Образ Катерины Кабановой (в том числе в русской критике: Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев о Катерине).
Образ Катерины Кабановой (в том числе в русской критике: Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев о Катерине).
Островский как первооткрыватель внутреннего мира женщины на страницах литературного произведения.
Образ Катерины. Русская огласовка имени. Катерина, как она представлена в пьесе: её положение, её детство, её воспитание, отношение к мужу и го семье, жизненные позиции. Образ Катерины в русской критике.
- Добролюбов, «Тёмное царство», «Луч света в Тёмном царстве»:
ü классическая интерпретация пьесы,
ü Катерина – решительный, непримиримый русский характер,
ü в образе Катерины нет ничего инородного, всё исходит изнутри, самобытность,
ü из воспитания в духе старого строя она восприняла только то, что было близко её светлой душе,
ü под тяжёлой рукой Кабанихи нет свободы светлым мечтам Катерины, но когда Катерина понимает, что ей нужна любовь и свобода, проявляется сила её характера,
ü самоубийство – как утверждение нравственной победы над «тёмным царством».
- Противоположную т.з. высказывает Д. Писарев, «Мотивы русской драмы»:
ü по его мнению, Добролюбов увлёкся симпатией к образу героини и принял её за личность, за светлое явление;
ü в Катерине неоткуда взяться светлому началу,
ü несоразмерность между причинами и поступками Катерины.
ü
- + Вывод студента.
Конфликт «тёмного царства» и молодых сил в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
В основе драматического произведения лежит конфликт. Определение понятия «конфликт». Наличие двух противоборствующих сторон. Конфликт как сюжетообразующая структура. Типы конфликтов: внешние и внутренние.
«Темное царство» - образное обозначение города Калинова и нравов его обитателей, данное Добролюбовым. Город Калинов – собирательный образ поволжских городов, в основе жизненный материал (экспедиция по Волге, работа в суде). Значение описаний поволжских просторов. Характеристика города персонажами: Кулигин и Феклуша как антиподы.
Представители «темного царства»: поступки, диалоги, речевые характеристики.
Молодые силы в пьесе: ложность и истинность.
Разрешение конфликта. Очищение?
Полнота и сложность характера И.И. Обломова (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).
«Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные индивидуальные у каждого обстоятельства». Гончаров И.А.Отличие образа Обломова от образов помещиков, созданных пером Тургенева, Гоголя. Нетипичный помещик.
Знакомство с героем:
a. портрет,
b. квартира,
c. интерьер,
d. проблемы, которые вывели героя из состояния равновесия.
2) Гости Ильи Ильича Обломова. Какую роль для понимания Обломова играют его встречи и диалоги с гостями? Чем Обломов выше своих гостей? Почему писатель иронизирует по их поводу?
a. Волков, молодой человек лет 25, франт. («В десять мест в один день - несчастный!» - Обломов о нём.);
b. Судьбинский, «господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с тёмными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами», чиновник. («Увяз, любезный, по уши увяз…» - Обломов о нём.);
c. Пенкин, «худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью», литератор. Их беседа о человеке. («Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» - Обломов о нём.);
d. Алексеев, «человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета…»;
e. Тарантьев, человек, принадлежащий к крупной породе, нечто грубое и неопрятное, служит уже 25 лет писцом в некой канцелярии, взяточник в душе.
3) Кто такой Захар, его характер, отношение к Обломову, обязанности? Его роль в романе.
4) Жизнь Обломова в Петербурге? (глава 5)
5) Образование Обломова? (Глава 6)
Паралич воли и «голубиная душа». Отношение Штольца и Ольги к Обломову. Авторская позиция.
Духовная эволюция Андрея Болконского (изменения в характере и мировоззрении героя, почему, вследствие чего они происходят – по роману Л.. Толстого «Война и мир»).
Образ Катерины Кабановой (в том числе в русской критике: Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев о Катерине).
Островский как первооткрыватель внутреннего мира женщины на страницах литературного произведения.
Образ Катерины. Русская огласовка имени. Катерина, как она представлена в пьесе: её положение, её детство, её воспитание, отношение к мужу и го семье, жизненные позиции. Образ Катерины в русской критике.
- Добролюбов, «Тёмное царство», «Луч света в Тёмном царстве»:
ü классическая интерпретация пьесы,
ü Катерина – решительный, непримиримый русский характер,
ü в образе Катерины нет ничего инородного, всё исходит изнутри, самобытность,
ü из воспитания в духе старого строя она восприняла только то, что было близко её светлой душе,
ü под тяжёлой рукой Кабанихи нет свободы светлым мечтам Катерины, но когда Катерина понимает, что ей нужна любовь и свобода, проявляется сила её характера,
ü самоубийство – как утверждение нравственной победы над «тёмным царством».
- Противоположную т.з. высказывает Д. Писарев, «Мотивы русской драмы»:
ü по его мнению, Добролюбов увлёкся симпатией к образу героини и принял её за личность, за светлое явление;
ü в Катерине неоткуда взяться светлому началу,
ü несоразмерность между причинами и поступками Катерины.
ü
- + Вывод студента.