Революционно-романтический (1816-1825)

Литература и общество 1-й половины XIX века.

литература и общество начала 19 века:

Историч эпоха ХІХ века отличалась особой сложностью. Кризис феодализма, проявление капит тенденций приводит к обострению классовых противоречий. Содействовала пробуждению полит и нац самосознания Отечественная война 1812 года. В понимании ее главными героями – солдатами, ополченцами, партизанами – соц несправедливости заключаются истоки 1825 года. Подъем общест жизни вызывает буйный рост журналистики. Возникает большое количество лит журналов не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. Передовым идейным течением продолжает оставаться рус просветительство. Потребность объединить силы побудило группу представителей передовой общности организовать«Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»(1801-1825 с перерывами, Петербург). Участники общества принадлежали в основном к разночинной интеллигенции, что было новым явлением в рус культ жизни.

Еще литературные объединения, существовавшие в н19века:

-«Арзамас»-Петербург, 1815-1818 гг. Назван по связи с сатирой-шуткой Д.Н. Блудова "Видение в арзамасском трактире, изданное обществом ученых людей". Возник как лит объединение в противовес лит обществу "Беседа любителей русского слова", ставившему главной задачей нападки на карамзинистов и сторонников романтизма Жуковского: Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин, В.Л.Пушкин, Тургенев

-«Беседа любителей русского слова» -Петербург,1811-1816; его возглавляли Державин, в доме которого происходили собрания общества, и Шишков. Большинство членов «Беседы» придерживались консервативных взглядов, являясь эпигонами классицизма, выступали против реформы лит языка, проводившейся сторонниками Карамзина: Гнедич, Крылов. Также выступали за древнерусскую литературу

После событий 14 декабря 1825 (восстание декабристов) перестали существовать

В 1823 году в Москве возникает литературно-философский кружок-«Общество любомудрия»(1925 закрыт) во главе с Одоевским: Веневитинов (секретарь). Изуч сочинения Спинозы, Канта, Шеллинга. В частности, на любомудров оказала воздействие «система тождества» Шеллинга, на основе которой предпринимались попытки построения цельного философ «науко-учения» (Веневитинов).

Рус лит развивается во взаимосвязи с европейской: фр лит: Дидро, Руссо. Англ лит: Байрон, Шекспир. Очень силен элемент рефлексии героя.

В 19 веке в России происходит неимоверный расцвет лит, к-рый не испытывает ни одна держава.

Лит н19 века выглядит значительней и богаче, если в ее контекст включить писателей, начавших свою лит деятельность в к18 в(Державин, Карамзин, Крылов, Дмитриев).

В.Р. Державин: уделяет внимание жанру песни. Смешивал античные мифологические образы с подмосковной современной жизнью. Оживляет поэтический славянский языческий язык. Пытается поставить его на первый уровень с античным. Многие стихи обращены к женщинам, жизни в деревне Званка. Повлиял на лирику Пушкина.

Карамзин: под знаком его языковых реформ долгое время велась литературная борьба между «Арзамасом» и «Беседой…». Карамзин своей повестью « Марфа-пасадница» значительно повлиял на становление в русской литературе исторической темы. Создал «Историю государства Российского». В начале 19 века отказывается от синтементального стиля, который влияет на дальнейшее развитие русской прозы. Создает журнал в 1802-1803 гг. «Вестник Европы», который во многом задает тон литературной жизни этого периода, формирует читательские вкусы и взгляды. сделал литературные произведения читабельными

Иван Иванович Дмитриев: собирал вокруг себя кружок ранних, начинающих литераторов. Продолжал осваивать сатирические стихотворения, сказки, зарисовки дворянских нравов.

2.Периодизация и основные тенденции развития литературы 1-й половины XIX века.

