколько времени длились события?
- Назовите персонажей, участников событий. Опишите каждого и как можно более детально: «вглядитесь» в людей – в одежду, лица, прически, манеры; «вслушайтесь» в их голоса. Скольких людей вы представили? А толпу «видите»? Какова она?
- Видите ли льва (живого, мертвого)? А собачку? Такая ли она у вас, в вашем «видении», как на картинке? Чем отличается?
Если ответить не можете, перечитайте произведение, но отвечая, всё равно напрягите и волю, и память, и ассоциации, и воображение.
Недостает знаний для того, чтобы представить события, о которых читаете? Отметьте, каких именно знаний вам не хватает? Где их можно добыть? (Дома найдите в книгах, в справочниках, в Интернете то, чего вы представить не можете потому, что у вас нет нужных знаний.)
Теперь еще раз перечитайте текст. Подумайте, запишите, что изменилось в вашем «видении», в ваших чувствах и желаниях. Как вы полагаете, а случайно ли действие разворачивается в Англии? Могло ли всё это произойти в XIX веке в России? Почему? Отчего же умер лев? Какой «опыт» вы извлекли из чтения этого ХЛП? И почему вы уверены, что это ХЛП? Вспомните известные вам и необходимые определения. Повторите их! Вдумайтесь в них.
О чем вы теперь думаете? О чем еще хотите узнать?
Материал для самостоятельной работы
1. Вчитайтесь в два данных вам ниже стихотворения и оцените их с точки зрения художественности. Свою оценку аргументируйте.
Произведение №1.