Странствиягероядрамы «ПерГюнт» ивозвращениенародину. ТемаСольвейг, смыслфинала.

ГенрикЮханИбсен
20 марта 1828 - 23 мая 1906 (78 лет)
Норвежец (родилсявгородеШиен, умервКристиании)
язык, накоторомписалБукмол (этонорвежскийтипа )
Направления, вкоторыхписал: символизм, натурализм

ивоткраткаябиография
ГенрихИбсенпроисходитиздревнейибогатойдатскойсемьисудохозяев, переселившихсявНорвегиюоколо 1720 г.
Отецдраматурга, КнудИбсен., представлялсобойдеятельнуювздоровуюнатуру; мать, — немкапопроисхождению, дочьсостоятельногоскиенскоготорговца, — былаособойстрогого, сухогонраваикрайненабожная.
В 1836 г. КнудИбсенобанкротился, ижизньбогатой, хорошопоставленнойсемьи, крутоизменилась. Прежниедрузьяизнакомыемалопомалусталиотдаляться, пошлисплетни, насмешки, всякогородалишения. Людскаяжестокостьотразиласьоченьтяжелонабудущемдраматурге. Итакужеотприродынеобщительныйидикий, онтеперьсталещеболееискатьуединениявожесточился.
На 16-мгодужизнипришлосьИбсену.поступитьвученикиваптекублизлежащегогородкаГримштадта, снаселениемвсегов 800 жителей. И. покинувбезовсякогосожаленияСкиен, онбольшеникогдатуданевозвращался. Ваптеке, гдеонпробыл 5 лет, юношавтихомолкумечталодальнейшемобразованиииполучениидокторскогодиплома.
Революционныеидеи 1848 г. нашливнемгорячегоприверженца. Впервомстихотворениисвоем, восторженнойоде, онвоспелвенгерскихпатриотов-мучеников. ЖизньИбсенавГримштадтестановиласьдлянеговсеболееиболееневыносимой. Онвозбудилпротивсебяобщественноемнениегородкасвоимиреволюционнымитеориями, вольнодумствомирезкостью.
НаконецИбсен.решилброситьаптекуиотправилсявХристианию, гдеемупришлосьвестипервоевремяжизньполнуювсякихлишений. ВХристианииИбсенпознакомилсяитесносблизилсясБьернсоном, которыйвпоследствиисталегоожесточеннымпротивником. ВместесБьернсоном, ВиньииБоттен-Хансеном, Ибсеносновалв 1851 г. еженедельнуюгазету «Andhrimner», просуществовавшуюнесколькомесяцев. ЗдесьИбсенпоместилнесколькопоэми 3-хактноедраматическоесатирическоепроизведение «Norma».
Послепрекращенияизданияжурнала, ИбсенпознакомилсясоснователемнародноготеатравБергене, Ола-Булем, которыйпредоставилемудолжностьрежиссераидиректораэтоготеатра.
ВБергенеонпробыл 5 летив 1857 г. вернулсявХристианию, тоженадолжностьдиректоратеатра. Здесьоноставалсядо 1863 г. ЖенилсяИбсен.в 1858 г. ибылоченьсчастливвбрачнойжизни. В 1864 г., последолгиххлопот, Ибсенполучилписательскуюпенсиюотстортингаивоспользовалсяею, чтобыпоехатьнаюг. СначалаонпоселилсявРиме, гдежилвполномуединении, потомпереехалвТриест, затемвДрездениМюнхен, откудаездилвБерлин, атакжеприсутствовалприоткрытииСуэзскогоканала.
Наиболееизвестныромантическиедрамынасюжетыскандинавскихсагиисторическиепьесы, философско-символическиедраматическиепоэмы «Бранд» (1866) и «ПерГюнт» (1867), острокритическиесоциальныереалистическиедрамы «Кукольныйдом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Врагнарода» (1882).

Странствиягероядрамы «ПерГюнт» ивозвращениенародину. ТемаСольвейг, смыслфинала.