1) Преддекабристский период (1801-1816):

В 1801г. возникает два литературных общества:

· «Дружеское литературное общество» (Москва)-объединение литераторов-единомышленников из воспитанников и выпускников Московского университетского пансиона. Инициатором общества был Тургенев

· «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» (Петербург)

Особенности периода:

· Завершение развития классицизма и его угасание

· Расцвет и спад сентиментализма

· Возникновение и развитие романтизма. Литературные направления сменяют друг друга не одномоментно, а существуют параллельно

Реакционный (1826-1842)

Особенности периода:

· Утверждение реализма ( «Капитанская дочка» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя)

Творчество В.А. Жуковского

Ж.первый рус.романтик. В его творч.отразилось переходное состояние, в к-ром пребывало общество того времени. Особенностью его творчества явл. ее глубоко личный характер. Жуковский был сыном богатого помещика Бунина, однако отчество и фамилию получил от своего крестного. Образование: Московский университетский пансион. Лит.воспитание основывалось на принципах классицизма. Большое знач.имело сближение с семьей Тургеневых. Формир.Ж.как поэта началось на рубеже веков, в период попул. сентиментализма. Поэт испытывал на себе авторитет Карамзина. Поэтому в первый период творчества он выступал как поэт-сентименталист. Одно из первых его стихотворений – это «Сельское кладбище». Поэт пришел на сельское кладбище, где покоятся простые люди. Поэтому его раздумья принимают соц.окраску. Равенство всех перед лицом смерти-вот предмет размышлений поэта. В конце элегии возникает образ сентиментального поэта, к-рый тоже почил в могиле. Это стихотворение представляло собой перевод Грэя и произвело огромное впечатление. Наиболее значит.элегией этого периода явл.стих. «Вечер». Описываемая природа раскрывает внутренний мир поэта, рождает тот или иной эмоциональный отклик. Лирический характер придается пейзажу за счет восклицаний, вопросов. Рассуждает о своем призвании. В конце элегии опять возникает мысль о близкой смерти. Миланхолия в лирике Ж.превращается в реальное психич.состояние, для к-рого поэт нашел разнообразные средства выражения. Попул. принесли баллады. Баллады писали до него, но именно Ж.. создал настоящую рус.балладу. Первая его баллада «Людмила». Здесь затрагивается тема любви и смерти. В балладах Ж. фантастич.и ужасное облекало переживания, близкие чел. «переходной эпохи». После Ж. печатает новую балладу на тот же сюжет – «Светлана». Весь сюжет трактован в рамках бытовой сцены гаданья девушек, что дало поэту воспроизвести черты рус.нац.быта, нар. обычаев-черта романтизма. Угрожающее соединение с мертвым оказывается лишь сном, а действие приходит к благополучной развязке: жених жив. Светлана в отличие от Людмилы не возраптала на провидение и поэтому обрела счастье. Главная идея: Ж.верит в вечность любви и счастья, условием чего явл.верность до гроба и за гробом.

Уже в элегии «Вечер» начинают звучать роматнические мотивы. Далее Ж.создает лирический цикл, в к-ром раскрываются мечты поэта, романтич.мир противопоставляется печальной дейтсвительности. Два события жизни нашли отражение в его романтич.лирике этих лет: потеря друга и «неразрешенная любовь». Во время Отечественной в.1812 Ж. вступает офицером в Московское ополчение. Плодом патриотического вдохновения явилась ода-элегия «Певец во стане русских воинов», сочиненная в штабе Кутузова. Это яркий пример рус.гражданской поэзии. Произведение связано с традициями одической поэзии. Это нашло выражение в высоком пафосе произведения. Но вместе с тем элементы оды сочетаются с чертами элегии. Певец запевает песню в ночной тиши(романтизм). В высоте мчатся тени героев прошлого. Общественные мотивы звучат в балладе «Эолова арфа». Ж.ставит вопрос о духовной близости людей при их соц.неравенстве. Дух. близость торжествует над соц.неравенством. Но это возможно лишь в мире романтич. мечты. В период общественного подъема, это произведение знаменует собой вершину романтич.поэзии Ж. Рядом с «Э.а.» стоит произведение «Теон и Эсхин», сочетающее черты элегии, баллады и идиллии. Тема: противопосталвение «нетленных» благ и благ «изменяющихся». Скромный в желаниях Теон нашел счастье, к-рое не может нарушить даже утрата любимого чел. Такой душевный строй делает чел.человеком. Ж.провозглашает человека святейшим из званий. Шедевром элегической лирик можно назвать «Славянку».Но скоро в поэзии Ж.наступает новый период в творчестве. Он становится известным при дворе и ему поручают обучение принцессы и царского наследника. Вскоре его возлюбленная выходит замуж, а потом умирает, что нашло отражение в творчестве. Но основной причиной поворота в творчестве были условия общест. и лит. жизни. В рус.лит складывается революц-романтич.течение. Ж.не пошел в сторону происходящих событий, стал отставать от передового лит движения. Все это выявила слабые стороны его романтизма. Он обращается к переводы баллады Гете – «Лесной царь». Период общественной деятельности начинает заслоняться внутренним миром сердца. Романтизм Ж.приобретает все более отчетливую мистическую окраску. Начинается нов.лирич.цикл поэзии мистич.романтизма. Началом нового цикла считается стихотворение «Невыразимое». Здесь затрагивается вопрос о пределах «земного языка» и искусства. И тому и другому доступна внешняя красота природы. Но передать ее святые таинства слово и искусство бессильны. И все же стихотворения Ж. – есть настойчивая попытка передать эту красоту худ.средствами: «Море»

