Правописание согласных в слове

Звонкие и глухие согласные:

а) Чтобы правильно написать сомнительную согласную в корне слова, необходимо подобрать родственное слово или изменить форму слова, чтобы эта согласная оказалась перед гласной или перед сонорными р, л, м, н, и в:

пруд – прудить, прут – прутик

Запомните: Таким способом не проверяются согласные в словах свадьба (сватать), лестница (лезть), отверстие (отверзать). Написание их необходимо запомнить.

б) Сомнительные согласные можно проверить с помощью чередований, характерных для русского языка:

г//ж//з: подруга – подружка – друзья;

к//ч//ц: лик – личико – лицо;

х//ш//с: пахать – вспашка, лес – леший;

д//ж: молодой – омолаживание;

ск//щ: воск – вощеный;

ст//щ: мост – мощеный

Запомните:1. Чередование может происходить только в пределах одной морфемы: доска – дощатый, жесткий – жестче

2. В некоторых заимствованных словах сомнительные согласные нельзя проверить однокоренным словом: транскрипция – транскрибировать; коррупция – коррумпировать

3. Если сомнительную согласную нельзя проверить, написание таких слов следует запомнить или обращаться за помощью в орфографический словарь.Например: вокзал, здание, здесь, сдоба.

Непроизносимые согласные.

Если в слове наблюдается стечение согласных (вств, здн, ндск, нтск, стл, стн, лнц, рдци др.) один из согласных может не произноситься. Для проверки непроизносимого согласного необходимо подобрать родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или сонорным согласным: здравствовать – здоровый, яростный – в ярости,

лестный – льстить

Запомните: Таким способом не проверяются согласные в словах блеснуть (хотя блестеть), лосниться (хотя лоск), плеснуть (хотя плеск), склянка (хотя стекло). Их написание следует запомнить.

Правописание приставок

– С + глух. согл. – бессердечный, исчезнуть

– 3 + звонк. согл. – безграничный, безмерный (На конце приставки пишу С, если далее идет глухой; 3 — если далее звонкий.

Все глухие согласные запомнить по фразе: Фока, хочешь поесть щец? Сделать, сбор, т. к. приставки З – нет. Запомните:здесь, здание, здоровье, здравствуй; перед корнем –чёт– пишется С, перед корнем –чит– пишется СС: расчёт, рассчитывать. ИСКЛЮЧЕНИЕ: бессчётный.

– Приставка на согл. + ъ + е, ё, ю, я –подъезд, подъём, предъюбилейный, объявление и в сложных словах после двух-,трёх-, четырёх-: пишу твердый знак после приставки на согласную, если корень начинается с йотированных букв е, е, ю,я. Запомнить:адъютант, инъекция, конъюнктура, субъект, панъевропейский (инояз.).

– Приставка раз- (рас-) – безударная, роз- (рос -) –ударная: развал – розвальни, рассказ – россказни.

– Правописание приставок пре- и при- зависит от смысла: пре- = пере-: преграда(то, что перегораживает); npе- = очень: преинтересный (очень интересный); npu- = приближение: приехать; = присоединение: приобрести; = близость (около): приморский; неполное действие: присесть.

Различай по контексту:

Прибывать в город (куда?) …………… Пребывать в городе (где?)

= приезжать (приближение) …………….= «перебывать» там, находиться

Приклониться к земле =…………………Преклоняться перед подвигом =

пригнутьсяк земле (прибли-…………….очень уважать

жение)

Притворить дверь = прикрыть…………Претворить что-то в жизнь =

(неполнота действия)……………………...перевести из планов

Придел храма = то, что пристро-………..Предел терпения = грань

ено (присоединение)

Приемник (радио) = тот, который……….Преемник идей = тот, кто пере-

принимает (приближение)………………..нимает

Придать вид чему-то = прибли-…………Предать кого-то = передать

зить к такому-то облику

Призреть сироту = приютить…………….Презирать предателя = очень не ……………………………………………….уважать

Правописание Ы/И после приставок

– После приставок, оканчивающихся на согласную, начальная И корня переходит в Ы: играть – подыграть, искать – отыскать, идейный – безыдейный, инфаркт – предынфарктный.