Ребятки.
Дочерты: краткоеописаниескитанийПерГюнтаисценастроллихой, послекоторойонотправилсяскитаться.
Послечерты: возвращениенаРодину, финал, Сольвейг.

Выпомните, чтоПерГюнтвместесСольвейгуходятжитьвлес. ИвотПервыходитзахворостоминеожиданновстречаетвлесусильноподурневшуюЖенщинувЗелёномсуродцем, которогоонапредставляетПерукакегосынка — тот, кстати, встречаетотцанеслишкомприветливо («Япапочкупристукнутопором!»). ТроллихатребуетотПера, чтобыонпрогналСольвейг! Или, можетбыть, онизаживутвегодомевтроём? Первотчаянии, еготяготиттяжёлоечувствовины. ОнстрашитсязапачкатьСольвейгсвоимпрошлыминехочетеёобманывать. Значит, ондолженотнеёотказаться! Попрощавшись, онуходитизизбушкиякобынаминуту, новдействительностинавсегда.

Перунеостаётсяиного, какбежатьизстраны, нооннезабываетоматериипосещаетеё. Осебольна, ейпомогаетсоседка; нехитроеимуществовдомеописаносудебнымприставом. Внесчастьематери, конечно, виноватсын, ноОсеоправдываетего, онасчитает, чтосампосебееёПернеплох, егосгубиловино. Старухачувствует, житьейосталосьнедолго — мёрзнутноги, царапаетдверькот (плохаяпримета!). Персадитсянакроватьи, утешаямать, рассказываетейнараспевсказку. Первидит, чтоонаумерла. Недожидаясьпохорон (позаконувнелесаегоможетубитькаждый), онуезжает «заморе, чемдальше, темлучше».

Проходитмноголет. ПеруГюнтуподпятьдесят. Ухоженныйипреуспевающий, онпринимаетнасредиземноморскомберегуМароккогостей. Рядомвморестоитегояхтаподамериканскимфлагом. ГостиПера: деловитыймастерКоттон, глубокомысленномногозначительныйфонЭберкопф, бомондныймосьеБаллонинемногословный, нопылкийТрумпетерстроле (швед) — превозносятхозяиназагостеприимствоищедрость. Какудалосьчеловекуизнародасделатьтакуюблестящуюкарьеру! Восторожныхвыражениях, стремясьнезадетьлиберально-прогрессистскихвзглядовгостей, ПерГюнтговоритимправду: онспекулировалвКитаецерковнымантиквариатомизанималсяработорговлейвюжныхштатахвАмерике. СейчасоннаяхтенаправляетсявГрециюиможетпредложитьдрузьямдело. Превосходно! Онисудовольствиемпомогутгрекам-повстанцамвихборьбезасвободу! Вот, вот, подтверждаетГюнт, онхочет, чтобыонираздувалипламявосстаниякакможносильнее. Тембольшебудетспроснаоружие. ОнпродастегоТурции, априбыльонивместеподелят. Гостисмущены. Имстыдноиодновременножальупускаемойприбыли. ФонЭберкопфнаходитвыход — гостиотнимаютуГюнтаяхтуиуплываютнаней. Проклинаянесостоявшихсякомпаньонов, Пергрозитимвслед — ичудо! — гружённаяоружиемяхтавзрывается! БогхранитГюнтадлядальнейшихсвершений.

Утро. Гюнтпрячетсяотхищныхзверейнапальме, ноиздесьпопадаетвобщество... обезьян. Мгновенносориентировавшись, Перприспосабливаетсякзаконамстаи. Приключениезаканчиваетсяблагополучно. Соскочивсдерева, геройбредётпопустынедальше, осуществляяввоображениивеличественныйпроекторошенияСахары. ПерГюнтпревратитпустынювидеальнуюстрану — Гюнтиану, онрасселитвнейнорвежцевибудетпоощрятьихзанятиянаукамииискусствами, которыерасцветутвстольблагодатномклимате. Единственное, чегоемусейчаснехватает... этоконя. Удивительно, ноГюнттутжеегополучает. Коняидрагоценныеодеждыпрятализабарханомворы, которыхспугнуларазыскивавшаяихстража.