Оценивая все творчество Ж., следует сказать, что он внес в рус.лит.романтизм и тем самым подготовил возможность переворота, произведенного Пушкиным.

7.Творчество К.Н. Батюшкова

В лит.движении 1801-1815 Батюшкову принадлежит одно из первых мест. Он был в числе передовых литераторов эпохи, начавших борьбу против тех направлений,к-рые стали тормозом в развитии рус.лит.

Батюшков принадлежал к старинному дворянскому роду. Получил хорошее образование, воспитывался в лучших петербургских пансионах. Был членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».Он увлекается твочеством древних и новых поэтов, отдавших дань эпикурейской, любовной поэзии. Но для него эпикурейство было своеобразным вольнодумством. Что отчетливо проступает в стихотворении «Мои пенаты». Оно построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного поэтом, «богатству с суетой», состовляющих основной жизненный интерес высоких общественных кругов. Явная оппозиция в отношении к правящим кругам отличает эпикурейскую лирику Б. от иделлической поэзии сентименталистов. Под влиянием общественного возбуждения, Б. вступает в ополчение. Стремясь расширить круг своей поэзии, он в то же время пишет стих. «Пленный» на тему войны. Новые ноты можно расслышать и в элегии «Тень друга», в к-рой поэт готов признать, что не все кончается смертью. Элегия полна скорбного чувства, раздумий. К ней близко по настроению стих. «На развалинах замка в Швеции».Поэт поражает контраст между бурной жизнью, к-рой жили когда-то обитатели замка, и воцарившимися теперь в этих местах безмолвием. Грустным тоном проникнут и лирический цикл: «Мой гений», «Разлука». Это отчасти объясняется пережитой Батюшковым драмой личной жизни.Но здесь нашел выражение и наметившийся кризис мировоззрения. Элегия «Умирающий Тасс» о поэте эпохи Возржения Торквато Тассо, повествует о трагической участи художников в обществе. Эта тема все более настойчивее привлекает Батюшкова. Совершенство поэтической формы проявилось в «Есть наслаждение и в дикости лесов» и последнем стихе. «Изречение Мельхиседека». Первое повествует о наслаждении природой, о даруемых ею радостях. Второе полно отчаяния, чувствуется приближение душевной болезни. Последние годы Б.прошли вне общества и лит. Как прозаик Б.представлен повестями, этюдами: «Предслава и Добрыня», «Прогулка по Москве» и др.

8.«Вечные вопросы» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова он сумел создать рус.политич. комедию на бытовом материале, с широким изображением современных нравов и характеров. С необыкновенной силой Г.обрушился на крепосническое общество. Создал образ Чацкого-один из самых ярких и героических во всей рус.лит19в.Формирование его реализма как худ.метода раскрывается во взаимосвязи с декабристским движ.

Г.родился в дворянской семье. Учеба: Московский университетский пансион, Московский универ.Был участником Отечественной в..Служба в коллегии иностранных дел, секретарь рус.дипломатической службы.

