II. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет
Краткий пересказ
Вызывая учеников к доске, предупредим их, что пересказ нужен именно краткий. Будем следить, чтобы дети не сбивались на живописание деталей. Одному человеку трудно пересказать такой большой отрывок, поэтому начинает один ученик, продолжают другие. Это поможет детям сохранять внимание и следить за ответами товарищей.
Учитель, формулируя вопросы, может воспользоваться заданиями 2—4 учебника (с. 151—152).
— Когда перед нами стоит задача сделать краткий пересказ, это значит, что мы должны выделить и пересказать сюжет произведения. Как вы понимаете, что такое сюжет?
Слушая ответы детей, будем учитывать, что в современном русском языке это существительное имеет не только традиционное для литературоведения значение. Оно часто встречается в речи дикторов телевидения, ведущих, например, программы новостей: «Теперь посмотрим сюжет, связанный с этой темой». В таком случае имеется в виду отснятый видеоматериал, сопровождаемый аналитическим текстом.
Литературоведческое определение запишем, оно дано в учебнике, в «Кратком словаре литературоведческих терминов»:
Сюжет — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
— Трудно было вам подготовить краткий пересказ или легко? Почему?
Дети скажут, что трудно, но редко кто из них понимает причины этого. Можно нарисовать им простой рисунок: линия (назовем ее сюжетной линией), которая идет «елочкой», т. е. имеет множество ответвлений. Пройдя по одному такому ответвлению, мы вновь возвращаемся к основному направлению.
Вот, например, мы читаем о том, что учитель и учительша ждали важного гостя и потому кухарке Трине был дан приказ зарезать черную курицу. Этот факт имеет отношение к развитию сюжета. А вот рассказ о том, какие яства были приготовлены к приезду директора и как была украшена прическа учительши, к развитию действия отношения не имеет, это ответвление, которое при кратком пересказе мы опускаем.
— Приведите еще примеры таких ответвлений.
Можно вспомнить описание забора из барочных досок с круглыми дырочками, в которые подолгу смотрел Алеша.
— Зачем же нужны такие ответвления? Для чего автор вставляет подобные описания в сказку?
Благодаря этим описаниям мы хорошо представляем себе обстановку, в которой жил мальчик, и словно бы переживаем те чувства, которые были в его душе.
— Если бы вам предложили представить сюжет этой сказки в виде узора, каким был бы этот узор?
Учитель может заранее приготовить или нарисовать на доске два узора: геометрический орнамент и причудливый узор восточного типа. Такая визуализация для детей очень важна, поэтому постараемся проявить свой художественный талант. Дети скажут, конечно, что причудливый узор больше соответствует характеру сюжета. Возможно, они перерисуют себе в тетради фрагмент второго узора и сделают подпись: причудливый сюжет.
На уже прочитанном фрагменте удобно отследить, как в этой сказке сочетаются фантастические и достоверно-реальные элементы. Это можно сделать с помощью вопросов уже в ходе краткого пересказа или задать вопросы отдельно.
— Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?
— Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?
— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
— Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
— Могла ли такая сказка быть народной?
Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
Учебник предлагает для обсуждения вопрос, который поможет четко прочертить грань между народной и литературной сказками (вопрос 6, с. 152):
— Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
— Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.
III. Нравоучительное содержание сказки
Выразительное чтение
Следующий отрывок сказки до слов: «Увы! бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 140—147) — ярко и динамично читает учитель. Чтение этого отрывка занимает около 10 минут.
— Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?
Если время позволяет, попросим детей найти абзацы, в которых рассказывается об изменениях Алешиного нрава.
1) «Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос его говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда» (с. 140).
2) «Сначала он очень о том [об отсутствии Чернушки] горевал, но потом успокоился мыслию, что она, вероятно, занята важными делами по своему званию. Впоследствии же похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал» (с. 141).
3) «Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился, из доброго, милого, скромного мальчика он сделался гордым и непослушным» (с. 141).