– После приставок СВЕРХ-, МЕЖ-, а также после иноязычных приставок и частиц (дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-) начальная И корня сохраняется: сверхизысканный, межинститутский, постинфарктный, контригра, панисламизм.

– Начальная И корня сохраняется после первой части двухсложных слов: двухигольный.

Употребление Ь

– Буква Ьна конце слов пишется после шипящих: а) в существительных женского рода единственного числа: мышь, дочь; б) в глаголах:в начальной форме: беречь — беречься (правописание Ьпроверяется по во- просу), во 2-ом лице единственного числа настоящего и будущего времени: ты ешь; в) на конце наречий, кромеслов уж, замуж, невтерпёж(Ср.: наотмашь, настежь).

– В форме повелительного наклонения глагола на конце основы пишется Ь:встань, отрежь. Ьсохраняется перед - те: отрежьте. Ьне пишется в слове ляг — лягте.

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание.

Пром…кашка, р…внина, з…рница, изл…гать, р…весник, уг…реть, заг…релый, олицетв…рение, прекл…няться, з…ря, выр…щивать, приск…кать, прик…саться, выг…реть, сотв…ри, подр…внять, тв…рение, выб…раю, ср…статься, скл…нять, сг…рать, раств…рять, изл…жил, зам…р, отр…сль, приб…рать, выч…тание, обск…кать, прик…сновение, ср…внить, нам…кать, зам…чивание, р…внение, вск…чить, скл…ниться, выр…вненный, обж…гать, р…стовщик, ум…р, обм…кнуть, расст…лить, р…весница, пл…вец, зар…внять.

Задание 2. Объясните написание пропущенных букв.

1. В сумерки Никита побежал через двор к людской, откуда на лиловый сне... падал свет двух замер...ших окошек. 2. За большою печью пилил деревя..ку сверчок. 3. Мишка сидел на краю коло...ца и макал в воду кончик варе...ки, надетой на руку. 4. Никита возвращался с моло...ьбы. 5. Объе...чик задумчиво поглядел на даль. 6. Услыхав свое имя, помесь таксы с дворня...кой вышла из-под верстака где она спала на стру...ках, сла…ко потянулась и побежала за хозяином. 7. В самый жар ко...ьба показалась ему не так трудна. 8. Вскоре после обеда гости уехали, чтобы успеть переодеться к сва...ьбе. 9. К вечеру гроза начала стихать, дождь превратился в изморо...ь. 10. Ударили холода, изморо...ь покрыла деревья.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. К словам с удвоенными согласными на конце корня приведите как можно больше производных слов и запишите их.

Агрес…ия, ак...уратный, ак...робат, антен...а, aп...eл...яция, ап...лодировать, ас...им…етрия, бак...алея, бал...ада, бар...ик...ада, бас...ейн, бис...ектрис...а, грам...атика, грам...ота, гум...ан...ость, диф...уз…ия, дрес…ировать, ид..ил…ия, ил...юзия, ил...юстрация, им…итация, им...прес..ионизм, индиф...ерентный, ип...одром, ир…ациональный, кас...ет...а, кол…ектив, ком…ис...ар, ком…пил...яция, ком...прес..., ком...промис..., конгрес..., кор...ал..., кор...идор, кор...озия, крос…, мак…улатура, мил...итаризм, мил…иметр, новел…а, пар...ал...ель, пер...он, пес…им...изм, пол...иклин…ика, по...ул...ярный, прогрес..., проф…ес…ия, репрес...ия, сим...етрия, стел...аж, тер...ор..., трас...а, цел...офан, эф...ективный.

Задание 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Пр…провождать документы, бе...сердечный человек, бе...толковая чере...полосица, чре...мерные старания, и...чезнуть за горизонтом, ...делать об...явление, в пр...восходном ...дании, пр...одолеть пр...сложное пр...пятствие, пр...творить мечту, с...грать в сверх…нтересную игру, контр...гра небез...звестного противника, пр...зирать пр...дателя, пр...дерзкий ад…ютант, пр...стреленный раз...яренный хищник, пр...бывать в пред...нфарктном, а не в пост...нфарктном состоянии, пр...поднести бе...ценный подарок, без...мянная речка, р...з...скное бюро, сильно пр...увеличить, об...емлет ужас, пр...обретенная книга, небез...нтересная, но и не сверх...нтересная, не пр...кословить пр...вратностям судьбы, двух...актная комедия, четырех...элементный.