Борьба двух общественно-полит.лагерей-нового со старым, революционного с реакционным, антикрепоснического с крепосническим-вот основное содержание комедии. Он показал процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и борьбу со своим классом. Г.сумел увидеть передового героя в самой жизни. В выборе жизненного конфликта и проявился прежде всего реализм Г. Этот конфликт он осмыслил не в отвлеченной, аллегорической форме, как романтики, а перенес в комедию характерные черты общественной и бытовой жизни. Комедия показывает накаленную атмосферу в дворянском обществе на кануне восстания 1825. Большинство дворян испытывают ненависть к вольнодумцам. На первый план выдвигается сталкновение героев на идейной почве. «Горе от ума»-комедия двух параллельных интриг. Но соц.интрига – более широкая, она как бы обрамляет любовную. В образе Чацкого воплотились черты передового человека. Это первый в реалистич.рус.лит образ дворянского интеллигента, оторвавшегося от своей сословной поры. В своих монологах Чацкий выступил с резким обличением пороков и развернул целую полит.программу. Все выводы Чацкого против дворянского общества согреты любовью к угнетенному народу. Чацкий – романтик. Но вместе с тем он нарисован без романтической отвлеченности, к-рая присуща поэтам декабристам. Он-реалистический образ. Он человек страсти.

9.Поэты «пушкинской плеяды».

«Пушкинская плеяда»-группа поэтов, в том или ином отношении примыкавших к Пушкину как к своему учителю и вождю.

Баратынский– самый крупный поэт пушкинского круга. Родился в небогатой дворянской семье, воспитывался в Пажеском корпусе. В начале творческой деятельности сблизился с передовыми лит. кругами – Пушкиным и будущими дек-ми, что сразу же отразилось на его поэзии прогрессивными мотивами: утверждением свободной чел. личности, признанием ценности независимой мысли, культа возвышенной дружбы, служения высокому искусству. в некот. стихах начинают звучат полит. мотивы. Однако у Б. была не очень прочная связь с освободительным движением. Хоть он и принадлежал к лагерю прогрессивных романтиков, все же имел с ними глубокие расхождения. Например его отрицание крепостничества носило пассивный характер, и к активным действиям он не переходил. Его гражданская скорбь не порождала у него нестроений полит. протеста. Но Б. не ограничивается элегическим раздумьем о бренности славы, а утверждает как высшую ценность чел. личность, бесстрашие перед судьбой, любовь к жизни. После подавления декабристов у Б. случился творческий кризис. Он сблизился с любомудами и перешел в область философской лирики. Ее основная тема – судьба поэта-мечтателя в новой обществ. обстановке, характеризующейся ростом «промышленных интересов». Он осуждал капит тенденции. Ему казалось, что новый обществ. уклад принесет гибель духовной культуре человечества.

Дельвиг-еще один поэт Пушкинской плеяды. Его творчество сложилось на традиции «легкой жизни». Вместе с Пушкиным он издавал альманах «Северные цветы» и «Литературную газету». Занимался разработкой жанра идиллии, воссоздавая мир античности. Сильно старался Д. в жанре «рус. песни». В этих песнях идеология дворянства нередко вступают в противоречие с мироощущением и поэтикой нар. творчества, на кот. ориентировался Д., но уже нет ни сентиментальности, ни пасторальности. Д. уже приближается к романтическому пониманию этого жанра. Долго работал над разработкой сонетов, к-рые входят в состав его камерной лирики.

Давыдов: Принимал активное участие в войне 1812, был одним из инициаторов партизанского движения. Свою творческую карьеру начал с басен. Как поэт пришел в лит-ру со своим лирическим героем, жанром и стилем. Основная тема – военная, но он подошел к ней с необычной стороны. В эмоциональной поэзии раскрываются быт и психология воина. Опираясь на свой жизненный опыт, он создает образ гусара. Это «гусарство» определило и особые формы его поэзии – жанр «гусарской» песни, свободной от официальной героики и декламационно-патриотического стиля. Нарочитая простота в трактовке военной тематики открывала в его песни доступ просторечию, военному фольклору.Этот демократический стиль сближал произведения Давыдова и Крылова. Д. работал и над элегиями и дружескими посланиями, все в той же манере «гусарства».

Вяземский: обращается к общественно-полит. темам. В своих критич. статьях выступал защитником и истолкователем прогрессивного романтизма в рус. лит. Способствовал сближению поэзии с реальностью, с миром конкретных чел. переживаний. Хоть он и был участником романтического движения, в своей поэзии стоял на позициях прогрессивного, но не рев. романтизма.

