Склонение простых числительных
Один
М.р. Ср.р. Ж.р. Мн.ч.
И. один одно одна одни
Р. одного одной одних
Д. одному одной одним
В. как И. или Р., как И. одну как И. или Р.
Т. одним одной одними
П. (об) одном (об) одной (об) одних
Два, три, четыре
И. два две три четыре
Р. двух трех четырех
Д. двум трем четырем
В. как И. или Р. как И. или Р. как И. или Р.
Т. двумя тремя четырьмя
П. (о) двух (о) трех (о) четырех
Числительные 5...29, 30 изменяются как существительные 3 склонения. В числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.
Пять Пятьдесят Двести Девятьсот
И.пять пятьдесят двести девятьсот
Р. пяти пятидесяти двухсот девятисот
Д. пяти пятидесяти двумстам девятистам
В. пять пятьдесят двести девятьсот
Т. пятью пятьюдесятью двумястами девятьюстами
П. пяти пятидесяти (о) двухстах (о) девятистах
Числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют окончание -а.
Сорок Девяносто Сто
И. сорока девяноста ста
Р. сорока девяноста ста
Д. сорока девяноста ста
В. сорок девяносто сто
Т. сорока девяноста ста
П. сорока девяноста ста
У составных числительных склоняются все составляющие их слова.
И. четыреста шестьдесят восемь
Р. четырехсот шестидесяти восьми
Д. четыремстам шестидесяти восьми
В. четыреста шестьдесят восемь
Т. четырьмястами шестьюдесятью восьмью/восемью
П. о четырехстах (о) шестидесяти восьми
У порядковыхчислительных при склонении изменяется только последняя часть, последнее слово; окончания – как у прилагательных. Например:
Т. двадцатипятитысячным, тысяча девятьсот сорок третьим
П. о двадцатипятитысячном , о тысяча девятьсот сорок третьем
У дробныхчислительных 1-я часть склоняется как простое числительное, 2-я – как прилагательное во множественном числе.
И. четыре седьмых (поля — Р.п. ед.ч.)
Р. четырёх седьмых
Д. четырём седьмым
В. четыре седьмых
Т. четырьмя седьмыми
П. о четырех седьмых
Собирательныечислительные склоняются как прилагательные во множественном числе. Оба –м., ср. род (и м. и. ж.: оба они, муж и жена...); обе – ж. род.
И. четверо; оба, обе
Р. четверых; обоих, обеих
Д. четверым; обоим, обеим
В. =И.п. (неодуш); = Р.п. (одуш)
Т. четверыми; обоими, обеими
П. о четверых; об обоих, обеих
Числительные тысяча, миллион, миллиард и т.д. склоняются как существительные.
Ед.ч. Мн.ч.
И. тысяча тысячи
Р. тысячи тысяч
Д. тысяче тысячам
В. тысячу тысячи
Т. тысячей/тысячью тысячами
П. (о) тысяче (о) тысячах
Примечание: В Тв.п. данное числительное имеет два варианта. Оба являются нормативными, однако в тех случаях, когда это числительное употребляется в значении существительного, первый вариант (тысячей) оказывается предпочтительнее, например: ушел с одной тысячей в кармане, открылся магазин, названный тысячей мелочей.
Правописание числительных:
– Ь в числительных пишется на конце: от 5 до 20 и 30 (в середине 15-19 нет): пять, пятнадцать, девятнадцать;
– после первого корня: 50-80 (на конце нет), 500-900: пятьдесят, девятьсот. Запомнить:Сложные порядковые числительные 50-й- 80-й, 200-й- 900-й, а также со второй частью -тысячный, -миллионный, -миллиардный, образуются от Р. п.количественных числительных и пишутся слитно: пятидесятый, трёхсотый, двадцатипятитысячный, стасорокатрёхмиллионный, трёхсотдевяностаодномиллиардный. Но: семи с половиной тысячный и т. п.
Внимание:двухсполовинный, трёхсполовинный.
– Слитно пишутся сложные существительные, прилагательные, первая часть которых – числительное: треугольник, пятидневка, трёхмесячный, стопудовый, двухсотпятидесятилетие, стасорокадвухкилометровый. Но: двух с половиной килограммовый.