Задание 5.Вставьте пропущенные буквы. Выпишите из толкового словаря значения слов, в которых пропущены буквы.

Пр...клоняться перед учителем – пр...клонить голову; пр...ступить закон – пр...ступить к осуществлению операции; пр...бывать на конечный пункт – пр...бывать в состоянии неуравновешенности; выбрать себе пр...емника – настроить пр...емник на искомую волну; пр...зреть сироту – пр...зреть опасность; пр...ходящая популярность – пр...ходящие с опозданием гости; древнее пр...дание – пр...дание статуса гражданина РФ; пр...пираться с соседями – пр...переть дверь лопатой; пр...вратный взгляд на вещи – лакей-пр...вратник; пр...дел желаний – церковный пр...дел; непр...менные условия – непр...менимые правила игры; пр...ставиться в одночасье – пр...ставить соглядатая.

Задание 6. Оили Е?Выполняя данное упражнение, не забывайте определять, в корне, в суффиксе или в окончании находится интересующая вас буква. Укажите ударение в словах.

1. Девч...нка, груш...вка, сверч...к,затуш...вывать, раскорч...вывать, ож...г (руку), ч...порный, беч...вка, ш...винизм, ш...ссе, печ...ные яблоки, гoряч..., ж...нглёр, изж...га, заж...гший, обж...ра, еж...вый, стаж...р, тихий ш...рох, говорить общ..., деш...вый товар, холщ...вый меш...к, вооруж...нное нападение, опытный ш...фер, вертеть трещ...тку, мельничный ж...рнов, утлый ч...лн, подж...г (сарая).

II. Ц...кольный этаж, ц...канье копыт, получить письмец..., молодц...ватый вид, глянц...витая бумага, превосходный танц...р, гарц...вать на лошади, облиц...вка стен, склониться над колодц...м, облиц...вать здание, пунц…вые губы, погрозить пальц…м, идти с отц…м.

Задание 7. Обоснуйте свой выбор дез- или дис- (диз-).

Д…активация, д…гармония, д…интегратор, д…баланс, д…информация, д…организатор, д…комфорт, д…одорант, д…пропорция, д…одорация, д…фория, д…трофия д…ориентация, д…урбанизм, д…квалификация, д…авуирование, д…функция, д…артрия, д…курсивный.

Задание 8. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните лексическое значение каждого слова.

Аб...туриент, аб...риген, акс...ома, алг...ритм, алл...гория, анн...тация, б…лл...тристика, бр...шюра, в...кторина, в...н...грет, в...трина, гал…рея, г...г...мония, г...н...алогия, г...г...ена, д...л...катес, д...фис, д...л...тант, д…ректива, д...р…жер, д...л...жанс, д...р...жабль, д...ф...рамб, др...сс...ровать, ид...ология, инж...нер, им...тация, инд...вид, ин...ц...атива, инт...ллект, инт...лл...гент, к...мпания (посевная), к...мпания (студентов), к...мм...нтарий, к...мп...тенция, к...мпр...мисс, л...б...ринт, л...г...он, л...в...лас, м...н...кен, мар...онетка, м...з...нин, м...ц...нат, м...тивировать, н...г...лист, н...велла, опп...зиция, опп...нент, ор...г…нал, ор...нж...рея, орх...дея, п…л...садник, пан...кёр, п...р...ллель, п…ц...физм, п...р...ферия, п...сс...мизм, пл...гиат, п...лемика, пр...винция, прокл...мация, проп...ганда, пь...д...стал, р...н...гат, р...п...ртуар, с...гмент, с...нет, ст...нограмма, ст...пендия, сурр...гат, сув...ренитет, т...рр...тория, ун...в...рситет, ф...ль…тон, ф..тиш, эв...люция, эвф..мизм, эксп...р...мент, экспл...ататор, эл...ксир, юб...лей, юв...лир, яб...да.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Задание 1.Перепишите, объясните правописание.