Языков:наиболее близок к поэзии революционных романтиков. Ввел в рус.лит образ студента-гуляки,но к-рый любит и чтит свою родину. Писал и антипровительственные стихи. Значительное место занимает жанр истор.баллады. Им были свойственны черты высокого гражданского стиля. Знакомство с Пушкиным повлекло за собой создание цикла стихов, запечатлевших дружбу.Знакомится со славянофилами и становится их ярым защитником.

Творчество Е. Баратынского

Баратынский-выходец из небогатой дворянской семьи. Воспитывался в Пажеском корпусе. С товарищами создал «общество мстителей» и стали придумывать рискованные проказы. Материальные затруднения заставили начали военную службу. Пять лет в качестве офицера пробыл в Финляндии. При вступлении в лит.сближается с декабристами и Пушкиным. В поэзии утверждает свободу личности, культ дружбы. Однако у Б. была не очень прочная связь с освободительным движением. Хоть он и принадлежал к лагерю прогрессивных романтиков, все же имел с ними глубокие расхождения. Например его отрицание крепостничества носило пассивный характер, и к активным действиям он не переходил. Его гражданская скорбь не порождала у него нестроений полит. протеста. Но Б. не ограничивается элегическим раздумьем о бренности славы, а утверждает как высшую ценность чел. личность, бесстрашие перед судьбой, любовь к жизни. После подавления декабристов у Б. случился творческий кризис. Он сблизился с любомудами и перешел в область философской лирики. Ее основная тема – судьба поэта-мечтателя в новой обществ. обстановке, характеризующейся ростом «промышленных интересов». Он осуждал капит тенденции. Ему казалось, что новый обществ. уклад принесет гибель духовной культуре человечества.

Творческий путь:

1818-1824-ранний период, преобладает жанр-элегия-от любовной до медиативной лирики

1824-1827-кризис жанра элегии и переход от описательной поэмы к романтическим поэмам: «Эда»

1827-1839-освоение новых поэтических тем и лирических жанров, угасание жанра поэмы: «Цыганка»

Язык Б. отличается «высоким» словарем, архаические слова и обороты, неологизмы на архаический лад.

Свойственны:

-темы философского характера

-темы великой скорби

-одиночества

-прославление смерти как разрешение всех целей

11.Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой…» в начале XIX века.

Полемика о языке началась в 1803 году, когда не было еще ни «Беседы...», ни «Арзамаса». Повод - выход в свет трактата Шишкова «Рассуждения о старом и новом слоге Российского языка». Этот том был направлен против карамзинских европеизированных нововведений в русском языке. Шишков предлагал отказаться от заимствованных слов и оборотов, введенных «карамзинистами». Между тем, слова эти привились, стали понятны и естественны в русской речи. Требования Шишкова - держаться в русском литературном языке старославянских корней и форм - оказались смехотворными. Предпринятые Шишковым разыскания имели целью сохранить жанры и стили высокой патетики. Споры между «Арзамасом» и «Беседой» повлияли на полемику «славянофилов» и «западников». В позиции «Арзамаса» был уъязвимый момент – чрезмерное прекланение перед западными образцами. Борьба между «Арзамасом» и «Беседой...», хотя и велась под флагом «карамзинизма», но сам Карамзин стоял в стороне, а в центре оказывалось творчество Жуковского. Жуковский систематически оспаривает узкий подход Шишкова к языку, т.к. Шишков путает понятия «знать» и «употреблять» язык. С точки зрения «шишковистов» уъязвимым местом является его переводной характер творчества. Борьба имела пладотворные результаты, которые были зафиксированы в словарях.

12.Литературное движение 1830-1840-х годов. «Западники» и «славянофилы».