Облачившисьввосточныеодежды, Гюнтотправляетсядалее, иводномизоазисоварабыпринимаютегозаважнуюперсону — каксчитаетсамГюнт, запророка. Новоявленныйпророкненашуткуувлекаетсяпрелестямиместнойгурии — Анитры, ноонаобманываетего — ейнужнанедуша (которуюонаупророкапросила), адрагоценностиГюнта. Рольпророкаемутоженеудалась.

СледующаяостановкаПеравЕгипте. РассматриваяСфинксаистатуюМемнона, Первоображаетсебязнаменитымисторикомиархеологом.

ПерделитсясвоимидогадкамиснекимБегриффенфельдом, итот, оченьзаинтересованныйсобеседником, обещаетпознакомитьегососвоимикаирскимидрузьями. ВдомесзарешеченнымиокнамиБегриффенфельдподстрашнымсекретомсообщает: буквальночасназадпреставилсяАбсолютныйразум — онивсумасшедшемдоме. Бегриффенфельд, директорего, знакомитПерасбольными: Гуту — поборникомвозрождениядревнегоязыкаиндийскихобезьян, Феллахом, считающимсебясвященнымбыкомдревнихегиптянАписом, иГуссейном, вообразившимсебяпером, котороетребуетсянемедленноочинить, чтоониделаетсам, перерезаясебегорлоперочиннымножом. ВсяэтафантастическаясценабылахорошопонятнасовременникамИбсена, внейна «египетском» материалезашифрованывыпадыпротивнациональногонорвежскогоромантизма: Гуту, какпредполагают, этоИварОсен, создательлансмола, искусственногоязыка, составленногоизкрестьянскихдиалектов (кстати, нанемсейчасчитаетипишетпочтиполовинанаселениястраны), феллах — этонорвежскийбонд (тоестькрестьянин), «священнаякорова» иидеалнорвежскихромантиков, Гуссейн — министриностранныхделМандерстрем, предавшийвовремядатско-прусскоговоенногоконфликтав 1864 г. идеалыскандинавизма: онподменилконкретныедействияШвециииНорвегиивзащитуДанииписаниембесчисленныхнотпротеста, зачтоибылпрозванИбсеномвгазетнойстатье «способнымпером». Ошалевотатмосферыбезумияисовершившегосянаегоглазахсамоубийства, Перпадаетвобморок, абезумныйдиректоржёлтогодомасадитсянанеговерхомивенчаетегоголовусоломеннымвенкомдурака.

Проходитещёмноголет. СовершенноседойПерГюнтвозвращаетсянародину. ЕгокорабльтонетубереговНорвегии, ноГюнту, зацепившемусязавыброшеннуювморелодку, удаётсяспастись. НабортусуднаПерапреследовалНеизвестныйПассажир, тщетновыпрашивавшийунегоеготело «дляцелейнауки» — ведьПер, поегомнению, непременноскороумрёт. ИэтотжеПассажирпоявляетсявморесноваицепляетсязаперевёрнутуюлодку; напрямойвопрос, неДьяволлион, Пассажиротвечаетуклончивоиказуистическивопросомнавопрос, всвоюочередьобличаяПеракакчеловека, неслишкомстойкогодухом.
_________________________________________________________________________________
Проведявсюсвоюжизньвбесцельныхблужданиях, длящихсяпятьдесятлет, Пер, состарившисьителом, идухом, смиренновозвращаетсядомой. Ноиздесьегониктонеждёт. Старинныеприятелиинедругискончались, иниктоуженеподозреваетоегособственномсуществовании. ПерГюнтисамтолкомнезнает, существуетонтеперьилинет. Вотчаяниионзавидуетнищимморякам, которыхдомаждутихродныеиблизкие.
ВнезапнопереднимпоявляетсянекийПуговичник. Следуетотметить, чтоПуговичник – ключеваяфигуравпьесе. Это, своегорода, финальныйаккорд, главныйакцентвсей «композиции». Нестольважно, кемявляетсяэтотперсонажнасамомделе: вестникомСмертиилисамойСмертью, РукойСудьбыилиженечистойсилой (хотяегопристрастиеквнезапномупоявлениюнаперекрёсткахдорогуказываетвпользупоследнегопредположения)…Такилииначе, ПуговичникзаявляетПеру, чтоемуужедавно «поранапереплавку». ЭтоизвестиепотрясаетГюнтадоглубиныдуши: сбывалосьсамоеужасающееегоопасение – статьНичем, утратитьСамость. Понимая, чтоемунеспастисвоейдуши, Перперечисляетвсесвоипороки, внадеждепопастьхотябывПреисподнюю, новсёжеостатьсясамимсобой. Пуговичниквыражаетискреннееудивлениеизаявляет, чтоПерникогдаинебылсамимсобой: емунехватиломужествабытьнинастоящимгрешником, ниистиннымхристианином, онизначальнобыл «неверносделан» («…Ты – нито, нисё…»). Пербудетотправлен «напереплавку» каксамаяобыкновеннаяпуговица, вкоторойобнаружендефект.
ВотчаянииПерумоляетПуговичникаоботсрочке. Пуговичникзаявляет, чтоготовотпуститьГюнта, еслионпредоставитдоказательствотого, чтохотябыодномгновениесвоейжизнибылсамимсобой. ПерГюнтвужасе: онпонимает, чтотакихсвидетелейемуненайти…
ВнезапноПервспоминаетоДоврскомдеде, отом, какоднажды.

