Основные темы, мотивы и образы лирики С. Есенина Внеклассная работа по литературе.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925) – поэт сложной творческой судьбы. Все, что он выражал в своей лирике – вектор развития России, истории. К. Мочульский: «Все сборники Е. – главы и песн иодной большой поэмы о России». Поэт исповедовал большую любовь к России, которая явл-сь для него понятием не политич-им, соц-ым или экономическим, а духовным. Ходасевич: Россия для Е-на – это не только кр-ая Русь, это и крестьянин, и горожанин, и русская природа, и русская история, русский человек в его духовной ипостаси. Поэзия Е. отличается необыкновенн. целостностью, так как все в ней — о России. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил поэт. Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Е. понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить», — и одно сокровенное чувство не исчезает, несмотря ни на что, «чувство Родины».
В его поэзии отраж-ся склад и строй русского чел-ка со всеми разрывами, полюсами. С одной стороны, лир герой в ранней лирике – это тихий странник, с другой стороны мы видим буйство («Москва кабацкая»).
Он входит в Серебр век с темой гармонии, что сов-но не соответ-ло 20 веку. Темой Серебр века явл-сь ощущение антиномичности мира, его расколотости. С темой гармонии связан образ тихого странника. Тишина – ключевое слово и его производные. Тишина символизирует душевную гармонию человека. Лир герой ранней лирики Е. – это обычно странник, инок пастух. А странники, как известно, это первые поэты. Светлана Семенова отмечает, что образ странника несет в себе образ Христа. Мотив странничества – метафизич-ий концепт русск к-ры и лит-ры, выражает жажду русского чел-ка выйти за пределы бытового мира. Тихий странник мечтает о нездешней земле, граде, свете. Мечтает достичь нездешнего – мир призрачной, вечной, духовной России. Духовное пр-во – это простран-во, в кот чувствует и живет лир герой Е.
«Край ты мой заброшенный»- нет многокрасочной предметности. Сельский пейзаж покрыт туманной дымкой – внутр-яя Россия, кот носит в душе С. Е. Этот образ не менся, нетлененный образ, кот не совпад с современнотсью. Нет ничего яркого, только природные звуки, кротка, смиренная, незаметная Русь. Это скорее неземная Россия, кот пронизана небесным светом. Поэт писал: «Россия — какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и синее что-то». Есенин, представляя Русь именно голубой, синей, связывает святой ее образ с небесами и водной гладью:
Не видать конца и края …
Голубой, синий цвет, голубь, - это символ И. Х., Богородицы. Этот образ России появл-ся в стих-ях «Серебристая дорога», «Не напрасно дули ветры», «Я снова здесь, в земле родной».
Этим стих-ям противостоят др стих-я: н-р, «В том краю, где желтые карпивы». Здесь желтый цвет означает предательство, предвестие краткости жизни. В 4-ом четверостишии появл-ся образ дороги – трагический образ, дорога мятежа, бунта, где гремят кандалы, дорога смерти.
С образом странничества связаны образы природы, дороги, дали, бродяжничества. Даль – ключевой образ, разомкнутое пространство, кот оформило русскую душу. Дорога – жажда духовного поиска. С друг стор она приобр эсхатологич, апокалиптич смысл. «Все мы странники» - ососзнание конца физического (но это не явл доминантным в тв-ве Е).
Тема бродяжничества – самый падший вариант странничества, когда человек хочет пропасть, сгинуть (разбойный мотив, поэзия буйства). Природа для лир героя – храм, где путник творит свою литургию. Природа более духовная, чем человек. Она пронизана высшим светом, кот хранит в себе неизреченную духовность.
Начиная с 1916 г вых др за др сб-ки «Радуница» (Радуница – первый весенний праздник поминовения усопших, обряд , соотнесенный и с Пасхой, , с воскрешнием Христа, и с языческой радостью победы жизни над смертью, бурным возрождением природы), «Голубень» (голубь- И.Х), «Преображение» (дух-ое преображение человека и России).
В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм, проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью — для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени С 1916 по 1918 поэт создает цикл поэм («Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Инония» и др.). Е. испытывает влияние «Скифов» (религиозно-философское объединение: Н. Клюев, А. Белый, Л. Шестов), кот противопоставляли интернационализму веру в вечную революционность – духовное обновление, где б счастливы все, и крестьяне, и, и горожане, Е восприним революцию в духе романтизма, метафизическое восприятие революции. Эта доминанта присут-т в цикле революц поэм. Поэмы неравны в эмоцион плане: есть и радость, и приятие, сомнение и тревоги. Поэмы проникнуты богоборческим началом. Они по-разному были восприняты в кругах критики. Бунин: хулиг-во, нигилизм, кот отвергает хр-во в русской культуре. Вл. Ходасевич: резко критикует, относится негативно. Н. Солнцева, М. Нике: буйство связ с жаждой к дух-му преображению. К. Мочульский: некот поэмы пораж богохульством. В них возник идея – счастье чел не д б ч/з голгофу, ч/з страдание. Счастье д б изначально. Мотивы богоборчества явно присутств в поэме «Инония» - 7-ая поэма в цикле. Лир герой предст как новый пророк, создающий нов веру. Нов черты лир героя – буйный, грозный, мстительный, пророк-титан. Инония предст как иная страна. Образ России как Нового Назарета (родной город И Х).
Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове
художественного образа (трактат «Ключи Марии». 1919). Е понимал твор-во как как духовное служение. Это не д отдел-ся от его судьбы.
В 20-е гг лирика Е окрашена трагическими нотами. Мен-ся взгляды Е к происходящему в России. Свою эпоху он характериз как умерщвление личности как живое. Появл-ся мотивы увядания, угасания («Я последний поэт на деревне», «Сорокауст»).Главное место в его стихах 20-х гг по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» — «Русь уходящая» Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд»), получает развитие в стихах последних лет, фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное». Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская». «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания. Появл-ся циклы «Москва кабацкая», «Любовь хулигана», «Персидские мотивы». Гл настроение – одиночества ,тоски. Напряженное эмоц состояние присутств в цикле (сказыв-ся личная драма). Мотивы покаяния, изгойства, бесприютностиН. Сонцева отмеч вийоновские мотивы в «М. к». («Дурацкие песни» пис Вийон о проститутках, содержательницах борделей). Е привносит иное содержание в эти стих-я. Это цикл драм-го сод-я – чувств-ся утрата гармонии. Построен на пр-пе контраста. Герои и героини – проститутки и разбойники – лир маска.
«Москва кабацкая» В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с 3.Н.Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом,. пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921. «Москва кабацкая». 1924.
«Любовь хулигана» - 2 часть «М к» - пронзительно лирич часть. Возлюбл возвод-ся до Мадонны. Образ осени несет собой предчув-е скорой гибели, смерти, образ осенней женщины, кот преображ его. Привносит исповед-ть в этот цикл, он интимен. Вектор развития душевного состояния – от внешнего к внутр-му.
«Персидские мотивы» задум-ся как цикл преодоления своего душ-го состояния. Европа – ир практичный, в кот нет поэзии. Восток в сознании Есенина – антипод Запада, это место, где царит поэзия, вдохновение, мечта. Персия. Появл-ся снова голубой и синий цвета. Любовь, погруж-ть в простр-во голубой мечты преображ героя. В этом цикле преоблад мотивы просветления, благодарности жизни, самой любви, дарящей радости, и свет душе, в известном смысле свет благодати, благой вести. Если Россия перестала б арем для нежных, влюбленных душ, то м выдумать Персию, страну роз, цветущего миндаля, голубой дымки над Босфором. В кон цикла появл мотив тоски по России.
Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек» («Друг мой. друг мой, Я очень и очень болен...»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Поэма окрашена Пушк. мотивами сюжетн. ядром становится произведение П. «Моцарт и Сальери». Чорный чел посещает героя и мучает его, обличая его грехи. Это поэма-исповедь. Имеет оптимист. финал - герой принимает свое страдание.
Поэма «Анна Снегина». Вмещает в себя исповедальную тему. Здесь также присут. тема дворян гнезд. Имя героини символично – Снегина (можно сравнить с Онегин) - воплощает нравств. чистоту. Текст организует мотив влюбленности героев. Выражение чувств имеет неоформленный импрессионистический характер, прослеживает эпическая тема революции и гражд. войны. Тема любви звучит апофеозно, революция не в состоянии разрушить любовь героев.
«Зимний цикл» 1925 год. Выражает нов философию творчества. В нем отражается философия покоя, гармонии. «Вечер синий, вечер лунный», «Плачет метель», «Снежная равнина», «Клен, ты мой опавший», «Свищет ветер». Появл-ся образы метели, зимнего ветра ,ноэто метель спокойная, а ен полная страстей, это снежная заметь, умиротворенна гармония, кот выстрадал поэт. Стихи проникнуты философией покоя, он все принимает и буйную страсть, и разочарование, и крушение мечты, и счастье. Здесь звучит печаль, но эта печаль не трагическая. Он принимает свою судьбу такой, какая она есть. Чел-ое сущ-е вечно, но вечна жизнь.
В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, ощущает тленность мира, но не чувствует трагической обреченности. Прожив жизнь в неразрывном единстве с природой, он воспринимает свой уход как такой же естественный Процесс, что и увядание в природе. Но кроме мотива угасания в последних двух строках каждой строфы слышатся прекрасные воспоминания о молодости и всплывает нетленный образ «страны березового ситца». Так в последние годы своей короткой жизни Есенин возвращается к своей малой родине, к своей деревенской Руси, которой остался верен до смертного часа.