а) 1. Наши дела сл...жились блестяще. 2. Эта книга дана в качестве прил..жения. 3. За нарушение правил уличного движения нал…гается штраф. 4. Её ул... жили, и она впала в усыпление. 5. Лошадь едва к…салась земли. 6. Печка так нак…лена, что нельзя прик...снуться. 7. Выпл...вка чугуна идет непрерывно. 8. Погиб и кормщик, и пл...вец. 9. Проливной дождь вым...чил меня до последней нитки. 10. Обломов взял перо, обм…кнул в чернильницу, но чернил не было. 11. Предпол...гается закончить театральный сезон к 15 июня.

б) Скл..ниться над ручьем, скл…няться над водой, накл...нить голову, прекл…няться перед кем-нибудь; затв...рить калитку, чудесное тв...рениe, раств...рить окно, раств…ритель металлов, домашняя утв...рь; хорошо заг…реть, заг...рать на берегу моря; двигатель внутреннего сг...рания, дог...равший костер; оз...рять пламенем, оз...ритъ солнцем; ск...кать вдоль дороги, переск...чить через препятствие, заск...кать от радости, выск...чить на улицу, доск...кать до деревни, небольшой ск...чок, заносчивый выск...чка.

в) Держать р...внение в рядах, р...вномерное движение, разр...внять грядки, ср...внить два числа, неср...внимые величины, подр...внять кусты сирени, увеличить ур...вень производства; буйная пор...сль, р...cти вширь и вглубь, неправильное сращение кости, зар…стать травой, болото пор...сло мхом, новая отр...сль промышленности, отвратительный р...стовщик.

Задание 2.Прочитайте предложения. Объясните написание слов, в которых пропущены согласные.

1. Никита сви...нул три раза. 2. Заросли сирени с двух сторон балконной ле...ницы пригнулись под снегом. 3. Подруга стольких лет, ее голубка молодая, ее напер…ница родная, судьбою вдаль занесена, с ней навсегда разлучена. 4. Снег сиял и хрустел. Слипались ре...ницы. 5. Всего в обозе было ше…надцать саней. 6. Бездонное небо переливалось, словно по звез...ной пыли шёл ветерок. Разос...лался светящимся туманом Млечный Путь. 7. Свирепеет мороз ненави...ный. 8. Река была в версте от деревни, извилистая, с чуде...ными берегами. 9. По нежной дружбе, которую командир оказывал своему офицеру, Ростов чу...ствовал, что несча...ная любовь старого гусара к Наташе, уча...твовала в этом усилении дружбы. Денисов, видимо, старался как можно реже подвергать Ростова опа…ностям, берёг его и после дела особенно радос…но встречал его целым и невредимым. 10. Девочка была невесомой, почти бестелес…ной. 11. Рове…ники годами, близкие родственники. Они почти никогда не разлучивались.

Задание 3.Обоснуйте выбор е или и.

Непр...тязательный наряд, пр...вышать полномочия, пp...увеличивать значение, пр...искать убежище, пр...глядеться к прохожему, танцевать пр...свистывая, пр...градить дорогу, пр...гожий молодец, пр...рвать собеседника, пр...вратиться в принцессу, пр...словутый роман, пр...стыдить шалунов, толстый-пр...толстый мужчина, опр...ходовать товар, пр...вивка от болезней, пр...манить птичку, пр...стегнуть ремни безопасности, пр...дать гласности, пр...нарядиться к празднику, пр...утихнуть на время.

Задание 4. Распределите слова на две группы: в первой – с приставкой на з,во второй – с приставкой на с. Выделите приставки и корни.

Бе...аварийный, бе...временье, бе...хребетный, бе...покоиться, бе...компромиссный, бе...молвие, бе...классовый, во...двигнуть, во...обновленный, во...славить, во...ход, во...звание, и...сякнуть, и...царапанный, и...черпать, и...жаренный, и...ведать, и...лучать, ра...мах, ра...теребить, ра...сказ, ра...ценки, ра...писка, ра...дать, ра...сыпаться, ни...вергаться, ни...падающий, чре...мерный, ни...ложить, ни...вести.

Задание 5.Обоснуйте выбор аили о.