4) «Притом Алеша сделался страшным шалуном. Не имея нужды твердить уроки, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав» (с. 142).
— Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
— Чему учит пример превращения Алеши?
— Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
3) «...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 147—151).
Приготовиться объяснить свое понимание выделенных наставлений.
В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea princeps»
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.М. Гаршина, ввести их в художественный мир писателя, помочь учащимся понять нравственные проблемы сказки, формировать у детей нравственные ориентиры
Ход урока
I.Проверка домашнего задания
Дети читают выразительно окончание сказки Антония Погорельского «Черная курица...» до конца (с. 147—151). Класс коллективно оценивает чтение учеников. (Работа должна проводиться динамично, чтобы осталось достаточно времени на чтение вслух учителем сказки В. М. Гаршина «Attalea princeps», которая непременно должна прозвучать на уроке полностью.)
Обязательно спросим детей, как они понимают выделенные на предыдущем уроке наставления. Предложим им пояснить мысль автора своими словами. Особенное внимание обратим на третий отрывок.
— Что такое самолюбие и самонадеянность? Чем самонадеянность отличается от уверенности в себе?
Вот как определяет эти понятия С. И. Ожегов:
Самолюбие — чувство собственного достоинства, соединенное с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих.
Самонадеянность — чрезмерная уверенность в себе самом.
— Почему для исправления своего характера, нрава надо откинуть в сторону эти качества?
— Можно ли завершить эту сказку словами А. С. Пушкина: «Сказка — ложь, да в ней намек!//Добрым молодцам урок»? Почему?
II. В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea princeps»
— Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы попробуйте вспомнить, что это за сказка.
«Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и деревнями, полными хлеба в скирдах, оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
— Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
— Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне: — утки лягушку несут!»
Скорее всего, дети вспомнят, что это сказка «Лягушка-путешественница». Ее автор — Всеволод Михайлович Гаршин.
— Когда вы впервые познакомились с этой сказкой? Помните ли вы, чем она кончилась?
— Нравится ли вам сама лягушка? Почему? Чему учит эта сказка?
— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сказкой Гаршина. Но сначала постараемся узнать немного о самом писателе. (Открываем учебник на с. 153.)
Один из учеников вслух читает страничку, посвященную биографии писателя, кроме последнего абзаца (!).
Сказку «Attalea princeps» читает вслух учитель. Чтение сказки полностью, «с чувством, с толком, с расстановкой» занимает около 18 минут. Прочитанная выразительно, с глубоким чувством, сказка оставляет неизгладимое впечатление в детских душах. Поэтому учителю к подготовке чтения вслух надо отнестись со всей серьезностью.
Выдержав паузу, попросим пятиклассников высказать первые впечатления, затем запишем домашнее задание.
Дома предложим детям подготовить выразительное чтение отрывков сказки и распределим отрывки между учениками (по два-три человека на каждый отрывок в зависимости от количества детей в классе). Предупредим, что каждый отрывок потребует особого подхода, внимания к интонации. В 3-м и 4-м отрывках возможно чтение по ролям.
1. От слов: «В одном большом городе...» — до слов: «...там листья бледнели, съеживались и увядали» (с. 154).
2. От слов: «Но стекла вставляли очень скоро» — до слов: «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой» (с. 155).
3. От слов: «А пальма осталась» — до слов: «Остальные хоть и молчали, но все-таки сердились на Attalea за ее слова» (с. 156—157).
4. От слов: «Только одна маленькая травка...» — до слов: «...вспоминайте иногда своего маленького друга!» (с. 157—159).
5. От слов: «Тогда пальма принялась расти» — до слов: «Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая крона пальмы» (с. 159—160).
6. От слов: «„Только-то?“ — думала она» — до конца (с. 160—162).
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки В. М. Гаршина «Attalea princeps» (каждый ученик готовит один из выделенных отрывков).
«Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения
I.Артикуляционная разминка
Перед выразительным чтением надо обязательно провести разминку. Однако учить новую скороговорку не будем, повторим уже известные, так как надо успеть очень много сделать за урок.
II. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения
На этом уроке стоит использовать одновременно два пути к постижению сущности сказки-притчи В. М. Гаршина: выразительное чтение, в котором интонации и паузы уже говорят нам о степени понимания текста, и анализ. Работу организуем таким образом: ученики, готовившие выразительное чтение отрывков дома, последовательно читают сказку (один отрывок могут читать два-три человека, 3-й и 4-й отрывки можно читать по ролям); после каждого отрывка коллективно оцениваем чтение детей, просим их объяснить выбор интонаций.
— Какие чувства вы хотели выразить, когда читали этот отрывок?
— Как вы представляете себе характеры персонажей?
Затем зададим несколько аналитических вопросов.
1. Анализ 1-го фрагмента сказки от слов: «В одном большом городе...» — до слов: «...там листья бледнели, съеживались и увядали» (с. 154)
Интонации в начале сказки спокойные, повествовательные. Первый абзац — любование оранжереей как чудесным произведением искусства, созданием человеческих рук. Во втором абзаце вместе со словами «заключенные растения» появляется тревога, интонации становятся напряженными.
— С каких сторон показывает нам писатель оранжерею? В чем ее двойственность?
С одной стороны, это прекрасный «драгоценный камень», с другой стороны, для растений это тюрьма.
— Как чувствовали себя в оранжерее растения? Как вы понимаете фразу: «Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо»?
— Каким был воздух в оранжерее? О каком ветре мечтали растения?
— Какое отношение к оранжерее создается у читателя после первой страницы сказки?
2. Анализ 2-го фрагмента сказки от слов: «Но стекла вставляли очень скоро» — до слов: «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой» (с. 155)
При описании директора, при чтении его реплик звучит сухой, педантичный тон, несколько ворчливый и неприязненный. При чтении реплик бразильянца и абзаца, посвященного его воспоминаниям о родине, тон становится лиричным, мечтательным, задумчивым.
— Как вы думаете, похожи ли друг на друга директор оранжереи и путешественник из Бразилии? Чем они не похожи?
— Каково основное занятие директора? Чем занимался последние годы бразильянец?
Директор и бразильянец противопоставлены друг другу: первый сидит в стеклянной будочке и рассматривает препараты, второй ездит по свету и видит весь мир. Первый видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать (отказывается узнать родное имя пальмы); глаза второго открыты миру, он воспринимает явления во всей их полноте, не отвергая мнений других людей («...я вполне верю вам, что ботаники называют ее Attalea, но у нее есть и родное, настоящее имя»).
— Почему бразильянец принял решение уехать на родину?
— Кто из людей — директор или путешественник — ближе по духу пальме?
3. Анализ 3-го фрагмента сказки от слов: «А пальма осталась» — до слов: «Остальные хоть и молчали, но все-таки сердились на Attalea за ее слова» (с. 156—157)
Первый абзац этого отрывка показывает нам прекрасную душу пальмы, ее переживания и тоску. Ей противопоставлены болтающие между собой растения: капризная саговая пальма, самодовольный кактус, по-обывательски удовлетворенная жизнью корица, язвительный папоротник. Спор растений прерывает гордая пальма, призывающая их вместе вырваться на свободу.
— На что похоже поведение растений в оранжерее? Что их заботило? Чем они гордились?
— Почему растения стали доказывать пальме, что она предлагает им «ужасный вздор»? Что является причиной их возмущения?
Страх за свою жизнь, боязнь изменений.
— Почему растения не поддержали пальму в ее стремлении к свободе? Почему они были настроены к пальме враждебно, желали ей зла, как саговая пальма, и сердились на нее?
4. Анализ 4-го фрагмента сказки от слов: «Только одна маленькая травка...» — до слов: «...вспоминайте иногда своего маленького друга!» (с. 157—159)
С помощью изменения интонаций и громкости голоса при чтении сказки надо постараться передать контраст между пальмой и маленькой травкой и в то же время ту любовь и уважение, которые испытывала травка к пальме.
— Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму?
«Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея и для нее была тюрьмой».
— Почему травка желала пальме выйти на Божий свет? Почему считала, что сама никогда не доберется до свободы?
— Какое чувство вызывает у нас травка?
Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью сострадать, понимать чувства пальмы.
5. Анализ 5-го фрагмента сказки от слов: «Тогда пальма принялась расти» — до слов: «Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая крона пальмы» (с. 159—160)
Это самый динамичный отрывок. Интонации во время чтения становятся все напряженнее, ожидание развязки вызывает волнение. Растения удивляются, но все равно пытаются злорадствовать. Травка сочувствует и жалеет пальму. Перед нами кульминация сказки. Напряжение борьбы сменяется гордыми интонациями победы.
— Какие чувства испытывал директор ботанического сада, глядя на быстро растущую пальму?
— Почему пальма готова была издать вопль гнева при ударах тростью?
— Как пальма боролась за свободу? Какой ценой платила она за желание увидеть настоящее небо?
«Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа».
— Почему маленькая травка замирала от волнения?
— Почему пальма не хотела жалости? Почему она сказала: «Я умру или освобожусь!»?
— К какому идеалу стремилась пальма?
— Как вы думаете, какие чувства испытал директор, увидев гордо выпрямившуюся вершину пальмы?
6. Анализ 6-го фрагмента сказки от слов: «Только-то? — думала она» — до конца (с. 160—162)
— Пальма достигла своей цели: она пробила крышу оранжереи, вырвалась на свободу и увидела небо. Почему же пальма испытала разочарование? Почему поняла, что для нее все было кончено?
— Что ожидала увидеть пальма и что она увидела в действительности?
Подчеркнем противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности.
— Как рассуждал директор, решая, что надо спилить пальму? Почему он приказал выбросить маленькую травку?
— Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том, как погибла пальма? Переживаем ли мы гибель травки?
Сам Гаршин считал себя одним из последних идеалистов, и, возможно, в образе пальмы, увидевшей серый мир, отразилось его восприятие действительности. Пальма, стремящаяся к идеалу свободы, создавшая себе образ голубого неба, не вынесла столкновения с действительностью, как не вынес этого столкновения и чуткий писатель.
Одна из проблемных граней сказки — это противоречивость воспитания человека в искусственных условиях, когда самая прекрасная обстановка, созданная, казалось бы, для максимального проявления лучших свойств человека, становится главным препятствием для его развития. Прямое отношение к современным проблемам воспитания имеет фраза, сказанная директором ботанического сада: «Мы приложили все наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха».
Учитель, исходя из готовности класса, сможет самостоятельно определить глубину обсуждения проблематики сказки.
Домашнее задание
На усмотрение учителя: можно рекомендовать детям прочитать сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее» или перечитать сказки А. С. Пушкина.
М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
I. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России
Учитель принесет в класс портрет М. Ю. Лермонтова, приготовит и в нужный момент покажет ученикам картины, изображающие Бородинское сражение, и карту-схему Отечественной войны 1812 г.
— Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе? Что вы знаете об этом поэте?
Дети вспоминают сказку «Ашик-Кериб», отрывок из стихотворения «Терек», говорят о том, что Лермонтов любил Кавказ.
Знакомство с детскими и юношескими годами поэта может быть организовано двумя способами: с помощью слова учителя или чтения статьи учебника. В нашем учебнике помещена содержательная и краткая статья о жизни Лермонтова (по В. Мануйлову). Ученики прочитают ее, ответят на вопросы (с. 164—165). Учитель при необходимости дополнит материал статьи.
Можно обратиться к справочным материалам учебника и прочитать короткий очерк «Село Тарханы» (с. 301—303), рассмотреть фотографии (с. 302).