Пишутся словами:
1. Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения (семь случаев, пять станков);
2. Многозначные количественные числительные, которыми начинается абзац. (В этом случае фразу лучше построить так, чтобы числительное не было первым словом абзаца).
Пишутся цифрами:
1. Многозначные количественные числительные (за исключением числительных, которыми начинается абзац);
2. Числа с сокращенным обозначением единиц (однозначные и многозначные). Внимание:После сокращений «л», «кг», «м», «Вт» и тому подобных точка не ставится. После перечисления однородных чисел (величин и отношений) сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры. Например: 5, 15 и 30 л молока. При записи количественных числительных арабскими цифрами не обозначаются падежные окончания: в 30 группах (нельзя в 30-ти группах). Порядковые числительные обычно пишутся словами. При записи порядковых числительных арабскими цифрами обозначаются падежные окончания. В падежном окончании порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, имеют:
– одну букву, если они оканчиваются на две гласные или гласную и согласную буквы;
– две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную буквы.
– при перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. Например: студенты 1 и 2-го курсов.
Порядковые числительные не имеют падежных окончаний:
– после существительного, к которому относятся (в гл. 2);
– при записи римскими цифрами (XX век; нельзя: XX-й век);
– в библиографическом описании, кроме номера издания (т. 3, вып. 4, но: 2-е издание).
Склонение числительных.
У сложных количественныхчислительных склоняются обе части, у составных –все составляющие их слова.
Числительные 6-29, 30 изменяются как 5, 60-80 – как 50, 90 – как 100; 300-900– как 200; миллион, миллиард – как существительные.
И. двести …………….пятьдесят три……….тысяча сто сорок
Р. двухсот ……………пятидесяти трех…….тысячи ста сорока
Д. двумстам ………….пятидесяти трем…….тысяче ста сорока
В. двести ……………..пятьдесят три………..тысячу сто сорок
Т. двумястами ……….пятьюдесятью тремя...тысячей ста сорока
П. о двухстах ………..о пятидесяти трех…….о тысяче ста сорока
У порядковыхчислительных при склонении изменяется только последняя часть, последнее слово; окончания – как у прилагательных. Например:
Т. двадцатипятитысячным, тысяча девятьсот сорок третьим
П. о двадцатипятитысячном, о тысяча девятьсот сорок третьем
У дробныхчислительных 1-я часть склоняется как простое числительное, 2-я – как прилагательное во множественном числе.
И. четыре седьмых (поля – Р. п. ед. ч.)
Р. четырёх седьмых
Д. четырём седьмым
В. четыре седьмых
Т. четырьмя седьмыми
П. о четырех седьмых
Собирательныечислительные склоняются как прилагательные во мн. числе. Оба –м., ср. род (и м. и. ж.: оба они, муж и жена...); обе — ж. род.
И. четверо; оба, обе
Р. четверых; обоих, обеих
Д. четверым; обоим, обеим
В. =И. п. (неодуш); = Р.п. (одуш)
Т. четверыми; обоими, обеими
П. о четверых; об обоих, обеих
Нормы употребления разных видов числительных.В сравнении с другими частями речи имена числительные представлены в современном русском языке довольно ограниченной группой слов. Однако, несмотря на малочисленность, употребление имен числительных вызывает определенные трудности.
1. Имеются вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними:
Нормативное разговорное
восемью восьмью
восемьюдесятью восьмьюдесятью
пятьюдесятью пятидесятью
шестьюдесятью шестидесятью
Числительное восемьсот в Т.п имеет варианты: восьмьюстами и восемьюстами. Оба этих варианта являются нормативными.
2. Числительные полтора, полторы и полтораста имеют только две формы: в именительном и винительном падежах – полтора (м. и ср. р.), полторы (ж. р.), полтораста; в косвенных падежах – полутора, полутораста.
3. При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре(22, 23, 24 ...102, 193 и т.д.), с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаемость.
4. В нормативной речи строго разграничивается употребление слов оба и обе во всех падежах: обоих братьев – обеих сестер. Нарушение этого правила нежелательно даже в устной речи.
