Конфликт в литературном произведении.
Важнейшая функция сюжета — обнаружение жизненных противоречий, т. е. конфликтов (в терминологии Гегеля — коллизий).
Конфликт – противоборство противоречия либо между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия. Если мы имеем дело с малой эпической формой, то действие развивается на основе одного единственно конфликта. В произведениях большого объема увеличивается число конфликтов.
Конфликт – стержень, вокруг которого все крутится. Сюжет менее всего напоминает сплошную, непрерывную линию, соединяющую начало и конец событийного ряда.
Этапы развития конфликта - основные сюжетные элементы:
Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка
Экспозиция(лат. – изложение, объяснение) – описание событий, предшествующих завязке.
Основные функции: Знакомство читателя с действием; Представление действующих лиц; Изображение ситуации до конфликта.
Завязка – событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации. Она может вырастать из экспозиции.
Развитие действия – вся система последовательного развертывания той части событийного плана от завязки до развязки, которая руководит конфликтом. Может быть спокойным или неожиданными поворотами (перипетиями).
Кульминация - момент наивысшего напряжения конфликтаимеет решающее значение для его разрешения. После чего развитие действия поворачивается к развязке.
Число кульминационных моментов может быть большим. Это зависит от сюжетных линий.
Развязка – событие, разрешающее конфликт. Чаще всего финал и развязка совпадают. В случае открытого финала развязка может и отступить. Развязка, как правило, сополагается с завязкой, вторит ей неким параллелизмом, завершая некий композиционный круг.
Классификация конфликта:
-разрешимые (ограниченные рамками произведения)
-неразрешимые (вечные, универсальные противоречия)
Типы конфликтов:
а)человек и природа;
б) человек и социум;
в) человек и культура
Способы реализации конфликта в разного рода литературных произведениях:
Часто конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает на фоне бесконфликтной ситуации, обостряется и разрешается как бы на глазах читателей. Так обстоит дело во многих приключенческих и детективных романах. Так обстоит дело в большей части лит произведений эпохи Возрождения: в новеллах Боккаччо, комедиях и некоторых трагедиях Шекспира. Например, душевная драма Отелло всецело сосредоточена на том промежутке времени, когда Яго плел свою дьявольскую интригу. Злой умысел завистника — главная и единственная причина страданий главного героя. Конфликт трагедии «Отелло», при всей его глубине и напряженности, преходящ и локален.
Но бывает и иначе. В ряде эпических и драматических произведений события разворачиваются на постоянном конфликтном фоне. Противоречия, к которым привлекает внимание писатель, существуют здесь и до начала изображаемых событий, и в процессе их течения, и после их завершения. Происшедшее в жизни героев выступает как своего рода дополнение к и без того имевшимся противоречиям. Это могут быть как разрешимые, так и неразрешимые конфликты (Достоевский "Идиот", Чехов "Вишневый сад") Устойчиво конфликтные положения присущи едва ли не большей части сюжетов реалистической литературы XIX—XX вв.
Пейзаж.
Пейзаж. (от фр страна, местность) – в узком смысле – образ природы, в широком – изображение любого незамкнутого пространства.
В большинстве случаев литературные пейзажи не являются доминирующим средством освоения жизни. Но в произведениях, посвященных взаимоотношениям человека и природы – пейзаж очень важен («Мцыри», «Записки охотника» Тургенева).
На ранних этапах развития литературы преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись. Пример – «Слово о полку Игореве». Широко бытовали сравнения человеческого мира с предметами и явлениями природы: героя – с орлом, соколом, львом; войска – с тучей; блеска оружия – с молнией и т.п.
В античной литературе природа стала изображаться в качестве фона действия.
Собственно же пейзажи до XVIII в. в литературе редки. Время рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности –XVIII век
В лит-ре 18-20 в. характер пейзажа в лит-ре заметно изменился (в русской лит-ре начиная с А. С. Пушкина). Настала эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. Описание природы обрело психологическую значимость – стало средством художественного освоения внутренней жизни человека. (Руссо, Горький «М Чудра, Ст Изергиль») – важная грань реалистической лит-ры. Человек в живом общении с природой – это весьма существенная тема творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, И.А. Бунина и А.А. Блока, М.М. Пришвина. У каждого крупного писателя XIX–XX вв. – особый, специфический природный мир, подаваемый преимущественно в форме пейзажей. В произведениях.
Может быть индустриальный и городской пейзаж.
Функции пейзажа:
1) обозначение места и времени действия;
2) сюжетная мотивировка;
3) форма выражения психологизма
4) форма присутствия автора
Пейзаж — один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства (в отличие от интерьера, т. е. изображения внутренних помещений). В совокупности пейзаж и интерьер воссоздают среду, внешнюю по отношению к человеку. С помощью пейзажа читатель наглядно может представить себе, где происходят события.
Динамика пейзажа очень важна в хроникальных по преимуществу сюжетах, где первенствуют события, не зависящие от воли персонажей («Одиссея» Гомера).
Пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни. Показателен в этом смысле «чувствительный пейзаж» сентиментализма. Вот характерная сцена из «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина: «Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях своих бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с судьбой своею. Вся натура пребывала в молчании».
Пейзаж, данный через восприятие героя, — знак его психологического состояния в момент действия
Пейзаж в литературном произведении редко бывает пейзажем вообще, обычно он имеет национальное своеобразие. Описание природы в этом качестве становится (как в прозе Паустовского) выражением патриотических чувств.
Образы природы (как пейзажные, так и все иные) обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью. В многовековой культуре человечества укоренено представление о благости и насущности единения человека с природой, об их глубинной и нерасторжимой связанности. Без садов и парков непредставимы романы И.С. Тургенева, произведения А.П. Чехова (в «Вишневом саде» звучат слова: «... вся Россия наш сад»), поэзия и проза И.А. Бунина, стихи А.А. Ахматовой с их царскосельской темой, столь близкой сердцу