Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев
Продолжаем комплексную работу над текстом сказки.
— Что такое рифма? Как рифмуются строки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Эпизод шестой. «И молва трезвонить стала...»
— Какую картину вы представляете, читая строки:
И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! |
— Где вы уже встречали слово тужит? Подберите синонимы.
Эпизод седьмой. «И царевна очутилась // В светлой горнице...»
— Что делает царевна, оставшись одна в лесу?
— Почему автор называет жилище богатырей не домом или избой, а теремом?
Терем — дом в виде башни в Древней Руси.
— Как вы понимаете слова и выражения подворье, горница, подбираясь, взялася за кольцо?
Горница — чистая половина крестьянской избы.
— Что увидела царевна на подворье и в горнице?
— Почему девица решила, что тут «люди добрые живут»?
— Что сделала в доме царевна?
Дети отметят трудолюбие царевны, ее умение работать по дому. Это соответствует сказочному канону: положительная героиня не только красива и скромна, но и умеет трудиться, выполнять самую черную работу.
— С какой интонацией мы будем читать этот эпизод?
Эпизод восьмой. «Входят семь богатырей...»
— Как вы представляете себе богатырей?
— Почему к незваному гостю обращается старший из братьев? Царевна проявляет особую деликатность, сойдя к богатырям только после слов, обращенных к девице (Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 класс: методические советы. — М.: Просвещение, 2002. — С. 58—59). Но возможно и иное толкование речи старшего брата и поступка царицы: будем иметь в виду, что жизнь в традиционном обществе подчинялась ритуалам и в описанной сцене и богатыри, и царевна соблюдают такой ритуал. (Людей, не соблюдавших установленные ритуалы, общество просто отвергало.)
Обратим внимание на неторопливое и ритмичное чтение ритуального обращения брата к гостю.
Эпизод девятый. «И царевна к ним сошла...»
— Что сказала братьям царевна?
— Как вы понимаете слова:
Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали...? |
Речь княжеская и царская очень сильно отличалась от речи простого народа, и богатыри вмиг узнают по речи, кто к ним пожаловал.
— Как принимали богатыри свою гостью? Как вела себя царевна?
Богатыри ей воздали честь как смогли. Посадили в красный угол под иконы — на самое почетное место, рюмку подавали на подносе. И пьет, и кусочек пирожка откусывает царевна так, как этого не может делать простая крестьянка. Отдыхать с дороги она просится не на лавку, не на лежанку, а на кровать (в простых крестьянских избах кроватей не было).
— Найдите в этом отрывке слова и выражения, которые в наше время употребляются редко. Как вы их понимаете?
Ученики назовут «хозяям», «что-де», «звана», «спознали», «полну», «От зеленого вина // Отрекалася она...», «светлица». Важно поработать со словом отрекалася, выделить корень, подобрать однокоренные слова: речь, изрекать, пророк. Далее в тексте мы еще встретимся со словом, имеющим тот же корень.
Эпизод десятый. «А царевна молодая // Все в лесу...»
— Как проводят дни богатыри?
В классе у внимательных учеников может возникнуть вопрос: почему татары оказываются в одном времени с «пятигорскими черкесами» (война на Кавказе)? Автор объединяет признаки разных времен: борьбу с татарами, войну на Кавказе, чтобы показать вневременность сказки. Главный вывод при чтении этого эпизода: хозяева терема — богатыри, воины.
— Что ценит царевна в богатырях?
— Как вы понимаете строки: «Им она не прекословит, // Не перечут ей они»?
Со словами прекословит и перечут проведем словарную работу, чтобы дети смогли ввести их в свою речь.
Эпизод одиннадцатый. «Братья милую девицу // Полюбили...»
— Как братья сватаются к царевне? Почему речь опять держит старший брат?
В речи старшего брата мы видим ритуальную формулу, употреблявшуюся во время сватовства: сравнение девушки с красным товаром, сватов с купцами.
Эпизод двенадцатый. «Как мне быть? Ведь я невеста...»
Царевна отвечает так, как может отвечать на такое предложение идеальная женщина: просто, искренне и с достоинством. Обратим внимание на вежливость слов царевны, которыми она отвергает женихов, на напевность и ласковое обращение к богатырям.
— Почему царевна не может выйти замуж за одного из братьев?
