Тема: Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок
Цель:работать над связной речью учащихся.
Ход урока:
I. Изобразительный характер формул волшебной сказки
Проверка домашнего задания
Слушаем чтение выписанных учениками формул волшебной сказки, обсуждаем значение некоторых из них, например: «Дело пытаешь или от дела лытаешь?» (однокоренное слово отлынивать). Пытаясь определить, формула ли волшебной сказки перед ними, дети будут руководствоваться не знанием большого количества сказок и их сравнительным анализом, а языковой интуицией; к ней мы и будем апеллировать.
Воротился... невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
Как мне не печалиться?
Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее.
...ни в сказке сказать, ни пером описать!
...кликать мамушек, нянюшек и красных девушек...
...ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
...за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
...ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
— Избушка-избушка, стань no-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.
...на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-яга — костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.
Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила...
...умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
II. Народная мораль и поэтика волшебной сказки
Пересказ сказки
2—3 ученика последовательно пересказывают сказку. Учитель и одноклассники отмечают верность интонации, наличие в речи сказочных формул, повторов, постоянных эпитетов, затем вместе оценивают пересказ.
Итоговая беседа
— Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»?
Волшебная сказка «Царевна-лягушка» посвящена настоящей любви и верности людей своему слову и делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.
— Чем начинается и чем завершается сказка?
Сказка начинается с зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве...», завершается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
— Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? Какие чудеса происходят в сказке?
Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство. Чудо в том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея Бессмертного. Отец превращает свою дочь в лягушку. Эта лягушка оказывается в царстве людей, и к ней в болото попадает стрела младшего царевича.
Чудеса приходят в мир людей, когда Иван-царевич берет лягушку в жены. Волшебным образом Василиса создает ковер: «Где кольнет иглой раз — цветок зацветет...» Удивительны ее танец на пиру и новое превращение в белую лебедь.
После долгого пути в поисках Василисы Иван-царевич встречает первого волшебного помощника — старого старичка, получает в дар волшебный предмет — клубочек. От голода он хочет съесть сначала медведя, потом зайца, затем щуку, но жалеет и отпускает их. Они тоже становятся потом волшебными помощниками Ивана-царевича. Последняя удивительная встреча героя — с Бабой-ягой, которая раскрывает тайну смерти Кощея Бессмертного.
Чтение статьи учебника
Читаем статью-задание «Герои народных сказок в оценке писателей» (с. 28), отвечаем на вопросы этой статьи.
М. Горький сказал об образе Василисы Премудрой прекрасные слова. Василиса заботливо спрашивает, о чем печалится Иван-царевич, успокаивает его. Она не хвастает перед ним своей красотой и умением, а делает свое дело ночью, когда ее никто не видит. Трудится она легко, с любовью. И если бы не необходимость явиться на пир к царю, она бы не сбросила перед людьми лягушачью кожу до назначенного срока.
Рассматривая задание учебника, мы должны сказать, что, на наш взгляд, категория характера неприменима к сказочному герою. Если быть точным, мы можем говорить о характерных чертах сказочного героя. Возможна такая характеристика Ивана-царевича.
Иван-царевич
Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку.
После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.
После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда возвращается к нему Василиса Премудрая.
— Веками в русском народе складывались представления о том, что хорошо и что плохо. Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича?
— К кому из героев мы относимся с насмешкой и даже некоторой жалостью?
— Почему мы радуемся, когда Иван-царевич освобождает Василису Премудрую?
III. Вариативность народных сказок
Сообщения учеников
Собирателями сказок записано 24 варианта сказки «Царевна-лягушка».
Подготовленные ученики рассказывают об отличии сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Н. Толстого от пересказа М. А. Булатова.
Текст Толстого в основном совпадает с тем, что дан в учебнике. Но есть небольшие отличия. Лягушка немного иначе приветствует Ивана, когда он возвращается домой после приказов отца: «Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?» Сначала царь задает невесткам сшить рубашку, а потом испечь хлеб. Василиса зовет на помощь мамок и нянек. При описании пира нет слов музыка и танец, говорится, что настал черед плясать. Царевна обернулась не белой лебедью, а серой кукушкой. В варианте Толстого не говорится о железных сапогах и железных хлебах. Иван-царевич видит на дубу не ларец, а кованый сундук. По-разному звучат зачин и концовка этих сказок (если позволяет время, можно попросить для сравнения прочитать фрагмент сказки, зачин или концовку).
— Как вы объясните, что существует несколько вариантов народных сказок? Почему сказка «Царевна-лягушка» была особенно любимой в народе?
Домашнее задание
Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28—37).