5. В сочетаниях два (три, четыре) и более управляемое существительное ставится в родительном падеже ед. числа: два и более варианта, три и более трудных формы.
6. Слова два, три, четыре, употребленные с одушевленными существительными, имеют форму винительного падежа, сходную с родительным: встретил двух друзей и трех подруг, проконсультировал четырех студентов.
7. Правильными являются конструкции 35,5 процента (не: процентов), 12,6 километра (не: километров), то есть при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число. Также: 45,0 (сорок пять и ноль десятых) секунды, 6 7/8 метра.
8. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко) сочетаются:
а) с существительными муж. и общ. рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;
б) с существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме мн. числа: двое саней, трое щипцов;
в) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо незнакомых лиц;
г) с субстантивированными числительными: вошли двое, семеро одного не ждут;
д) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, вас трое, их было пятеро;
е) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, четверо котят.
9. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга – двое друзей возможен выбор одного из вариантов. Предпочтительно употребление собирательных числительных:
а) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, семеро играющих;
б) с существительными мужского рода, имеющими окончание -а: двое мужчин, трое старост.
С другой стороны, предпочтительнее употреблять количественное числительное:
а) с некоторыми существительными м.р., называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т.д.: три профессора, шесть майоров;
б) с неодушевленными существительными в косвенных падежах: к двум саням, около трёх суток.
Однако в сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер: не хватает шестерых часов – не хватает шести часов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Каковы особенности склонения количественных, порядковых, дробных и собирательных существительных?
2. Какие выделяются особенности сочетаний числительных с существительными?
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Задание 1.Раскройте скобки. Запишите полученные словосочетания.
(Сорок)летний мужчина, (семьдесят пять)летний юбилей, (тридцать)градусные морозы, (восемьсот тридцать пять)километровый переход, (сорок)ведёрная бочка, (триста сорок пять)квартирный дом, (2,5)тысячный коллектив,(4,5)тысячный коллектив, (пятьсот)миллионный народ.
Задание 2. Запишите словами приведенные в предложении имена числительные.
1. Сколько получится, если к 11968 прибавить 16374? 2. От 8753 отнимите 4587. 3. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 4. Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору высотой 3785 метров над уровнем моря. 5. В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 6. Из 300 добровольцев на остров вернулось меньше 50. 8. Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани.
Задание 3. Просклоняйте и запишите цифрами следующие словосочетания.
Пятьдесят седьмой образец, двадцатая глава, тридцать первое задание, сорок четвертые сутки.
Задание 4. Раскройте скобки. Сформулируйте правило правописанияпол-, полу-.
(Пол)бутылки, (пол)двенадцатого, (пол)Евразии, (пол)игры, (пол)кирпича, (пол)копейки, (пол)Кореи, (пол)линии, (пол)литровка, (пол)оборота, (пол)очка, (пол)своей премии, (полу)автомат, (полу)дикарь, (полу)устав, (пол)ящика, (пол)Японии, (полу)эскадрон, (пол)оборота.
Задание 5. Раскройте скобки, выберите подходящие слова. Объясните свой выбор.
1. У кузниц... стояло (два, двое) сан... и (три, трое) телег.... 2. (Два, двое) сут... продолжалась метель. 3. (Четыре, четверо) друз... отправились в турист...ий поход.
Задание 6.Определите, в каких случаях и почему собирательные числительные уместны, в каких следует заменить их количественными и наоборот.
1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков. 6. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь. 10. Восемь детей было у матери Димитрова.
Задание 7.Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. Какие словосочетания связаны с нарушением норм употребления числительных?
Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, двое профессоров – два профессора, к обоим друзьям – к двум друзьям, о тысяче мелочей – о тысячах мелочах, с тысячей солдат – с тысячью солдат, в полтораста метрах – в полутораста метрах.
Задание 8. Прочитайте предложения, поставив числительные в нужном падеже. П о м н и т е: числительные – визитная карточка общей речевой культуры говорящего.
1. Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. 2. В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды. 3. В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 1850 истребителями. 4. Наиболее развитая трамвайная сеть в мире – петербургская, с 20402 вагонами и 64 маршрутами. 5. Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные. 6. Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства. 7. Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.