Как общественно-лит.течение славянофильство возникает в 1838-1839 в спорах Кириевского и Хомякова по вопросам религии, о путях развития России. К этому времени в Европе происходит усиление славянского нац-освободительного движения. В Рос.одной из предпосылок славянофильства являлась нерешенность крестьянского вопроса: славянофильство выступает как форма оппозиции правительству. Первоначально у них не было нетерпимости к западникам. Начало резкому размежеванию положили выпадаы Хомякова и стих.Языкова «К ненашим», оскарбительное для западников. Своего постоянного издания славянофилы не имели и печатались в ж. «Москвитянин». Славянофилы противопоставляли Восток Западу, Москву Петербургу, «петербургскую» литературу «Московской». Они критиковали фальшивое, «маскарадное» изображение народа в лит. Из «новых» писателей наиболее высокую оценку у славянофилов получил Гоголь, за к-рого Аксаков вел борьбу с Белинским. Славянофилы полагали, что проникновение в Россию западных идей способствует угнетению русского народа. Утверждали, что для того, чтобы поднять уровень образования, необходимо вернуться к народу, как к единственному хранителю преданий, верований. Поэтому славянофилы выступали за опрощение, сами носили бороды, кафтаны. Интересовались философией( филасофия народности, истории). Обрушивались на идеалы революции и социализма; преверженцы православия; идеализация рус.крестьянства; отрицали нац.авторов(Пушкина, Гоголя, Лермонтова). Все ненормальное возникло после реформ Петра 1. восхищались старыми обычаями; было характерно: обращение к старине, убеждение в нац.исключительности народа. Собираение произведений нар.поэзии, выступали против крепосичества, требовали мер по просвещению народа. Были состредоточены в Москве: Солон Елагиной (Хомяков, Аксаковы,Кириевские, Самарин)

Если славянофилы были сосредоточены лишь в Москве, то лагерь западников был не столь компактен.В Москве западники группировались вокруг Грановского при Московском универе: Крюков, Редкин, Соловьев, Катков,Леонтьев. Вокруг Белинского в Петербурге группировались-Тургенев, Панаев, Некрасов,Языков. Западничество не являлось идеологически цельным и организационно оформленным.

Западники:считали, что революция пойдет по общеевропейскому прогрессивному пути развития. Белинский отвергал идею космополитизма, утверждал право каждого народа на нац.,непиятие крепосничества, стремление ориентироваться на евр.тип гос.развития и принципы демократич.просветительства(Белинский, Герцен,Грановский,Кавелин).

Южные поэмы Пушкина.

1820 — 1824: поворотный этап в жизни и творчестве. Дальнейшая жизнь поэта зависела только от того, куда “подует самовластье”. Бурные порывы монаршего “ветра” вначале были благоприятными для Пушкина. Он путешествовал на юг вместе с семьей Раевского. Потом служба в Кишиневе. Инзов благосклонно относился к подопечному. Центральное место занимает тема свободы. Свобода для Пушкина в годы ссылки — один из полит символов.

П в период южной ссылки — яркий поэт-романтик. Ведущее положение в “южной” лирике заняли романтич жанры: элегия и дружеское стихотворное послание: “Погаслодневное светило...”, “Редеет облаков летучая гряда...”.

В романтической лирике запечатлен психологический облик самого Пушкина. В поэмах была создана романтическая модель действительности, ставшая актуальной для многих русских поэтов-романтиков. Поэмы “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”— главное достижение П в период южной ссылки.

П переживает яркий расцвет. Он отдает дань романтизму декабристского толка-гражданскому: «Кинжал», а с другой стороны он начинает продвигаться к романтизму особого свойства. Элегический романтизм- «К Овидию». Для П история – не сумма героических примеров, а сложный общечеловеческий опыт, в котором все ценно(и свое и чужое, и национальное и зарубежное). Для П ощутимо влияние Байрона, которое отредактировало внутренние мотивы поэзии П. Вершинность, отрывочность, недосказанность

1823-1824-переживает духовный кризис, который отрязился в ряде текстов: «Свабоды сеятель пустнынный».П начинает трезво оценивать полит ситуацию в стране.

В 1823 в Кишеневе-начинает писать роман в стихах «Евгений Онегин»-переход от романтизма к реализму. Многие строфы погибли при окончательной редакции романа, но П создавая энциклопедическую мазаику жизни, сохранял номера пропущенных строф не из тщеславия, а из соображения компазиции. Гениалогия героев тянется ряд героев из европейской литературы. Онегин с самого начала задуман как противоречивый герой. В Онегине есть черты Чацкого. Пушкин показывает Онегина как ничего не делотеля, несущего в себе «обломовские» черты. Но в то же время, Онегина нельзя назвать байроническим героям, т.к. он рационален. Образ Онегина проходит сложную эволюцию, как и образ Татьяны. Новый художественный метод, а именно реализм, Пушкин применил и в драме «Борис Годунов». Жанр драмы был новым для Пушкина. С одно стороны влияние Шекспира(построение, компазиция), с другой стороны-Карамзин(содержание).Пушкин разрушает единство времени и действа. Вводит нового персонажа, которого до него не было в литературе-народ. В этой драме суд мирской и суд божий не исключает друг друга.