Р...здача слонов, археологические р...скопки, р...ссадить цветы, объявить р...зыск, р...зданный материал, р...зыскная группа, р...ссыпаться на глазах, устный р...ссказ, произвести р...зметку, витиеватая р...спись, уложить дрова на р...звальни, продажа вина в р...злив, р...зжиг печи, р...стеребить рану, повысить р...сценки, дружеский р...зыгрыш, р...змах крыла самолета, р...писаться в журнале, р...ссыпь алмазов, р...спуск парламента, р...здать подарки, пойти в р...зведку, р...спустить косы, глубокое р...здумье, р...счерк пера, р...справить крылья, находиться на р...спутье, все это р...ссказни, на улице р...степель, неудачное р...списание.

Задание 6.Пользуясь справочным материалом, вставьте, где нужно, Ь.

Ветер могуч..., великодушная помощ..., присяд...те отдохнуть, рад помоч..., надвигают...ся полчища туч..., избегаеш... встреч..., пресимпатичный грач..., касает...ся в...ющегося растен...ица, распахнеш... настеж…, удариш... наотмаш..., пробить бреш..., играть туш..., использовать черную туш..., уходят с пастбищ..., камен...щик, выйдет... замуж..., прелестный ландыш... пахуч..., преодолееш... бар...ер, демонстрируют мощ…, старает…ся сбереч... традиции, болез...н..., страс...т..., ноч..., княз..., довол...ный, солов...иный, трел..., мыш...як, мыш..., гориш..., вар...ироват..., вал...сироват..., образумиш...ся, руж...ё, полын...я, безграмотнос...т..., ноч...ка, ноч..., богач..., горяч..., фамил...ярнос...т..., пор...ча, ден...щик, ден...-ден...ской, свар...щик, измел...чиш..., ал...легория, свариш..., крыл...цо, в...юга, п...янящий, раз...ве, тес...ма, кус...тик, пес...ня, сер...ги, хищ...ник, сыч..., ретуш....

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы.

Жнив...ё, залес...е, интерв...ю, кан...он, бул...он, мурав...ед, обез...яна, лос...он, пас...янс, полын...я, руч...и, руж...ё, стар...ёвщик, уст...е, солов...и, фамил...ярный, вольтер...янец, фортеп...яно, шампин...он, вар...ировать, вороб...и, жит...ё-быт...ё, мыш...як, павил...он, порт...ера, в...юга, гил...отина, папил...отка, почтал...он, пен...юар, побатал...онно, рел...еф, сер...ёзный, под...ячий, интер...ер.

Задание 8.Выпишите из предложений слова с пропущенными буквами, подберите и напишите рядом с ними проверочные слова.

1. И об правительстве иной раз так т...лкуют, что если б кто подслушал их. Беда! (Гр.). 2. Владимир упр...кал себя в преступном небр...жении. 3. Окл…ки часовых перем...жались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь (Л.). 4. Кое-где только начинались осв...щаться окна домов (Г.). 5. Коса ее разв…валась и темною змеей упала к ней на плечо (Typг.). 6. Красивыми ресницами м..ргнула Тимофеевна, Поспешно присл...нилася ко стогу головой (Некр.). 7. Ни разг...дать, ни пок...рить, ни ист...щить нельзя: сейчас оно (поле) пом…ртвело, сейчас – опять нар...дилось (С.-Щ). 8. Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отх...дили вправо; из-за них, разг...няя отставших, подх...дили стройно два батальона 6-гo егерского (Л. Т.). 9. Зав...вает ветер белый снежок (Бл.). 10. Ув...данья золотом охваченный, я не буду больше молодым (Ес.). 11. Чуть вился дымок несмелый, ож...вал костер с трудом. В зак...птелый бак гремела из ведра вода со льдом (Твард.). 12. Не г...рюй, Варюха, всё утр...сётся (M. Ш.).

Задание 9.Обоснуйте свой выбор зили с.

Ра...гадать замысел, бе...покоиться о детях, во...славить Родину, во...ход солнца, и...царапанные руки, и...уродовать книгу, и...колесить полмира, во...местить нанесенный ущерб, бе...вкусная еда, чере...чур сложная обстановка, старинное ...дание, ...гладить противоречия, и...пользовать приобретенный опыт, ни...вергающийся поток, ...густить краски, во...вращение домой, и...пещренная цифрами доска, и...бранник народа, вовсю ра...щедриться, ра...теребить душевную рану, бе...пристрастная оценка, ...доровый вид, ...горевший дом, бе...следно ...гинуть.

«Речевая коммуникация».

Наши рекомендации