— Вспомним: «Сват приехал, царь дал слово...»
— Как вы понимаете слово удалы!
Эпизод тринадцатый. «Спрос не грех. Прости ты нас...»
Отметим в речи богатыря пословицу «Спрос не грех», в речи царевны прощение и в то же время извинение перед братьями: «...отказ мой не вина».
Ученики понимают, что в сказке они имеют дело с особой, сказочной реальностью, но наивно-реалистическое восприятие, свойственное в особенности детям 5 класса, заставляет их спрашивать: почему царевна жила у богатырей и не захотела вернуться домой с помощью богатырей, известить о себе отца и жениха?
Предположим, что она вернется туда одна и разоблачит мачеху, — та все равно использует свое коварство и сумеет добраться до нее прежде, чем царь решит, что делать с вероломной женой.
Царевна могла бы опереться на поддержку семи богатырей, т. е. могла бы использовать их любовь и верность. Но она решает поступить иначе. Царевна спокойно хозяйничает в доме богатырей, как бы решив про себя, что на все Божья воля и чему быть — того не миновать.
Эпизод четырнадцатый. «Между тем царица злая...»
— Почему перед зеркальцем царица «забыла гнев»?
— Как царица узнала, что царевна жива?
— Царевна жила «без всякой славы», почему же царица не могла оставить ее в покое?
— Чем угрожала царица Чернавке?
Рогатка — это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу.
— Какие редкие или простонародные слова и выражения вам встретились в этом отрывке?
Отметим «дулась», «хватилась», «правду доложи», «средь зеленыя дубравы», «налетела на Чернавку», «призналася», «...положила иль не жить...».
— Какие черты к портрету царицы добавляет выражение: «И царица налетела // На Чернавку...»?
— С какой интонацией вы прочитаете реплику царицы, обращенную к Чернавке?
Эпизод пятнадцатый. «Раз царевна молодая...»
Этот эпизод является кульминацией всей сказки. Он самый большой по размеру и самый драматичный. Перед тем как прослушать его в исполнении ученика, выясним, что значит слово черница (дети иногда думают, что черница — это Чернавка).
Черница — монахиня (монахи и монахини ходили в черных одеждах, поэтому появились слова чернец, черница).
— Как царевна обращается к чернице, к псу?
— Почему пес бросался на черницу? Как он хотел спасти царевну?
Готовясь к выразительному чтению отрывка, вспомним, что такое ритм.
В «Сказке о мертвой царевне...» — чередование слогов, размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в разных частях сказки (и этого эпизода в том числе) отличается от основного. С помощью прилагательных и повторения звука [о] Пушкин создает плавный, медленный ритм при описании яблочка:
Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! |
Возьмем другой отрывок:
Вбежав, Пес на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился, Проглотил его, свалился И издох. |
Ритм этого отрывка быстрый, стремительный, отрывистый. Такое впечатление возникает от употребления нескольких глаголов подряд. Это соответствует содержанию текста.
— Найдите другие строки, в которых ритм убыстряется благодаря употреблению глаголов.
— Нравится ли вам иллюстрация Т. Мавриной к сказке (с. 102)? Почему?
Эпизод шестнадцатый. «...Не досталась никому, // Только гробу одному»
— Как вы думаете, почему пес бросился на яблоко и проглотил его?
— Почему богатыри не сразу решились похоронить царевну?
Отметим различную динамику этого отрывка: быстроту событий («Прискакали, // Входят — ахнули») и плавность, некоторую замедленность, которая передает печаль богатырей.
Продолжаем работу с лексикой сказки, отметим слова и выражения «путь им кажет», «стремглав», «Напоено // Было ядом знать оно», «под крылышком у сна», «не восстала ото сна», «в полуночную пору».
— С какой интонацией звучат прощальные слова старшего богатыря?
При выразительном чтении передадим торжественность и печаль прощальной речи.
Эпизод семнадцатый. «В тот же день царица злая...»
— Казалось бы, зло торжествует. Почему мы верим, что добро все равно победит зло?
Домашнее задание
Озаглавить эпизоды до конца сказки. Подготовить выразительное чтение наизусть одного-двух отрывков (по выбору учащихся).
Индивидуальное задание
Подготовить краткое сообщение о музыкальных произведениях, созданных по сказкам Пушкина.