Пушкинский романтизм не укладывается в хронологические рамки периода южной ссылки.

Пушкина-художника. Он уже опережал литературу своего времени.

18 Драматургия Пушкина Борис Годунов Трагедия (1824 — 1825, опубл. 1831)

Историческая драма о событиях 16 века, связанных с приходом Бориса Годунова, которого обвиняют в смерти царевича Дмитрия и наступлением Гришки, сбежавшего монаха и поднявшего восстание.

Основными источниками исторического материала для Пушкина, как уже было сказано, были «История Государства Российского» Карамзина и подлинные памятники летописного характера. Пушкин обращался к летописям и другим памятникам древнерусской письменности главным образом для того, чтобы уловить интонационные особенности языка того времени, в поисках колорита эпохи.

Мучимый угрызениями совести, страдающий царь Борис пытается найти утешение в обращении к силам потусторонним, в гадании и ворожбе. Также он ищет опоры и в религии. Даже дочери Годунов говорит о своей вине, хотя и не открывает, в чем именно она состоит. После признания Ксении Годунов умирает. Годунов признаётся в преступлении лишь самому себе, только тогда, когда остаётся один на один со своей совестью. В одиночестве страдания – сила духа Годунова, но и трагизм его человеческой судьбы.

Пимен не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более – к «добру и злу». Для него зло есть зло, а благо – величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелем. Как «горе» воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим «венчание» Бориса на престол.

В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедии классицизма шестистопный рифмованный стих пятистопным «белым», то есть нерифмованным, стихом. Самое остриё трагического в пушкинской драме – гибель прекрасного, подлинно человеческого. Придающий драматургии Пушкина целостное единство взгляд на жизнь связан с историческим временем, поэтическим мироощущением автора, светлый пушкинский гений проявился и в изображении трагического.

Повести Белкина

«выстрел» «метель» «гробовщик» «стационарный смотритель»

«выстрел»: повесть об отставном офицере ОТМЕННОМ стрелке Сильвио,который когда-то получил пощёчину от своего врага, всё это вылилось в дуэль на которой его соперник вёл себя уж очень непринуждённо(ел черешни прямо на дуэли) Сильвио отказался стрелять, но обещал закончить дуэль, что и сделал в последствии, придя к нему домой… но увидя его страх и негодование решил, что и так отомстил ему, попав точно в цель на картине, которая висела на стене у этого графа. Он удалился.

«гробовщик»:повесть о гробовщике Адриане Прохорове, который был обижен своими товарищами тем, что они посмеялись над его профессией. Адриан в порыве сказал, что хочет отметить своё новоселье со своими клиентами, то бишь с мертвецами, что и случилось… в итоге это оказался просто сон.

«Повести» оказались первым произведением русской прозы, обладающим всеми существенными чертами классического искусства. наиболее заметная черта «Повестей Белкина» — их максимальная приближенность к беллетристической тематике и поэтике. «Беллетристичной» выглядит уже сама развернутая здесь система повествования: ведь все прямо рекомендуемые читателю ее субъекты (Белкин и рассказчики отдельных историй) не что иное, как представители «массовой культуры», ее звучащие «голоса».

Духовный мир Н.В. Гоголя.

Жизнь Николая Гоголя с первого его момента была устремлена к Богу. Мать его, Мария Ивановна, дала обет перед Диканьским чудотворным образом святителя Николая, если будет у нее сын, назвать его Николаем, — и просила священника молиться до тех пор, пока не сообщат о рождении ребенка и не попросят отслужить благодарственный молебен. Крещен младенец был в Спасо - Преображенской церкви в Сорочинцах. Мать его была женщиной набожной, усердной паломницей.

Среди предков Гоголя были люди духовного звания: прадед по отцу был священником; дед закончил Киевскую Духовную Академию, а отец — Полтавскую Духовную Семинарию.

