Особенности «натуральной школы».

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критич реализма в рус лит 1840-х годов, возникший под влиянием творчества Гоголя.

К «натуральной школе» причисляли Тургенева и Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и других.

Формирование «Натуральной школы» относится к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Некрасов, Григорович, Тургенев, Герцен, Панаев,Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Достоевский и Салтыков. Натуральная школа не обозначает единого направления, но является понятием условным. Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к Натуральной школе, являлись: общественно-значимая тематика, критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения. Сочувствие и сострадание униженному чел.-крестьянину, мелкому чиновнику, бедному горожанину. Антикрепоснические и антидворняские мотивы. Жизненная правда, связь лит.с общественной борьбой. Термин «Натуральная школа» был впервые употреблён Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Николая Гоголя в «Северной пчеле». «Натуральная школа» вызывала критику: её обвиняли в пристрастии «к низкому люду», в «грязефильстве», в политической неблагонадежности, в односторонне отрицательном подходе к жизни, в подражании новейшей французской литературе.

Направления в «Натуральной школе»:

1)представленно либеральным дворянством и примыкавшими к нему соц. прослойками, отличалось поверхностным и осторожным характером критики действительности: Тургенев, Панаев

2) опиралось на городское мещанство 1840-х годов, ущемлённое крепостничеством и растущим промышленным капитализмом: Достоевский,

3) представленно «разночинцами», идеологами «революционной крестьянской демократии»: Некрасов

14.Жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Пушкин происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода. Родился в Москве. 6 лет провёл в Царскосельском лицее. Здесь пережил Отечественную войну 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Любимыми авторами Пушкина были Вольтер и Парни. Учителями стали Батюшков, и Жуковский.

В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати в ж«Вестник Европы».

Ещё будучи воспитанником Лицея Пушкин вошёл в литературное общество «Арзамас».

Из лицея Пушкин был определён в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях «Арзамаса», вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин связан дружескими узами со многими членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи. Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию Инзова. По пути к новому месту службы заболевает воспалением лёгких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят его на Кавказ и в Крым. После прибывает в Кишинев. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей. В Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий». Интрижка с женой начальника и неспособность к гос службе приводит к тому, что поэт подаёт прошение об отставке. В результате он отстранён от службы и направлен в Михайловское. В это время Пушкин, познакомившийся с творч Байрона, по собственному признанию «сходил с ума» от него. После Михайловского П. доставлен к царю на лич.аудиенцию, где ему гарантируется покровительство и освобождение от обычной цензуры. В его творчестве возникает интерес к личности Путра1.В 1828 П.знакомится с Натальей Гончаровой.Наивысшей точкой творчества П.считается период Болдинской осени-время проведенное в нижегородском имении отца, куда П.прибыл для владения деревней Кистенева, подаренной к свадьбе. Но карантины из-за холеры задержали его здесь на 3 месяца. Далее П.принимает участие в редактировании «Литературной газеты» и женитьба на Гончаровой. Семья селится в Москве, на лето в Царском Селе. В 1820-х у него намечается нов.восприятие действительности, что требовало хорошего знания истории, поэтому он устраивается в архив. С н1830-х проза начинает преобладать. Избран членом Российской академии. Опять возвращается в Болдино, потом в Петербург, где его производят в звание камер-юнкера(было обидно для его лет)=>уходит в отставку. Смерть матери. Бесконечные переговоры о разделе имения после смерти матери, заботы по издательским делам, долги, и ухаживание Дантеса за его женой были причиной угнетенного состояния П.

Переодизация творчества Пушкина (по учебнику Кулешова):

1. 1812-1817 – лицейское творчество, пора ученичества и становления, пронизана мотивами быстротеч жизни, к-рая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. Лирика ещё подражательна, полна лит штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой путь.

2. 1817-1820 – петербургский период(гражданский романтизм)

3. 1820-1823 – период южной ссылки( «байронический» романтизм и духовный кризис)

4. 1824-1826 – ссылка в Михайловское (движение от романтизма к реализму, работа на «Евгением Онегиным» и «Борисом Годуновым»

5. 1826-1831 – освобождение из ссылки, движение по широкому пути реализма. Период самореализации Пушкина,( стихотворения «Стансы», «Друзья», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Пророк», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина».

6. 1831-1833 – женитьба, перемены в личной жизни, новые горизонты в реализме, период поисков народности, историзма: «Русалка», «Медный всадник»

7. 1834-1837 – еще более широкие горизонты реализма: «Пиковая дама», «Капитанская дочка»

Тематический диапозон лирики Пушкина:

-гражданская\политическая\патриотическая

-пейзажная

-философская

-любовная

-религиозно-философская

-эротическая

Источники вдохновения:

-нац.история,нац-освободительная борьба

-нар.поэтич.творч

-психологич.бытописание

15.Поэзия Пушкина лицейского периода.

Лицейский период длится с 1812-1817. На это время приподает период Отечественной в. Поэтому всех лицеистов охватило патриотическое воодушевление. В лицее создалась насыщенная лит-творческая атмосфера. Центром всего стал П. Первое его стих. Этого периода появилось в «Вестнике Европы». К этому периоду относится и первый триумф- «Воспоминание в Царском Селе», к-рое было прочитано перед Державиным.

В лицее Пушкин написал около 130 произведений, но до нас дошли не все. В тематическом отношении они многообразны. Доминируют в основном эпикурейские и элегические мотивы. Доминирующие жанры: дружеские послания, басни, романсы, баллады.

Лицейская лирика распадается на группы:

· Следы Державина-одописца: «Воспоминание о царском селе», «Принцу арабскому»

· Следы влияния Батюшкова: «К сестре», «Городок», «Красавице, которая нюхала табак»

· Следы влияния Жуковского: «К ней», «Певец», «Сон», «Послание к Юдину

· Влияние Дениса Давыдова-Пушкин подражал его гусарским мотивам: «Пирующие студенты», ода «Усы». Пушкин никак не повлиял на Давыдова.

В составе лицейского творчества есть произведения, в котором нет учителей, и их можно назвать чисто пушкинскими: «Воспоминания», «Элегия», «Друзьям»

Лицейское творч.носит по преимуществу лирич.характер. Но уже тогда он стремился выйти за рамки этого круга и пробовал свои силы в области эпоса и драматургии. Он обращается к сатирическому направлению: поэма «Бова».

Еще на лицейской скамье П. стал участником лит.борьбы между «Арзамасом» и «Беседой».

Наши рекомендации