Тема любви в произведениях А.И. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся» и др. (по выбору).
Лучшие произведения Куприна посвящены теме любви. В них любовь та, которая может совершить любой подвиг, никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться. Такова в рассказе «Гранатовый браслет» рыцарская и романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая всё его существо.
«Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе и нельзя к ней иначе прикасаться. Это тема любви… Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский «Гранатовый браслет».
Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова.
Невозможно без тяжёлого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святиться имя твое!»
Особую силу «Гранатовому браслету» придаёт то, что в нём любовь существует как неожиданный подарок, - поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта».
К. Паустовский «Заметки о прозе Куприна»
25. Романтические черты в ранних рассказах М. Горького: романтический герой, романтический пейзаж, романтический конфликт («Макар Чудра», «старуха Изергиль»).
Романтизм предлагал своё понимание героя и действительности, активно подчёркивая разрыв между мирами.
Пейзаж.В романтическом пейзаже-прологе предстаёт героиня рассказа «Старуха Изергиль»: «ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее». Пролог в форме романтического пейзажа сразу же отодвигает на задний план много конкретных подробностей (тяжесть труда этих женщин, их рваная грязная одежда и т.д.).
Старик Макар Чудра в одноимённом рассказе предстаёт перед читателем в романтическом пейзаже. Его окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи, которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море». Широта здесь символизирует безграничную свободу самого героя. Природа одушевляется.
Часто действие переносится в легендарные времена. Действие рассказов старухи Изергиль отнесено в легендарное, доисторическое прошлое, как будто в эпоху первотворений. И в настоящем есть следы, связывающие с той эпохой: этого голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, и тень Ларры.
Герой.Главной отличительной чертой романтических образов Горького является гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья, которая ему дороже жизни.
Доминанта образа Макара Чудры – максимальное стремление к свободе. Отличительной чертой старухи Изергиль является её уверенность в том, что вся её жизнь была подчинена любви, однако свобода была для неё превыше всего. Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль и Макаром Чудрой, тоже воплощают стремление к свободе. Рада – высшее исключительное проявление гордости, которую не могла сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». И противоречие между любовью и гордостью в контексте этих романтических произведения может быть решено только смертью. Главный мотив рассказа заключается своего рода упреке современникам, живущим неяркой жизнью, забывшим о красоте свободы.
А вы на земле проживёт,
Как черви слепые живут:
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен о вас не споют…
(Песнь о Марко)
Герои Данко и Ларра тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.
Все эти образы даны не в развитии, они таковы изначально. Характер Ларры мотивирован его происхождением, он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. В образе Ларры воплощены античеловеческие черты. Самопожертвование, служение людям противопоставлены индивидуализму Ларры и выражают идеал самого писателя.
В романтических образах воплощены наблюдения писателя за человеческой противоречивостью. «И вижу я, не живут люди, а примеряются».
Для понимания образа романтического героя важна портретная характеристика. Портрет Рады даётся опосредовано. О её необычной красоте мы узнаём по реакции людей, которых она поражала. Гордость и красота равновелики в этой героине.
Лойко Зобар словно выкован из одного куска железа вместе с конём.
Композиция, посторенние худ.произведения, подчинена одной цели – раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской позиции.
Композиция «Старухи Изергаль» и «Макара Чудры» - рассказ в рассказе. Рассказчики, Чудра и Изергиль, передавая легенды своего народа, рассказывают то, что считают наиболее ценным и важным в жизни. Они как будто создают определённую систему координат.
Макар Чудра, рассказывая историю любви Рады и Лойко Зобара, искренне полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так и можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих. Горький для выражения своего восхищения силой, красотой, поэтичностью, гордостью выбирает человека, много путешествовавшего по России, много видевшего, много знающего. В этом рассказе конфликт проявляется в рамках одной легенды, а авторскую позицию выражает бывалый человек.
В рассказе «Старуха Изергиль» автор приводит две легенды, одну о бескорыстной любви к людям, другую – о крайнем индивидуализме, сталкивая, таким образом, идеал и антиидеал. Эти две легенды как бы обрамляют историю жизни самой Изергиль. Её образ и её жизнь крайне противоречивы. Сама она пребывает в уверенности, что её жизнь близка к полюсу Данко, но из её рассказов сама героиня предстаёт скорее жестокой, с лёгкостью бросавшей некогда любимых. В молодость она была хороша, но описание её сейчас вызывает скорее отвращение. Портрет старухи Изергиль, данный автором сближает её с Ларрой, они оба стали подобны тени. Так при помощи портрета сближаются образы Изергиль и Ларры и выражается авторская позиция.
26. Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне».
Спор о правде – смысловой центр пьесы. Правда и вера – здесь важнейшие смысловые полюсы. Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по своему. А как её видят герои пьесы?
Частная правда – на уровне факта: было/не было.
Мировоззренческий: «во что веришь- то и есть».
Утешительная правда Луки
Правда утешительной лжи
Лука стремится лечить душу человеческую
Позиция Луки действеннее и гуманнее голой правды Бубнова, потому что она взывает к остаткам человеческого в душах ночлежников.
«Человека – приласкать никогда не вредно»
Такой подход гармонизирует отношения м/у людьми
«Человека может добру научить… очень просто»
Лука (задумчиво, Бубнову): «Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…»
Циничная правда Бубнова
Правда факта
Правда Бубнова состоит в обнажении изнаночной стороны жизни
«Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь правду про себя… да и все её знают» - загоняет он Пепла в обречённость быть вором, когда тот пытался разобраться в себе.
«Кашлять перестала, значит» - отреагировал он на смерть Анны
«А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
Он разрушает остатки веры и надежды в людях.
Правда Сатина в человеке
Правда веры в человека
Свои рассуждения Сатин подтверждает авторитетом Луки, что удивительно, потому что вначале пьесы эти два персонажа представляются антиподами.
«Старик? Он – умница! Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье!»
«Человек – вот правда! Он это понимал... вы – нет!»
Их взгляды на правду в общем одинаковы, они оба считают, что уважать надо ЧЕЛОВЕКА, а не его маску, но расходятся в том, как сообщать людям эту правду.
Горький, отвергая грубую правду Бубнова, не отрицает ни правды Сатина, ни правды Луки. По существу, он выделяет две правды: правду-истину и правду-мечту.