23. МодернистическаялитератураитворчествоФранцаКафки. Новелла «Превращение».

"Модернизмвискусствеиэстетическойтеории, тесносвязанныйсобщимдвижениембуржуазнойобщественноймысливэпохуеёзаката, даётсебязнатьпреждевсегоразрушительнойломкойклассическойтрадиции".
Модернизм, такимобразом, являетсянетолькоотражениемгосподствующихобщественныхотношений, ноибунтомпротивклассическойтрадиции, тоестьпротивреалистическогоискусства.
Новелла "Превращение" - это, пожалуй, однаизсамыххрестоматийныхвещейКафки. УжевпервойфразевиденКафка: "Проснувшисьоднаждыутромпослебеспокойногосна, ГрегорЗамзаобнаружил, чтоонусебявпостелипревратилсявстрашноенасекомое". Этафразапроизводитначитателяошеломляющийэффект. ФантастическийобразКафкикажетсявызывающимименновсилусвоейдемонстративнойнеэстетичности: представлениеонасекомомнечеловеческихразмеров.
Попытаемсяпредставитьсебе, чтотакоепревращениевсё-такипроизошло, ипримиримсянавремячтениярассказасэтоймыслью, итогдаизображённоеКафкойпредстанетвполнеправдоподобнымидажеобыденным. Чемэтоможнообъяснить? Тем, чтовэтойновелленеоказываетсяничегоизисключительного, кромесамогоначальногофакта - превращениячеловекавнасекомое. ДалееКафкаповествуетовполнепонятныхжитейскихнеудобствах, начавшихсяуГрегораиегосемействапослеегопревращения. Этотемболеенеобычнопотому, чточерезсуховатыйидажеобыденныйязыкавторачитателькакбызабываетоневероятностифакта, которыйлёгвосновуэтойистории.
ЗдесьнеобходимосделатьотступлениевнекоторыеобстоятельстважизнисамогоКафки.
Известно, чтоКафкабылчеловекомлегкоранимым, ипоэтомувнешниймирбылемучуждистрашен. ЛучшевсегообэтомсказалачешскаяжурналисткаМиленаЕсенская, которуюКафкаполюбилнезадолгодосмерти, носкоторойтакинерешилсясвязатьсвоюсудьбу. ОнанаписалаМаксуБроду: "Унегонигденетприбежищаиприюта. Онкакголыйсредиодетых" идалее: "Францнеспособенжить. Францникогданевыздоровеет. Францскороумрёт".
Беззащитностьпередвнешниммиром, неумениеприспособитьсяквнешнейсторонежизни, доставлялиКафкеогромныемучения. Этопорождаловегосознаниичувствовиныпереджизньюипередлюдьми. Кафкеказалось, чтооннеоправдалтехнадежд, которыеотец, владелецнебольшойторговойфирмы, возлагалнанего, желаявидетьвсынепреуспевающегоюристаипродолжателясемейноготорговогодела.
Вэтомсмыслеегоновелла "Превращение" вомногомавтобиографична. НельзянесогласитьсясА.Карельским, которыйназвалэтуновеллу "грандиознойметафоройкомплексавиныпередотцомисемьёй".
ГрегорЗамзапредстаётпередчитателямикакжалкоесущество, позоримукадлясемьи, котораянезнает, чтоснимделать. Интересно, чтосамоннеужасаетсясвоемупревращению. Переживпервоенедоумение, онстараетсякак-топриспособитьсяксвоемуновомусостоянию. Такжеиегосемья, котораятожепослепервогопотрясенияслучившимсяпытаетсятакилииначекэтомуприспособиться. Асмертьсына-жукавоспринимаетсядажесявнымоблегчением.