Первым сильным испытанием в жизни юного Николая была смерть отца. Он пишет матери письмо, в котором отчаяние смиряется глубокой покорностью воле Божией: "Я сей удар перенес с твердостию истинного христианина... Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести!.. Прибегните так, как я прибегнул, к Всемогущему"

После переезда в столицу Гоголь погружается в литературную жизнь. Но, несмотря на занятость, в нем проглядывает постоянное недовольство суетой, желание иной, собранной и трезвенной жизни.

Если брать нравоучительную сторону раннего творчества Гоголя, то в нем есть одна характерная черта: он хочет возвести людей к Богу путем исправления их недостатков и общественных пороков — то есть путем внешним. Вторая половина жизни и творчества писателя ознаменована направленностью его к искоренению недостатков в себе самом — и таким образом, он идет путем внутренним.

Условно жизнь и творчество Гоголя можно разделить на два периода — рубежом будет 1840 год.

Летом 1840 г. Гоголь за границей пережил тяжелые приступы "нервического расстройства", "болезненной тоски" и, не надеясь на выздоровление, он даже написал духовное завещание. Но затем последовало "чудное исцеление". Ему открылся новый путь. Начинается постоянное стремление Гоголя к улучшению в себе духовного человека и преобладание религиозного направления.

У Гоголя постепенно вырабатываются аскетические устремления. В апреле 1840 г. он писал: "Я же теперь больше гожусь для монастыря, чем для жизни светской". Более пространно пояснение причин почти монашеского образа жизни встречаем в письме к матери: "Я просто стараюсь не заводить у себя ненужных вещей и сколько можно менее связываться какими-нибудь узами на земле: от этого будет легче и разлука с землей. Мы сейчас станем думать о всяких удовольствиях и веселостях, задремлем, забудем, что есть на земле страдания и несчастья; заплывет телом душа — и Бог будет забыт…"

В июне 1842 года Гоголь уезжает за границу — и там религиозное настроение начинает преобладать в его жизни.

Гоголь принимается за чтение книг духовного содержания, в основном, святоотеческой литературы. Письма Гоголя этого периода содержат просьбы о присылке книг по богословию, истории Церкви, русским древностям. Присланное Языковым "Добротолюбие" стало для Гоголя одной из настольных книг.

В статье "В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность" Гоголь указал на три источника самобытности, из которых должны черпать вдохновение русские поэты. Это народные песни, пословицы и слово церковных пастырей. Можно с уверенностью сказать, что эти источники имеют первостепенное значение и для Гоголя. Уже в школьные годы он ознакомился с "Лествицей" преподобного Иоанна Синайского. Образ лестницы, соединяющей землю с небом, — один из любимейших у Гоголя. Он встречается уже в одном из самых ранних его произведений — в повести "Майская ночь, или Утопленница" (1829).

Этот же образ мы находим и в заключительной главе "Выбранных мест из переписки с друзьями"

Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал "Лествицу" и делал из нее подробные выписки. Как глубоко жил этот духовный образ в сознании писателя, — можно видеть, например, по его предсмертным словам: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!.." Подобные же слова о лестнице сказал перед кончиной святитель Тихон Задонский, один из любимых писателей Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно.

В январе 1845 года Гоголь живет в Париже у графа А. П. Толстого.

1845 – работает над «размышлениями о Божественной Литургии»

Петербургские повести».

Пребывание в Петербурге раздвинуло горизонты опыта Гоголя, расширило его знания «подлой современности», «безмозглого класса», правящего родиной. Глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью Гоголя на берегах Невы, в значительной мере сказались в так называемых «Петербургских повестях», созданных в 1831—1841 годах (в печати стали появляться с 1835 года).

Все «Петербургские повести» связаны общностью проблематики (власть чинов и денег), единством основного героя (разночинца, «маленького» человека), целостностью ведущего идейного пафоса (развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы). Они правдиво воссоздают обобщенную картину Петербурга 30-х годов, отражавшую концентрированно социальные противоречия, свойственные всей тогдашней нашей стране.

При главенстве сатирического принципа изображения Гоголь особенно часто обращается в этих повестях к фантастике и излюбленному им приему крайнего контраста. Он был убежден, что «истинный эффект заключен в резкой противоположности». Но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму.

В «Невском проспекте», опубликованном во второй части сборника «Арабески» (1835), Гоголь отразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарев) и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и ужасающей бедностью подавляющего большинств

Наши рекомендации