Пограничныеситуации» иконцепциячеловекавтворчествеписателей-экзистенциалистовСартраиКамю.
А. КамюиЖ.-П. Сартр, являясьяркимипредставителямифранцузскогоэкзистенциализмавлитературе, воплощаливсвоихпроизведенияхосновныеидеиикатегорииэтойфилософии: абсурдныймир, свободавыбора, абсолютнаясвобода, еёцена, индивидуальноесознаниеит.д. Новпроизведенияхкаждогописателяэтиположенияэкзистенциализмаотраженныпо-разному, основныеэкзистенциалистскиепроблемынаходятразноерешение. Впроцессеразвитиятворчествакаждыйавторконцентрируетсянатойилиинойидеевбольшейстепени, чемнадругих. Темсамымвпроизведенияхкаждогописателяпоявляетсядоминирующаяпроблема, решениюкоторойониипосвящены.
А. Камюначинаетсвойтворческийпутьстакназываемого "романтическогоэкзистенциализма", которыйвомногомоснованнаегоалжирскихвоспоминаниях. НаиболееяркийпримерраннеготворчестваКамю - "Посторонний". Мерсоявляетсягероем-романтиком, т.к. он - частьприроды, солнцедвижетимвовремяубийства. Чистоэкзистенциалистскийаспектпроизведения - абсолютнаясвобода, которуюощущаетгерой, живявабсурдноммире, вкоторомнетнисмысла, ниБога, аотсутствиеэтихсоставляющихделаетгероясвободнымотвины, суда.
Аужевромане "Чума" абсурдперестаётбытьнекойабстракциейонполучаетобраз - чумы. ЗдесьКамюуходитотгероя-индивидуалистаМерсо, противостоящегоокружающемумиру, онобращаетсяужекобщности, коллективулюдей, ведьчумакоснуласьвсех, игероипостепенноосознаютэто. Поведениечеловеказдесьдиктуетсяужевыбором, вариантомдействияотносительноконкретнойзадачи, вданномслучаеборьбысчумой, аневездесущимабсурдом, обессмысливающимлюбойпоступок.
Вдальнейшемтворчествописателяполитизируется. Всвоихпроизведенияхонобращаетсякконкретнымисторическимсобытиям, как, например, впьесе "Праведные" (убийстворусскогокнязя). Вэтомпериодеонужеставитвопросоценепоступков, свободычеловека.
Нозатем, рисуявсборникеновелл "Изгнаниеицарство" людейразобщённых, находящихсяподгнётомвсяческихпредрассудков, серостижизни, Камюнаходитвыходвсё-такив "царствесвободы". Издесьжеонвновьобращаетсякромантическомуначалу: ккрасотеморяинеба.
ВсвоёмраннемтворчествеЖ. - П. Сартр, осознаваяабсурдностьмира, приходиткпротивопоставлениюмирувещейсознания, вкоторомвоплощенасвобода. Этасвободазаставляетгерояпокинутьмиробывателей. Этонаходитотражениевромане "Тошнота". Здесьписательтолькоприходиткосознаниюналичиясвободноговыбораучеловека. Аужевдраме "Мухи" герой, познавшийсвоюсвободу, идётнаубийство, хотяонсовершаетеговоимянарода, всяеготяжестьложитсяисключительнонанегоодного. Всборнике "Стена" Сартрпоказывает, чтоограничитьтакуюабсолютнуюсвободуможетлишьсмерть, онаотнимаетучеловекаправонавыборисоответственноделаетегомёртвым, существомизмиравещей, которыесозерцалРокантен.
ЗатемвхудожественныймирСартравторгаетсясовременность, история, обстоятельства, которыекасаютсявсехбезисключения. Матье, геройромана "Смертьвдуше" впроцессевойныначинаетосознаватьобщественноезначениесвоихдействий, чувствоватьсвоюответственностьпереддругими. Личнаясвободачеловекасочетаетсяснеобходимостьюопределённыхдействийпередобществом. ЭтополучилоназваниеангажированныйэкзистенциализмСартра.
Затемнафонеисторическихсобытийписательпытаетсярешитьключевуюпроблемувеготворчестве: нравственнаяценадействий, "практики" человека, которыйживётбезкаких-либоидейиидеалов. ТаковХёдереризпьесы "Грязныеруки", длякоторогодеятельность - способуйтиизабсурдногомира. Ностремлениепокинутьего, действиянаправленныенаэтодопускаютубийство, одновременноубийстводопускаютигероиабсурдногомира. Разорватьэтотзамкнутыйкругможет, помнениюСартра, толькопоявлениеБогавжизничеловека. Этужепроблемуавторразрешаетвпьесе "ДьяволиГосподьБог".
НазавершающемэтапетворчестваКамюэкзистенциализмвегопроизведенияхперестаётсуществоватькакчистаяфилософия, экзистенциалистскиепроблемытеперьуженевцентреповествованияавтора. ОбэтомсвидетельствуетегозавершающийроманоГюставеФлобере.
Такимобразом, напротяжениивсеготворчестваА. Камюанализируетхарактерабсурдногомираиповедениечеловекавнём. АЖ. - П. Сартрконкретизируетсвоюзадачу - онконцентрируетсвоёвниманиенакатегорииабсолютнойсвободыиеёцене. Общимвэволюциитворчестваобоихписателейявляетсяпроникновениевихпроизведенияистории, конкретики, точностиподвоздействиемВтороймировойвойны. Нослужитэтораскрытиюизначальнозаявленныхимипроблем, вопросов.