Задание 9. Используя приведенные данные, составьте тексты (или предложения) по темам опросов. Употребите предлоги: с, по, более, сверх, около; существительные: количество, число, доля; глаголы: достигать (чего?), исчисляться (чем?), равняться (чему?), превышать (что?), составлять (сколько?).
Образец: Число граждан, считающих борьбу с преступностью первоочередной проблемой, составляет более восьмидесяти одного процента.
Опрос граждан России
Вопрос:
Что, по-вашему, конкретно необходимо предпринять, чтобы улучшить условия жизни в нашем городе? Какие проблемы требуют первоочередного решения?
Ответ:
– охрана порядка, борьба с преступностью – 81%
– организация торговли – 38%
– работа общественного транспорта –31%
– помощь престарелым, детям, инвалидам, малообеспеченным – 31%
– экология – 30%
– благоустройство города – 29%
– состояние медицинского обслуживания – 29%
– жилищные проблемы – 21%
– школьное образование – 12%
– работа детских дошкольных учреждений – 8%
– деятельность учреждений культуры – 7%
IV. Местоимения и нормы их употребления.Местоименные слова обладают неполной номинацией, когнитивной и информативной функцией. Они обозначают явления действительности опосредованно, т.е. лишь указывают на них. Поэтому они не самостоятельны в своих значениях. К ним относятся местоимения и местоименные наречия типа здесь, там, туда, откуда, оттуда. Только в контексте местоименные слова наполняются содержанием, заменяя собой то или иное знаменательное слово.
Следует помнить:
1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не-, без ударения– ни-: некого, нечего; некому, никому; ничего, ничему.
2.В отрицательных местоимениях припоявлении предлога образуется сочетание из трех слов: ни у кого, ни в чем.
Для местоименных слов в контекстах свойственны дейктические (от греч. – «указание») функции на адресата речи, предметы речи, на пространственно-временное положение объекта речи, указание на предшествующее содержание речи.
2. Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-кто, что-то. кто-либо. что-нибудь. Если кое отделяется от местоимения предлогом, то сочетание пишется в три слова: кое у кого, кое с кем. Сочетания «никто иной», «никто другой», «ничто иное», «ничто другое» употребляются, как правило, в предложениях, где есть отрицание:: Никто иной так не скажет. Ничто иное меня не интересовало. Сочетания «не кто иной, как», «не что иное, как», «не кто другой, как», «не что другое, как» имеет значение противопоставления, и здесь пишется отрицательная частица не (раздельно). Можно ориентироваться и на следующее за местоимениями слово как (оно отделено запятой): Пришел не кто иной, как сам ректор.
Правописание местоимений.
– У отрицательных местоимений под ударением пишется НЕ, без ударения – НИ (нечто,ничто).
– У отрицательных местоимений частицы НЕ и НИ пишутся слитно без предлога (никто) и раздельно, если есть предлог, который ставится между частицей и местоимением (ни в ком).
– Суффиксы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, приставка КОЕ- в составе неопределенных местоимений пишутся через дефис. Если есть предлог после частицы КОЕ–, то образуется сочетание из трех слов (кое-кто, но кое с кем).
Сочетания НЕ КТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ), КАК имеют значение противопоставления, поэтому в них пишется отрицательная частица НЕ. Местоименные сочетания НИКТО ИНОЙ (ДРУГОЙ) и НИЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ)не связаны с противопоставлением и, как правило, употребляются в предложениях, где уже есть отрицание (Никто иной этого не сделает).