Не будем долго останавливаться на биографии Лермонтова: подробное ее изучение у школьников еще впереди, на данном же уроке главное для нас — это тема Бородина.
II. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
После того как ученики настроились и приготовились слушать стихотворение, учитель выразительно читает его. Ученики следят по учебнику.
Выдержав необходимую паузу, учитель проведет небольшую работу по выявлению восприятия этого стихотворения. Несмотря на то что большое количество слов детям незнакомо, стихотворение производит глубокое впечатление на пятиклассников.
Эвристическая беседа
Невозможно дать четкие рекомендации по проведению эвристической беседы, так как трудно предусмотреть варианты развития темы. От учителя требуется особенная гибкость и доверие к детям. Наметим основные пункты беседы.
— О каком событии рассказывается в этом стихотворении?
Дети говорят о войне 1812 г. и о Бородинском сражении, подключая все имеющиеся знания.
— Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 г., вы уже изучали в 5 классе?
Вспомним басню И. А. Крылова «Волк на псарне».
— Кто рассказывает о сражении? Почему именно он начинает свой рассказ?
Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя — это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами или, вернувшись в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.
— Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?
— Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве?
Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком.
— Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? О каком событии говорится в словах: «...Москва, спаленная пожаром, // Французу отдана»?
— С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?
— Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?
— О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали...»?
Учитель повесит карту, подготовленный ученик расскажет о первом этапе войны — об отступлении русских армий и о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском.
— Что означает фраза: «...ворчали старики...»? Что такое зимние квартиры!
По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.
— Чем были возмущены «старики»? Что такое штык?
— «И вот нашли большое поле...» Что это за поле?
По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.
— Подберите синоним к выражению «ушки на макушке».
— Что означает фраза: «Забил заряд я в пушку туго...»?
Объясним, что артиллерист, забивающий заряд, должен был выходить за укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам.
— Почему солдат называет противника «брат мусью»? С какой интонацией он говорит о готовности к сражению?
— Как вы понимаете следующие слова?
Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! |
Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение пойдем ломить стеною.
Постоим мы головою означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. |
— Какие реальные события лежат в основе слов солдата? Что в этих словах напоминает сказку?
Подготовленный ученик рассказывает, что военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября по новому стилю). Само сражение произошло 26 августа (7 сентября), т. е. на третий день. В устах старого солдата выражение: «Мы ждали третий день» — звучит со сказочной интонацией. В сказках три — волшебное число и решающие события происходят, как правило, на третий раз.
— Чего хотели солдаты? Почему они ждали добраться до картечи?
И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. |
— Найдите эпитеты в строках: «И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень». Какое настроение они создают?
— Почему ликовал француз?
Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.
— Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает нам рассказчик?
Бойцы были полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все понимали важность наступающего дня.
— Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движение.
Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам, Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. |
— Как вы понимаете эти слова рассказчика?
Быть хватом значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя, глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника.
Булат — сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова сражен булатом говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал с сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием, возможно шпагой.
— «И молвил он, сверкнув очами...» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение?
Дети отметят слова молвил, очами. Строфу прочитаем торжественно и сдержанно, без ложного пафоса.
Описание сражения (три строфы от слов: «Ну ж был денек!») прочитает один из учеников. Возможные задания:
— Найдите эпитеты. Какое впечатление они создают?
— С помощью слов каких частей речи передается стремительное движение, звуки боя? Найдите и выпишите эти слова.
— Как вы думаете, почему автор пишет: «...рука бойцов колоть устала...», а не «руки бойцов колоть устали»?
— С помощью каких строк автор передает грохот боя?
Ученики уже встречались с примерами аллитерации (термин не называем) и покажут роль звука [р] в строках: «И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел».
— Подберите синоним к глаголу изведал.
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. |
— Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово наш?
Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово наш объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.
— С какими строками стихотворения перекликаются слова сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: «Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали...»?
