Проза пушкина («капитанская дочка», «дубровский»).

Общая тема произведений: место дворянина в крестьянском восстании «Капитанская дочка» (1832-1833) Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он штудировал печатные источники о Пугачеве. В 1833 году он даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине. Эта поездка дала незаменимые живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской войны 1773—1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа; с сочувствием изображая в своем романе простых, незнатных людей, Пушкин раскрывает роль народных масс как главной движущей силы истории.

Историческую основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход восстания: взятие крепостей, осада Оренбурга. В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринев, Швабрин, Маша Миронова. Потому что образ каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять события тех лет.

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, а те исторические сочинения, повести и романы о пугачевщине, которые стали появляться во времена Пушкина, искажали личность крестьянского вождя; о нем писали как о «злодее», «убийце», «враге отечества». И только народные сказания и легенды хранили память о нем как о народном заступнике. Поэтому многое в поведении и характере Пугачева Пушкину пришлось домысливать. С помощью художественного вымысла Пушкин правдиво передал дух и нравы русского общества екатерининской эпохи, смело проник в характеры, переживания и мысли людей XVIII века. В повести тесно переплетены художественный вымысел и историческая правда.

Дубровский

В «Дубровском» крепостники-помещики, продажные чиновники были изображены с реалистической точностью и конкретностью. Жестокий самодур Троекуров, внешне культурный князь Верейский даны на широком социально-бытовом фоне, что подчеркивало их типичность. Зато с неизменным и несомненным сочувствием нарисованы Пушкиным образы крестьян, в частности кузнец Архип, спасающий с риском для жизни кошку после того, как он же поджег избу с находившимися там судейскими чиновниками. Крестьяне у Пушкина оказались более жизненно и психологически достоверными, чем их предводитель Владимир Дубровский, образ которого был создан в соответствии с традициями романтического искусства. По существу, у Дубровского нет ничего общего с крестьянами. Он горит желанием отомстить Троекурову за личную обиду. Бунт же крестьян носит социальный характер. И закономерно, что как только восстание подавлено, Дубровский покидает своих крестьян. Очевидно, дальнейшие личные приключения Дубровского (они были намечены в сохранившихся планах) Пушкина уже не очень интересовали. Художественная структура романа получилась неоднородной: реалистическое изображение русской жизни с массой колоритных бытовых подробностей не сочеталось с традиционным образом «благородного разбойника», с которым были связаны всякого рода романтические приключения.

Особенности поэтики «маленьких трагедий» Пушкина

1830 г. Почему Пушкин объединил в один цикл именно эти произведения? "Маленькие трагедии" посвящены человеческим страстям. Каждый главный герой одержим такой страстью - будь то стяжание сокровищ (Скупой рыцарь), любовь (Дон Жуан), творчество (Моцарт и Сальери) или жажда бессмертия (Пир во время чумы). Каждый из них - добровольный раб своей страсти, которому мало подчинить ей свое личное бытие, - он хочет подчинить ей мир. В произведения ярко ощущается трагичность, т.к. трагичен образ каждого героя. Моцарт должен творить в злом, завистливом мире. Сальери – завистник. (Вывод: Ужасный век порождает ужасные сердца). Дон Гуан поплатился за надменность и любовную страсть (каменный гость), Скупость-страсть к собиранию, накоплению денег и болезненное нежелание истратить из них хоть один грош (Барон из Скупого рыцаря), последняя радость в жизни обречённых людей – пир во время чумы. В «трагедиях» много образов и символов.

Наши рекомендации