Ошибки в употреблении местоимений:1. В образовании формы В. п. ед. ч. местоимения сама. Нормативной для современного употребления является форма саму, вытеснившая устаревшую самоё; 2. Не соответствует литературной норме употребление (без особого стилистического задания) личного местоимения в функции второго подлежащего: (Плюшкин… он отрицательный герой романа); 3. Дублирование в речи одного и того же местоимения: Когда он получил отпуск, он уехал в деревню (лучше: Получив отпуск, он уехал… или Он получил отпуск и уехал…); 4. Местоимение они не следует соотносить с собирательными или отвлеченными существительными, имеющими форму единственного числа: Юношество живо откликнулось на этот призыв, и вот они уже едут осваивать целинные земли. 5. Устаревшим является употребление местоимения они по отношению к одному лицу. Такое употребление было распространено в почтительно-подобострастной речи: Виталий Петрович человек самых благородных правил: они во всякую малость входить не станут (Островский); 6. Смешение притяжательных местоимений мой, твой, его и других с возвратно-притяжательным свой: Я не находил применения моимрукам (надо: своим); У матери всегда находилось доброе слово для еедочерей и сыновей (надо: своих). 7. Плеонастично употребление местоимений в тех контекстах, в которых указательные значения, выражаемые местоимениями, само собой подразумеваются: У нее сложились хорошие отношения со всеми своими коллегами по работе. 8. С глаголом скучать (несовершенного вида)1.о ком-чем ? (о тебе, о нас, о вас, о нем, о них; 2.по кому-чему ? – с существительными или местоимением 3-го лица: по ним, по нему, по ней; – скучать по детям; 3. по ком-чем? (с личными местоимениями 1 и 2-го л. мн. ч.) – скучаем по нас, по вас.
Вопросы для контроля
1. Какие ошибки характерны при употреблении местоимений?
Задания по теме
Задание 1. Перепишите предложения, вставляя НЕ или НИ. Объясните свой выбор.
1. Произошло н...что непредвиденное. 2. Он никогда н… в чем н…кому не отказывал, но и н…чего не давал. 3. Н… у кого не было надежды на длительный отдых в пути. 4. Н…чего сказать, умные головушки приказные. 5. Жил н…кто господин Долгов с женой и дочкой Галей. 6. Экономист Попов, н... на кого не обращая внимания, крутил ручку арифмометра.7. Придерутся к тому, к сему, а чаще (…) к чему. 8. Теперь у него кисет такой, какого (…) у кого нет. 9. Базаров (…) в ком не нуждается, (…)кого не боится, (…)кого не любит и вследствие этого (…)кого не щадит. 10. Все получали письма, а я не получал. Просто мне (…) от кого было их получать.
Задание 2. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя НЕ или НИ.
1. Командир прекрасно знал, что (…) кто иной (…) сумел бы лучше этих двух бойцов выполнить его приказ. 2. (…) кто иной, а именно отец принёс эти книги. 3. (…) кто иной и (…) мог принести их. 4. ( …) что иное (…) могло повлиять на него больше, чем письма друга. 5. Это было (…) что иное, как в спокойном порядке. 6. (…) что уже (…) может помешать нам в этом деле. 7. (…) что иное меня (…) могло интересовать, кроме нашей экскурсии на завод. 8. (…) кто иной, как И.А. Крылов, сделал басню доступной для людей самых разных сословий. 9. (…) что иное (…) трогало его.
Задание 3. Объясните слитное или раздельное написание отрицательных наречий, сравните правописание отрицательных наречий и местоимений.
(Ни) куда не ездить, (ни) (от) куда не получать писем, (не) (от) куда позвонить по телефону, (ни) сколько не волноваться, приобрести (не) сколько книг, (ни) чуть не тревожиться, (ни) кому не писать, (ни) (к) кому не обращаться, (ни) кого не спрашивать, (ни) (от) кого не зависеть, (не) кем заменить, (не) (с) кем переслать.
Задание 4.Из данных словосочетаний выпишите, раскрывая скобки, местоимения и местоименные наречия (в два столбца).
(Не, ни) когда не отчаиваться; (не, ни) куда пойти; (не, ни) кто не приходил; (не, ни) (с) кем посоветоваться; (не, ни) (к) кому не подошёл; (не, ни) (за) чем торопиться; все препятствия (не, ни) (по) чем; (не, ни) чуть не сомневаться; (не, ни) мало не беспокоиться; (не, ни) (от) куда позвонить; (не, ни) (от) кого не зависеть; (не, ни) где не бывать; (не, ни) как не соглашаться; не нужно (не, ни) чего; (не, ни) (за) кем не зайти; (не, ни) каким слухам не верить; (не, ни) куда пойти; (не, ни) (о) чём не поговорили; (не, ни) чему радоваться; (не, ни) куда не поехать; (не, ни) (во) что не верить; (не, ни) (о) чем вспомнить.