Ученики отметят строки: «Земля тряслась — как наши груди...» С помощью выявления таких деталей можно донести до детей мысль о точности и одновременно фольклорности рассказа о великом событии. Предложим им найти строку в тексте, при чтении которой вспоминается мать сыра земля.
— Рассмотрите в учебнике репродукцию фрагмента «Бородинской панорамы» Ф. А. Рубо. Какие строки лермонтовского стихотворения соответствуют тому, что изобразил Рубо?
По некошеному полю скачут всадники и сшибаются в схватке, пушечный дым и дым горящих деревень застилает окрестности, летят ядра и пули, ржут кони. Слева над массой всадников видно знамя.
Читаем предпоследнюю строфу.
— К чему были готовы русские воины?
— Что означают слова: «Вот затрещали барабаны — // И отступили басурманы»?
В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.
— Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала?
Воин сожалеет о гибели многих русских людей.
После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о Бородинском сражении.
Подготовить рассказ о «Бородинской панораме» Ф. А. Рубо и о других произведениях изобразительного искусства, посвященных Бородинской битве. (Можно использовать книгу: 1812 год. Бородинская панорама. — М.: Изобразительное искусство, 1982.)
«Бородино» — отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве
I. «Бородино» — отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения
Расскажем ученикам, что стихотворение Лермонтова было откликом на 25-ю годовщину Бородинской битвы.
Подготовленный ученик расскажет о ходе Бородинского сражения. Хорошо, если будет возможность показать портреты героев этого сражения.
Бородинское сражение можно разделить на четыре этапа:
1) с пяти до десяти часов утра — французская армия наносит главный удар по левому флангу русских войск, однако ей не удается прорвать фронт войск генерала П. И. Багратиона;
2) с девяти до двенадцати часов — Наполеон направляет главный удар против центра русских войск в районе батареи Н. Н. Раевского, где несет огромные потери, но не может прорвать позиции русских;
3) с двенадцати до четырнадцати часов — действия русской кавалерии генерала Ф. П. Уварова и казаков атамана М. И. Платова на левом фланге и в тылу неприятельских войск с целью облегчить положение центральных позиций и дать возможность подтянуть резервы;
4) с четырнадцати до восемнадцати часов — безуспешное наступление французов против центра русской армии, борьба за батарею Раевского, окончание сражения.
Артиллерия, поставленная на подготовленных позициях, являлась опорой всего боевого порядка русских войск.
Солдатам и офицерам не уступали в мужестве крупные военачальники, личным примеров вдохновлявшие подчиненных. Генерал П. И. Багратион отбивал атаки французских колонн на Семеновские флеши и был смертельно ранен во время восьмой атаки. Под генералом М. Б. Барклаем-де-Толли было убито пять лошадей, но не было ни одного места в центре русской обороны, где он не появлялся и не ободрял солдат своими словами и примером.
Когда французы ворвались на батарею Раевского, находившиеся поблизости генерал-майор А. П. Ермолов и начальник артиллерии генерал-майор А. И. Кутайсов собрали отступающих, построили их и ударили в штыки. Батарея была отбита. А. И. Кутайсов заплатил за этот успех жизнью.
II.Выразительное чтение стихотворения «Бородино»
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения. Ученики слушают внимательно, обсуждают и оценивают выступления товарищей.
III. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве
Подготовленный ученик расскажет о нескольких произведениях живописи, посвященных Бородинской битве и войне 1812 г.
IV. Образ старого солдата — участника сражения
Прочитаем материал рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 170—171). Впервые в литературе Лермонтов показал историческое событие глазами рядового воина.
— Какие характерные черты солдата вы заметили?
Характерные черты солдата — простодушие, благородство, храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к Родине. Храбрость доказывает участие солдата в сражении от начала до конца, его слова: «Что тут хитрить, пожалуй к бою...» Он предан своей клятве сражаться за Отечество: «Уж постоим мы головою // За родину свою!»
Старый солдат правдив, он без хвастовства говорит о том, что к вечеру французы отступили. Он не превозносит свои подвиги,