Издесьвопросовинеинаказанииужесовсемотходитнавторойплан, куда-товподтекст. Анапервыйпланвходитпредельнобезрадостнаяаллегория: проснувшись, человекобнаруживаетсвоёполное, абсолютноеодиночество, одиночество, четковыраженноедажевнешне - черезоблик, переставшийбытьпохожимначеловеческий. Такимобразом, духовнуюизоляциюсвоегогерояКафкапередаетчерезневероятную, отвратительнуюметаморфозуеговнешности.
МывплотнуюподошликцентральномувопросутворчестваКафки - вопросуоботчуждениичеловека. ПоКафке, отчуждение - этовсеобщая, всеобъемлющаякатегориябессмысленностиибесцельностичеловеческогосуществования.
ЕслисопоставитьсудьбыГрегораЗамзы ("Превращение"), обезьяны ("Отчётдляакадемии") икрота ("Нора"), томыувидим, чтоидеяэтихпроизведений - признаниебессмысленностичеловеческогосуществованияинеотвратимостиобесчеловечиваниячеловека.
Привсёмкажущемсясходствеэтоймыслистем, чтомывидимуКафкивуказанныхвышетекстах, рассуждениеМарксавкорнеотличноотидеиКафки. УМарксаречьидётоконкретно-историческомявлении, обобесчеловечиваниирабочеговтоварно-капиталистическомпроизводстве. УКафкиже, напротив, отчуждениеестьвневременная, абстрактнаяидеяобесчеловечиваниячеловека, котороепроистекаетизсамойприродыобществаичеловека.
Содержаниеотчуждения (поКафке) - втрагедииизвечногоодиночестваличности, неспособной "сжиться" смиром. Это - абстрактнаяидеяфатальногоотчуждения, отчуждениявообще, неустранимогониприкакихобстоятельствах.
НеотвратимостьтрагическогоодиночестваличностиявляетсялейтмотивомтворчестваКафкипотому, чтооноченьостровоспринималипереживалчуждостьокружавшегоегомиранаживыичистогана.
СудьбасыгралазлуюшуткусКафкой. Всяегосемьяпогиблавгитлеровскихлагеряхсмерти, авсееготворчествооказалосьжертвойтойбуржуазнойдействительности, котораядушилахудожникаприжизни, апослесмертикощунственноподымаетегонащит.
"ТворчествоКафкисталовыражениемпредельногоуровня, последнейчертыразвитиясовременногосубъективизма. Заэтойчертойуженетискусства, нетвообщеничего.."
События, образы, мысли, поступкилюдейвпроизведенияхКафкисвязанымеждусобойчащевсегосовершенноалогично, словновидениябредовогосна, словноклочьямыслейипредставленийшизофреника, которыерождаютсятовсамыхпростых, товоченьсложноопосредствованныхассоциациях.
Кафка - этоживойпримертого, что "бываютхорошиемодернисты, нонебываетхорошегомодернизма", точнотакже, какнебываетхорошейрелигии, иборелигиявсегданевидимыминитямисвязанасвекамирабства.

Наши рекомендации