ПостмодернизмитворчествоДжонаФаулза. РоманФаулза «Коллекционер».
Что-товзяласлекции, нобольшеиздругихисточников, потомучтоналекциипропостмодернизмоченьмалобылосказано.
Постмодернизм
Термин «литературапостмодернизма» описываетхарактерныечертылитературывторойполовины XX века (фрагментарность, ирония, чёрныйюморит. д.), атакжереакциюнаидеиПросвещения, присущиемодернистскойлитературе.
Постмодернизмвлитературе, какипостмодернизмвцелом, струдомподдаетсяопределению — нетоднозначногомненияотносительноточныхпризнаковфеномена, егограницизначимости. Но, какивслучаесдругимистилямивискусстве, литературупостмодернизмаможноописать, сравниваяеёспредшествующимстилем. Например, отрицаямодернистскийпоисксмыславхаотическоммире, авторпостмодернистскогопроизведенияизбегает, нередковигровойформе, самувозможностьсмысла, аегороманчастоявляетсяпародиейэтогопоиска. Постмодернистскиеписателиставятслучайностьвышеталанта, априпомощисамопародированияиметапрозыставятподсомнениеавторитетивластьавтора. Подвопросставитсяисуществованиеграницымеждувысокимимассовымискусством, которуюпостмодернистскийавторразмывает, используяпастишикомбинируятемыижанры, которыепреждесчиталисьнеподходящимидлялитературы.
Постмодернизмстроитсянаинтертекстуальности - заимствованиичужоготекста.
ДжонФаулз.
ДжонФаулз (род.в 1926) - одинизсамыхинтересныханглийскихписателейсовременности. Роман "Коллекционер" (1963) принесемумировуюславу. Заэтимпроизведениемпоследовалироманы "Маг" (1965), "Женщинафранцузскоголейтенанта" (1969). Книга "Аристос" (1964 представляетсобойвнутреннийавтопортрет, являющийчитателюфилософскуюиэстетическуюконцепциюФаулза, егопониманиеместаиролихудожникавсовременноммире.
ВедущимпостулатомФаулза, которыйпроявляетсявегопроизведениях, являетсяубеждение, чтодостичьсвободыможноприусловиираскрепощениясознания. ВершинамиэстетическихдостиженийчеловеческоймыслиФаулзсчитает "Одиссею" Гомераи "Бурю" Шекспира. Писательориентируетсянагуманистическиеобразцыклассическойлитературы, ноприэтомлегкообращаетсястрадиционнымитекстами, зачастуюиспользуетвкачествеосновымиф, помогающийвоссоздатьвнутреннее "я", обладающееглубинной, генетическойпамятью. ИменнопоэтомуведущимиуФаулзаявляютсямифологемыострова, робинзонады, странствия. МифвпроизведенияхФаулзаинтертекстуален, тоестьонбазируетсянапредшествующихтекстах, зачастуюинтерпретируяихсовершенноиначе. ОченьчастоФаулзвкачествеавторскойпозицииизбираетнамеренноеотстранениеотоценкисобытия, предоставляячитателювозможностьсамомусделатьвывод.
Сталкиваявсвоихпроизведенияхразныекультурныеэпохи, различныеспособымировидения, конструируяситуациютакимобразом, чтоонастановитсямногозначной, Фаулзобнажаетсложностьчеловеческогохарактераисудьбы. Светитьма, многоликостьличности, сочетаниевысокогоинизкоговдуше - этотеинстанции, акцентируякоторые, Фаулзоткрываетчитателюкрасотуимногомерностьжизни. Герой, отправляющийсяпутешествоватьвпоискахсобственного "я", редкообнаруживаетгармониювнешнегоивнутреннего, прозрениеистиныпугаетиотталкивает.
Роман "Коллекционер" (1963)
Романрассказываетободинокоммолодомчеловеке, ФредерикеКлегге, служащемклеркомвмуниципалитете. Всвободноевремяюношаувлекаетсяколлекционированиембабочек.
ВпервойчастироманарассказидётотимениКлегга. ОнувлечендевушкойпоимениМирандаГрей, студенткойхудожественногоучилища. НоКлеггнедостаточнообразован, неинтересуетсяничем, кромебабочекиунегонехватаетсмелостипознакомитьсясней.ОнвосхищаетсяМирандойнарасстоянии.
ОднаждыКлеггвыигрываетбольшуюсуммунаскачках. Этопозволяетемууволиться, отправитьсвоихродственниковзаграницуикупитьдомвсельскойглуши. Вэтожевремяонрешает «присоединить» Мирандуксвоейколлекции. ПохищениеКлеггпродумываетвмельчайшихдеталяхидействительно, унеговсеполучаетсяоченьпрофессионально. Клеггубежден, что, живяунегодома, девушкасможетполюбитьего.
Втораячастьроманапредставляетсобой «дневник» Миранды, вовремязаточенияеёвподваледома, купленногоКлеггом, вкупесвоспоминаниямидевушки. Мирандауверена, чтопохищениеимеетцельюсексуальноенасилие, ноэтооказываетсяневерно, ионаскороначинаетнемногожалетьсвоегопохитителя, сравниваяегосКалибаном.
Мирандаделаетнесколькопопытокпобега, нокаждыйразКлеггостанавливаетеё. Затемонапробуетсовратитьего, ноединственныйрезультат, которогоонадобивается, этоегоозлобление.
ВконцероманаМирандазаболеваетпневмониейиумирает. ВтретьейчастиповествованиесноваидётотлицаКлегга. ПослесмертиМирандыонхочетпокончитьсжизнью, нонайдяеёдневникиузнав, чтоонаникогданелюбилаего, решаетповторитьпопыткусдругойдевушкой.