Урок 4. С. Романовский «Слово о Русской земле»

Цели:

• Формирование умения рассуждать;

• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;

• Знакомство с новым жанром литературы;

• Понимать смысл произведения;

• Развитие творческой деятельности;

• Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверка выполненного задания в РТ.

Вопрос Ответ
Какое стихотворение вы читали дома? Н. Рубцов «Россия. Русь -куда я ни взгляну...».
С какими новыми словами вы встретились? Погост - кладбище.
Как называет поэт свою Родину? Россия, Русь.
Как вы понимаете просьбу поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»? (Самостоятельные размыш­ления учеников).

II. Знакомство с новым материалом.

Сегодня я сама вам почитаю. Мы познакомимся с новым жанром литературы - это слово.

Слово характерно именно для русской литературы. Жанр этот знаком нам из глубокой древности. Напоминает русские распевы. Слово описывает силу, красоту и мощь Руси.

Прочитайте информацию о слове и авторах слова на странице 14 учебника.

Вопрос Ответ
Вы прослушали «Слово о Русской земле». Какие слова вам показались непонятными, новы­ми. Прочитайте их значение на странице 13.  
Какие слова в «Слове...» кажутся вам старинными? Как вы их понимаете? Местночтимые достопримечательности; Горододельцы - строители городов; Пригожее - хорошее, удобное; Нынешняя — сегодняшняя, современная.
Что напоминает «Сло­во...»? Песню.
Какой вы представляете Русскую землю? (Самостоятельные размы­шления учеников).
Как автор описывает Русскую землю? (Пересказ).
Найдите и прочитайте слова из летописи. (Чтение).
Как называются слова из одного произведения, помещенные в другое? Цитата.
Что в этом произведении вам особенно запомнилось? (Самостоятельные размыш­ления учеников).
Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Прочитайте. «Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами вели­кими, селами дивными...»
Кто живет на Руси? Руссы и россы.
Как перевести эти названия? Люди, живущие у воды.
Прочитайте, что обозначает слово «Русь». «Русь обозначает страну озер и рек».
Что такое местночтимые источники? Родники.
Как их еще называют? Живунами.
Почему? Они живут, порка к ним звери и люди наведываются.
Расскажите о родниках Руси, пользуясь учебником. (Пересказ).
Прочитайте, как читалось «Слово...». «В старину «Слово...» читалось и пелось под игру гуслей звончатых».
Вспомните стихотворение И. Никитина «Русь». Чем похожи эти два произведения? Возвращают нас в старину манерой изложения, исполь­зованием старинных форм слов и оборотов.

III. Практические задания.



Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 1. «Русь светлое, пригожее место, страна света».
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 2. Русичи - русские. Дубравы - леса.
  Береста - кора березы. Гусли струнный инструмент.
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3. «О светло светлая и красно украшенная земля Русская!»
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3. ^ Прочитайте цепочку слов. Какие это слова? Выделите общую часть. ^ Приходилось ли вам пить воду из родника? Родственные.

IV. Домашнее задание.

1. Нарисуйте, как вы представляете родник.

2. Выучите наизусть отрывок из «Слова...»: РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3.

3. Учебник: страницы 14-15. С. Прокофьев «Родина». Выполнить задания на странице 15.

Урок 5. «Русская народная песня«Я с горы на гору шла»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;

• Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопрос Ответ
Проверка выполненных заданий в РТ.  
С каким чувством автор говорит о Родине? «Лучше Родины нашей нет на свете, друзья».
С какой интонацией вы читали это стихотворение? Торжественно.
Чтение стихотворения наи­зусть.  
Чтение наизусть отрывка из «Слова...».  
II. Повторение изученного в 1-ом классе.
Вопрос Ответ
Помните, в прошлом году мы читали произведения, которые не имели автора. Как назывались такие произведения? Произведения устного народного творчества.
Почему это устное твор­чество? Потому что не запи­сывалось, а передавалось из уст в уста.
Почему народное? Произведения сочинял народ, содержание передавали в устной форме. Поэтому сюжет мог различаться у разных рассказчиков.
Какие произведения устного народного творчества вы знаете? Сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, по­тешки, скороговорки.
III. Знакомство с новым материалом. В этом году мы углубим ваши знания в области фольклора. Познакомимся с новыми жанрами и национальными героями.
Вопрос Ответ
Ознакомьтесь с теоре­тическим материалом на странице 16 нашего учебника.  
Обратите внимание - жанры фольклора изображены в виде лепестков ромашки. Вам так легче будет их запомнить.  
А теперь давайте прочитаем русскуюнародную песню «Я с горы на гору шла» (Ученики «про себя» читают песню).
Как надо читать эту песню -плавно или быстро? Поясните свой ответ. Плавно.
Прочитайте песню вслух.  
Какие слова в песне повторяются? «Я серых гусей гнала». «Гнала». «Приговаривала». «Ко холодной ко воде». «Ко шелковой ко траве». «Ой-ли, ой-ли, ой-люли».
Для чего нужны эти повторы? Они поддерживают плав­ность и мелодичность песни.
Для русских народных песен вообще характерны повторы.  

Теоретический материал:

Познакомьтесь самостоятельно с «материалом для обогащения читательского опыта»:

Учебник, страницы 18-19.

С хороводной песней мы познакомимся в хрестоматии на с. 3

Вопрос Ответ
Любите ли вы загадывать загадки? Да.
А отгадывать?    
Прочитайте и отгадайте загадки на стр. 18 учебника. 1. Мухомор. 2. Карандаш. 3. Ежик.
Давайте поотгадываем за­гадки, помещенные в хрес­томатии на стр. 8-9. Ответы вы найдете на иллюстрации на странице 9 хрестоматии. 1. Прорубь. 2. Петух. 3. Дождь, земля, трава. 4. Рыба. 5. Радуга. 6. Лук. 7. Кукушка. 8. Петух. 9. Стрекоза. 10. Олень.

IV. Практические задания.

Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 8 № 1. «Ой-ли, ой-ли, ой-люли». «Мои гуси».
Прочитайте информацию на странице 9 РТ «Литературное чтение». РТ «Литературное чтение»: стр. 9 №2. Мягкая.
Какие колыбельные песни вы знаете? «Баю-баюшки, баю...», «Котя, котенька, коток...», «Ой люли-люли-люли, приле­тели журавли...» и др.
РТ «Литературное чтение»: стр. 9№3.  

V. Домашнее задание.

1. Учебник: страница 17. Выучите песню наизусть.

2. Выучите определение загадки (Учебник: страница 19), РТ «Литературное чтение»: стр. 9 № 4.

Наши рекомендации